Пятничная хутба и намаз. Детальное описание для прихожан

13 сентябрь 2018 6584 0
Режим чтения

Самым лучшим днем, над которым всходит солнце, является пятница, она занимает в жизни правоверного мусульманина почетное место. Пятница, в честь которой в Священном Кyр`ане названа целая сура, является не только днем поклонения, но и праздничным днем мусульман. Пятница – это день духовного собрания, единения и общения верующих. А пятничная проповедь – это своеобразный обмен знаниями и новостями.

Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после нее намаз, очищаются от накопившихся за неделю в их сердцах грехов. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для верующих. Об этом Досточтимый Пророк   говорил следующее:

«Тот, кто, приняв гусуль, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершенных им с прошлой пятницы» (Абу Дауд, ат-Тадж том 1: 280).

Пятничный намаз, совершаемый в полуденное время, был предписан верующим еще в первом году хиджры. В предании от Табари говорится, что он был предписан еще до хиджры, а выполняться начал лишь после переселения в Медину.

«Свой первый пятничный намаз Досточтимый Пророк совершил во время переселения в Медину в местечке под названием Ранунаэ» («Исламская Энциклопедия», раздел Джума и Хутба).

Обязательность пятничной проповеди и намаза утверждена Священным Кyр`аном, Сунной и единым мнением исламских ученых. Отрицание этого является куфром.

Как произнесение проповеди перед пятничным намазом является фардом, также фардом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза. Пятничный намаз включает также восемь ракаатов сунны: четыре из них совершаются до фарда, четыре – после. В самом конце совершаются «зухр аль-ахыра» по два ракаата каждый, но относительно них имеются различные мнения ученых.

Доказательства обязательности пятничного намаза

Аяты

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِنْ كُنتُمْ تَعْلَمُونَ فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ

«О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете. Когда обрядовая молитва будет завершена, то разойдитесь по земле, взыщите милости Аллаха и поминайте Его многократно, – быть может, вы преуспеете» (Аль-Джума, 62/9-10).

Хадисы

 Есть множество хадисов, указывающих на обязательность пятничного намаза. Вот некоторые из них:

«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные» (Абу Дауд, Байхаки, Хаким ат-Тадж том 1: 274).              

«Имена тех, кто безо всякой причины оставляет пятничный намаз, будут высечены в книге лицемеров» (Шафии, ат-Тадж том 1: 274).

«Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности» (Муслим, Рияд ас-Салихин пер. том 2: 441).

«О люди, знайте, что с этого самого дня и до Дня Суда, пятничный намаз является для вас обязательным. И знайте, что хороши ли ваши имамы, плохи ли, для тех из вас, кто небрежен в отношении дня пятницы, дела ваши будут тщетными» (М.А.Кексал, Мухаммад и Ислам том 1: 21).

«Клянусь Аллахом, иногда мне хочется начать пятничный намаз, а затем, назначив вместо себя кого-то другого, выйти на улицу и поджечь дома тех, которые остаются сидеть дома» (Муслим, Книга Фикха Четырех Мазхабов том 1: 334).

Все приведенные выше аяты и хадисы указывают на обязательность пятничной проповеди и намаза.

Приостановление всякой деятельности во время пятничного намаза

В пятницу, с произнесением второго азана каждый мусульманин обязан, оставив всякую торговлю, работу и деятельность, направиться в мечеть. В ханафитском мазхабе это становится обязательным с произнесением первого азана.

Во времена Досточтимого Пророка азан читался, когда он появлялся и начинал восходить на минбар. После этого Посланник Аллаха начинал свою проповедь. Когда же число мусульман стало огромным, по приказу халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) азан стали произносить два раза. Однако, по мнению ханафитских ученых, следует оставить все дела и отправиться в мечеть, услышав первые слова призыва.

Получение разрешения для отлучки на пятничный намаз

Присутствие на пятничной проповеди и совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фардом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарда является как правом, так и обязанностью каждого верующего. Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. Поэтому работодатель, имеющий в своем подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза. Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.

Условия пятничного намаза

Условия совершения пятничного намаза, связанные как с выполнением намаза, так и с его принимаемостью Аллахом, подразделяются на две категории.

Условия, связанные с обязательностью

1) Совершающий пятничный намаз должен быть мужчиной. Посещение пятничной проповеди и совершение пятничного намаза для женщин является необязательным.

2) Совершающий пятничный намаз должен быть свободным человеком. Для рабов и невольников совершение пятничного намаза является необязательным.

3) Совершающий пятничный намаз должен постоянно проживать в этом населенном пункте. Тем, кто по религиозным канонам является путником (мусафиром), пятничный намаз является необязательным.

