Прощайте обиды
فَاعْفُوا وَاصْفَحُوا
«Простите и не попрекайте» (сура 2 «Корова», аят 109)
Чем лучше мы узнаём человека, тем больше недостатков мы замечаем в нём. Конечно, мы видим и хорошие стороны его характера и достойные поступки, но воспринимаем их как само собой разумеющееся. Зато чужие изъяны ясно и отчётливо бросаются в глаза, особенно когда дело касается нас самих. И чем большего мнения о себе человек, тем меньше нужно для того, чтобы он возмутился и почувствовал себя оскорблённым. Его нафс вскипает и говорит: «Кто он такой, чтобы так поступать с тобой? Он не знает своего места, но ты укажешь ему на него».
Если человек болеет высокомерием, то его нафс легко овладевает сердцем, оттесняя разум. Чем больше он размышляет о случившемся, тем большей неприязнью и злобой пропитывается его душа. Гнев овладевает им, он жаждет отмщения, и если страх перед Аллахом не останавливает его, то он не стесняется в средствах, чтобы удовлетворить уязвленное самолюбие. А ведь жестокость и деспотичность — это качество адитов, которые навлекли на себя гнев Всевышнего и были истреблены холодным ветром.
«Такими были адиты! Они отрицали знамения своего Господа, ослушивались Его посланников и следовали за всяким упорствующим притеснителем» (сура 11 «Худ», аят 59)
Окружающие действительно не всегда поступают с нами наилучшим образом, и в такие моменты наша вера проходит испытание на прочность. Возлюбить ближнего потому и трудно, что ты лучше других осведомлён о чертах его характера и чаще других сталкиваешься с его недостатками и упущениями, в том числе по отношению к тебе. Но в этом и заключается смысл испытания ближним: принять его таким, каким его принимает Аллах, найти ему оправдание, простить ему слабость, покрыть его недостатки, помочь ему стать лучше.
Всевышний сказал:
«Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей — ведь Аллах любит делающих наилучшее» (сура 3 «Семейство Имрана», аяты 133–134)
Это значит: если ты спешишь к прощению Господа, то помогаешь людям и когда тебе легко, и когда тебе трудно. Но, поступая так, ты непременно увидишь от них то, что тебе не понравится. Поэтому наберись терпения и сдержи свой гнев, чтобы не попрекнуть человека в оказанной ему милости и не растерять награды за свои добрые дела. Не отмщай и не наказывай, а прости, чтобы Аллах простил тебя. Но даже этого мало, если ты ищешь любви твоего Господа, ибо Он любит делающих наилучшее, которые делают другим больше, чем от них требуется, и довольствуются для себя меньшим, чем им полагается, которые закрывают двери ненависти и отвечают на зло добром.
Аллах — Прощающий и любит прощать. Он наделил нас способностью прощать, чтобы отделить кротких и милосердных рабов Своих от тех, кто ищет величия на земле и распространяет на ней нечестие. Он доволен, когда люди прощают друг друга, и одаряет кротких и милосердных ещё большей милостью. В достоверном хадисе сказано:
«Богатство не уменьшается от милостыни, и рабу, который прощает, Аллах не прибавляет ничего, кроме величия, и кто бы ни смирился перед Аллахом, Аллах обязательно возвысит его» [Муслим 2588].
Праведные учёные говорили, что Аллах потому и поднимает водяные пары ввысь, что вода смиренно стекает вниз.
А в другом хадисе сообщается, что как-то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сейчас вы увидите человека, который попадёт в Рай». Тут показался один из ансаров; он только недавно совершил омовение, и вода стекала с его бороды, а в левой руке он нёс сандалии. На следующий день Пророк, мир ему и благословение Аллаха, снова сказал: «Сейчас вы увидите человека, который попадёт в Рай». И снова появился тот самый мужчина. На третий день повторилось то же самое, и тогда Абдаллах ибн Амр пришёл к нему и сказал: «Я поспорил с отцом и поклялся три дня не возвращаться домой. Не позволишь ли ты мне остаться у тебя, чтобы исполнить клятву». Тот мужчина разрешил ему остановиться у него, и Абдаллах начал наблюдать за ним. Хозяин дома не вставал на ночную молитву, но по ночам, когда он ворочался в постели, он поминал и возвеличивал Аллаха. Спустя три дня Абдаллах, которому благодеяния того человека показались ничтожно малыми, сказал ему: «Мой отец не гневался на меня, и между мной и им не было никакой ссоры, но я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды сказал, что сейчас мы увидим человека, который попадёт в Рай, и трижды появлялся ты. Тогда я решил переночевать у тебя, чтобы взять с тебя пример, но я не увидел, чтобы ты совершал много праведных дел. Благодаря чему же ты достиг того, о чём сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Мужчина сказал: «Ты видел всё, что есть». А потом, когда Абдаллах уже собрался уходить, он подозвал его и сказал: «Ты видел всё, кроме того, что я не держу в душе злобы ни на кого из мусульман и не завидую тому, чем Аллах облагодетельствовал других». Абдаллах ибн Амр сказал: «Вот благодаря чему ты достиг этого, и вот что не получается у нас» [Ахмад 12720, Бусыри 7248].
Вдумайтесь в смысл этого хадиса: для обретения совершенной веры, которая приводит в Рай без наказания в могиле и в день воскрешения, нужно научиться не только прощать, но и не держать в сердце зла и обиды. Только стирая из памяти всё плохое и неприятное, можно полюбить братьев и сестёр по вере и возжелать для них то, что мы желаем самим себе. А когда носишь в сердце обиду на человека и помнишь о его проступках, трудно желать ему добра и не смотреть на него свысока.
Но как простить человека, скажете вы, когда речь идёт о серьёзном проступке? А может быть, дело не в его оплошности, а в нашей гордыне? Той самой, которая выжигает веру и приличествует только Царю людей. Однако же Гордый Царь прощает и после этого окружает любовью и милостью.
«Он — Прощающий, Любящий» (сура 85 «Созвездия», аят 14)
Никто не способен простить и после этого возлюбить так, как Он, и двери Его милости открыты для каждого милостивого:
«Но если вы простите, не будете попрекать и покроете, то ведь Аллах — Прощающий, Милующий» (сура 64 «Обделение», аят 14)
В этом аяте использованы сразу три близких по смыслу глагола, означающие ‘прощать’ и охватывающие все составляющие прощения. Глагол عَفَا значит прощать, воздерживаясь от отмщения и наказания, صَفَحَ значит прощать, отказываясь от укора и порицания, غَفَرَ значит прощать, покрывая чужой проступок [Байдави 5/219]. Эти три ступени прощения покоряются только тем, кто уверовал в Аллаха и не сомневается в награде от Него.
Человек может простить обидчика и не искать возможности поквитаться с ним по разным причинам. Труднее удержаться от укора в его адрес даже после того, как отношения с ним наладятся. И уж совсем трудно не обсуждать его неблаговидный поступок в обществе друзей и близких, хотя чаще всего это — самое обыкновенное злословие за спиной брата. Ведь если его проступок касается только тебя, то обсуждать его с другими, перемывая косточки своего брата, может оказаться куда большим грехом, чем совершённая им несправедливость. Но искушение рассказать о случившемся и выставить обидчика в дурном свете бывает так велико…
Устоять перед таким искушением помогают только вера и знания — знания об Аллахе, Его замысле и исходе наших деяний. Познавший Аллаха знает, что Он покрывает человека и даже не смотрит на его грех, когда прощает его, и поэтому он не держит обиды на того, кто причинил ему боль, и не обсуждает его поступок с другими. Познавший замысел Всевышнего помнит, что всё случившееся с ним — часть испытания и произошло с ведома и дозволения Аллаха, а значит, он должен проявить терпение и исправить то, что ещё можно исправить. Наконец, познавший исход человеческих деяний знает, что в тот день, когда от страха затрепещут сердца и замрут взоры, с человеком поступят так, как он сам поступал с себе подобными.
Ибн Касир в своём тафсире приводит с достоверным (согласно его оценке) иснадом рассказ Ибн Аббаса о том, что будет человек, которого ангелы поволокут в Ад, и Ад начнёт пятиться и сжиматься. Милостивый Аллах спросит его: «Что с тобой?» Он скажет: «Он ищет защиты от меня». Тогда Аллах скажет: «Отпустите Моего раба». И будет человек, которого поволокут в огонь, и он скажет: «Господи, я думал о Тебе иначе». Аллах скажет: «Что же ты думал?» Он скажет: «Что Ты помилуешь меня». Тогда Аллах скажет: «Отпустите Моего раба». И будет человек, которого поволокут в Ад, и тот заревёт так, как ревёт мулица при виде ячменя, и сделает такой тяжелый вздох, что всякий услышавший его придёт в страх [Ибн Касир 6/97].
Но как может надеяться на милость Аллаха тот, кто сам не прощает и затаивает злобу, подолгу выжидая момента для того, чтобы поквитаться или порадоваться неудаче своего обидчика? Поистине, он лишает себя великой награды и скорого облегчения, которое наступит для тех, кто ради Аллаха проявлял великодушие и прощал. Передают со слов Анаса ибн Малика, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Когда рабы будут стоять [на коленях] для расчёта, глашатай скажет: “Пусть тот, чья награда за Аллахом, встанет и войдёт в Рай”. Потом он скажет во второй раз: “Пусть встанет тот, чья награда за Аллахом”. Его спросят: “А чья награда за Аллахом?” Он скажет: “Тех, которые прощали людей”. И тогда столько-то тысяч людей встанут и войдут в Рай без расчёта» [Шуаб аль-иман 7960, Дурр мансур 7/359].
Что же делать, когда с тобой поступили несправедливо? Простить и забыть? И как вообще забыть сильную обиду, которая ранила сердце и отравила жизнь? Ответы на эти вопросы мы находим в Кур`ане и Сунне нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Если твой обидчик — человек невежественный и случайный в твоей жизни, то от него нужно отвернуться, не придавая значения его дурному поступку. В Кyр`ане сказано:
«Будь снисходителен, вели делать добро и отвернись от невежд» (сура 7 «Ограды», аят 199)
то есть не вступай в спор с глупцом и не бранись с невеждой.
Если недоброжелатель сознательно оскорбляет или обижает тебя, чтобы унизить тебя или твою религию, то не давай себя в обиду и ответь ему красиво, но не преступай границы дозволенного. В Кyр`ане сообщается, что верующие защищаются и
«отмщают, когда с ними поступают несправедливо» (сура 42 «Совет», аят 39)
А Ибрахим ан-Нахаи рассказывал, что сподвижники не любили унижаться, но если они получали власть над обидчиком, то прощали его [Бухари [1]/592, Ибн Абу Хатим 18486].
Если же обиду нанёс тебе близкий человек или твой верующий брат или сестра, то борись за него, прости его и помоги ему понять свою ошибку. В Кyр`ане сказано:
«Воздаяние за зло — равноценное зло, а если кто простит и поступит праведно, то его награда будет за Аллахом» (сура 42 «Совет», аят 40)
А Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Милостивые будут помилованы Милостивым. Милуйте тех, кто на земле, и вас помилует Тот, Кто на небе» [Абу Давуд 4941, Тирмизи 1924].
Как малы врата воздаяния, и как широки врата прощения! Как трудно ответить на обиду равноценным образом, не допустив несправедливости со своей стороны, и как легко простить и помириться, особенно если речь идёт о дорогом и близком для тебя человеке. И если даже ты ошибёшься в нём и когда-нибудь он снова причинит тебе боль, вспомни слова Джафара ас-Садика: «Пожалеть о том, что я простил человека, для меня приятнее, чем пожалеть о том, что я наказал его» [Адаб аль-муджаляса [1]/116].
По материалам: https://e-minbar.com/