4) Совершающий пятничный намаз должен быть здоровым человеком. Старикам и больным, не способным самостоятельно добраться до мечети, посещение пятничной проповеди является необязательным.

5) Совершающий пятничный намаз должен быть способным передвигаться и видеть. Парализованным и слепым на оба глаза посещение пятничной проповеди является необязательным.

6) Путь до мечети совершающего пятничный намаз должен быть беспрепятственным и безопасным. Так, например, в сильный дождь, снег, мороз или гололед или в случае вражеской осады посещение пятничного намаза является не обязательным.

Те, кто может выполнять эти условия, обязаны посещать пятничные проповеди. Те, кто по каким-то причинам не может совершать пятничный намаз, должен, как обычно, совершать полуденный намаз. Тем, кто совершает пятничный намаз, полуденный намаз совершать необязательно.

Условия принимаемости

Для того чтобы пятничный намаз, совершение которого является обязательным, был принимаемым, следует следовать следующим условиям:

1) Пятничный намаз должен совершаться во время полуденного намаза. Пятничный намаз не может совершаться ни до, ни после наступления времени полуденного намаза. Поэтому пятничный намаз не может быть возмещен (када) в другое время.

2) До совершения пятничного намаза должна произноситься проповедь. Эта проповедь, которая читается с намерением пятничной проповеди, должна произноситься как минимум перед одним человеком. Проповедь, произносимая без джамаата, или намаз, совершаемый с джамаатом, который собрался лишь на намаз, являются недействительными.

3) Кроме имама, на пятничном намазе должны присутствовать еще три человека.

4) Место, где совершается пятничный намаз, должно быть общеизвестным и доступным для каждого.

5) Человек, возглавляющий пятничный намаз, должен иметь на это разрешение. Этот человек может назначать вместо себя другого.

6) Место, где совершается пятничный намаз, должно находиться в черте населенного пункта.

Пятничная проповедь и ее условия

Пятничная проповедь является обязательным (фардом) ритуалом, а также условием принимаемости дня джум’а. Пятничная проповедь читается перед пятничным намазом. Праздничные проповеди, так как являются сунной, читаются после праздничных намазов.

Проповедь является и ритуалом поминания, и своеобразным наставлением. Проповедь делиться на две небольшие части, между которыми хатыйб присаживается и читает ду’а. В обеих частях воздается хвала Аллаху и произносятся салаваты в честь Досточтимого Пророка . В первой части проповеди, после вознесения хвалы Аллаху, мусульманам дается наставление, во второй части произносятся салаваты Досточтимому Пророку и совершаются ду’а.

Достоинства дня джум’а и его порядок

Гусуль

День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих, то есть их общественный день. Принять в этот день гусуль и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусуль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха , вот некоторые из них:

«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, примет гусуль» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 279).

«Правом Аллаха является спросить мусульманина, чтобы один раз в неделю он присутствовал на пятничной проповеди и был чист (принял гусуль)» (Таджрид пер. том 3: 49 № 488).

«Даже если вы не осквернены, вам следует принимать по пятницам гусуль и мыть голову» (Таджрид пер. том 3: 27 № 482).

«Принимать по пятницам гусуль является личным долгом каждого мусульманина» (Бухари, Муслим Рияд ас-Салихин пер. том 2: 442 № 1156).

Облачение в чистые одежды и умащение благовониями

Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым и еще большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду, так как облачение по пятницам в чистую одежду, умащение благовониями, укорачивание ногтей, волос и бороды является предпочтительным для дня джум’а. Приход на проповедь в грязной одежде и носках является грехом. Об этом Посланник Аллаха говорил следующее:

«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, принять гусуль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями» (Таджрид пер. том 1: 33).

«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди» (Абу Дауд, Ибн Маджа том 1: 279).

Отправление на пятничный намаз заранее и пешком

После принятия гусуля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды, не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка , вот некоторые из них:

«В пятничный день перед воротами каждой мечети встает ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришел в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришел в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, еще позже – яйцу» (Абу Дауд, Ибн-и Маджа ат-Тадж том 1: 2).

«Тот, кто в ранние пятничные часы, приняв гусуль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв» (Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 280).

Предостережение о том, чтобы не создавать неудобства другим

Несмотря на то, что совершать намаз в первых рядах в нашей религии является весьма поощряемым действием, не всегда пришедшим в мечеть на пятничную проповедь позже других удается найти место в первых рядах, а зачастую и внутри мечети вообще, что заставляет их толкаться и беспокоить уже занявших места прихожан, принуждая их перемещаться со своих мест. Это неодобрительное и даже недозволенное нашей религией действие. Об этом в хадисах Посланника Аллаха сказано:

«Приходящие в мечеть на пятничную проповедь с опозданием и создающие для присутствующих всяческие неудобства прокладывают для себя ничто иное, как мост в ад» (Тирмизи ат-Тадж том 1: 289).

«Те, кто пытаются растолкать людей и найти для себя место, когда хатыйб, взойдя на минбар, начинает проповедь, схожи с теми, чьи внутренности разбросало от попадания в геенну огненную» (Ахмад, Табарани Таджрид пер. том 3: 68).

Стараться быть ближе к минбару

О том, что, когда имам читает пятничную проповедь, находящийся рядом с минбаром получает великое вознаграждение, в одном из хадисов Посланника Аллаха говорится:

«Тому, кто, приняв гусуль и явившись в мечеть на пятничную проповедь, займет место неподалеку от минбара и выслушает проповедь, не проронив ни слова, будут прощены все его прегрешения, совершенные им с прошлой пятницы» (Муслим, Тирмизи ат-Тадж том 1: 288).

Применение мисвака

Чистка зубов мисваком перед каждым второстепенным и обязательным намазом является весьма поощряемым в нашей религии действием. Особенно это поощряемо при совершении коллективных и пятничных намазов. В хадисах о необходимости чистки зубов Досточтимый Пророк говорит следующее:

«Намаз, который совершается с применением мисвака превосходнее любого другого в семьдесят раз» (Ахмад, Хаким Таджрид пер. том 3: 36).

«Чистите зубы, используя мисвак, так как это причина чистоты рта и довольства Господа» (Ахмад Таджрид пер. том 3: 35).

«Если бы я не боялся обременить свою умму, я бы приказал вам чистить зубы перед каждым намазом» (Ахмад Таджрид пер. том 3: 35).

Внимательность при проповеди

Молча слушать пятничную проповедь является фардом, тогда как разговаривать во время нее является недозволенным (харамом). Внимать словам хатыйба, слушая его с благоговейным трепетом, является обязанностью каждого  мусульманина. Об этом в хадисах Досточтимого Пророка говорится следующее:

«Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 288).

«Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», а разговор во время проповеди лишает благ самого дня джум’а» (Ахмад, Таджрид пер. том 3: 101).

«Если пришедший на пятничный намаз сможет избежать трех вещей, он очистится от грехов до следующей пятницы, это – создание неудобств для других, разговоры и поучение других словами типа: «Замолчи» (Ахмад, Таджрид пер. том 3: 102).

Час принятия всех молитв

В пятничный день есть такой час, в который принимаются все молитвы, и который называется часом принятия всех молитв. Существуют различные мнения относительно того, на какое время пятницы приходится этот час. Наиболее правдоподобным представляется мнение, что это время с начала произнесения имамом проповеди и до завершения пятничного намаза. О том, что искренне совершенные в это время молитвы будут непременно услышаны, в хадисах Досточтимого Пророка говорится следующее:

«В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом» (Бухари, Муслим Рияд ас-Салихин пер. том 2: 444).

«С момента, когда имам взошел на минбар, и до завершения намаза принимаются все молитвы и взывания взывающих» (Муслим, Рияд ас-Салихин пер. том 2: 445).

Произнесение благословений и приветствий

О достоинствах частого произнесения благословений и приветствий Досточтимому Пророку в самый благословенный из всех дней недели – пятницу в хадисах говорится следующее:

«Самый благословенный из всех дней недели – пятница. Поэтому старайтесь в этот день произносить как можно больше благословений и приветствий, ибо благословения и приветствия ваши, поистине, доходят до меня» (Абу Дауд, Рияд ас-Салихин пер. том 2: 446).

«Самый близкий ко мне в раю будет тот, кто больше других произносил при жизни в мой адрес благословений и приветствий. Поэтому и вы старайтесь произносить больше благословений и приветствий в самый благословенный из дней и ночей – в пятницу» (Шафии, Байхаки ат-Тадж том 1: 292).

Из всех приведенных выше хадисов становится ясным, что встречающий пятницу и проводящий ее так, как повелевал Досточтимый Пророк , а также посещающий пятничную проповедь и выполняющий ее сунны и требования, найдет у Аллаха великую награду. Ведь достичь совершенства веры и души возможно лишь путем, указанным Аллахом и Его Посланником .

Имам-хатыб Омар Озтоп, из книги: «52 Пятничные проповеди на каждую неделю года».

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход