Раскрываем тайны азана
Прекрасные слова призыва начинаются с подтверждения величия Бога и завершаются свидетельством Единобожия. Азан – особенность именно общины Пророка Мухаммада ﷺ.
Имам ас-Суюти сказал: «Азан и икамат – особенности этой общины (общины Мухаммада ﷺ)».
В день Великого суда муадзину (провозглашающему азан), свидетельствует каждый камень, дерево, всё живое и неживое. От Джабира сына Абдуллы к нам пришёл хадис о возникновении азана.
Возникновение азана
Когда Пророк ﷺ прибыл в Медину и построил мечеть, возник вопрос: как призывать людей к молитве? Некоторые говорили: «Дутьём в рог будем призывать!» Посланник Господа ﷺ ответил: «Так делают иудеи». Другие сподвижники сказали: «Колоколом будем призывать, о Посланник Аллаха!» Пророк ﷺ ответил: «Так делают христиане». Сподвижники сказали: «Может, разжигать огонь при наступлении времени молитвы?» Мухаммад ﷺ сказал: «Это дело идолопоклонников». В это время Умар сын Хаттаба (да будет Господь доволен им) сказал: «Не отправить ли человека призывать к молитве?» (передал имам аль-Бухари в книге «Сахих»).
Имам ан-Навави отмечает: «Этот призыв ещё не был азаном, а был формой призыва, которая была до узаконивания формы азана». Ибн Хаджар кпомянул: «В первое время (призывал к молитве) Билял (да будет Господь доволен им) со словами “Ассалята джамиъа”».
Абдуллах ибн Зайд (да будет Господь доволен им) рассказал:
«Когда Посланник Божий ﷺ уже повелел поставить колокол для призыва к молитве, я заснул, и во сне пришёл человек с колоколом в руке. Я спросил его: “О раб Аллаха! Не продаёшь ли ты этот колокол?” Тот ответил: “Для чего он тебе?” Тогда я сказал: “Призывать людей к молитве”. Тот человек ответил: “Не научить ли тебя лучшему способу призыва?” Я ответил: “Да”. И тот произнёс: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар…”. Когда я проснулся, сразу побежал к Пророку ﷺ и рассказал это свой сон. Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: “Это истинное видение, иди и обучи Биляла этим словам (словам азана)”» (Абу Давуд в книге «Сунан»)
Посланник Господа ﷺ сказал:
«Когда собираетесь совершить молитву, то пусть кто-нибудь из вас провозгласит азан».
Кто-то может сказать: «Нельзя опираться на сон». Мы ответим, что это не было опорой на сон, ибо до этого сна было откровение. Аллах сказал:
"وَإِذَا نَادَيْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ"
Смысл: «И когда вы призвали к молитве (то есть азаном и икаматом)» (сура «аль-Маида», аят 58).
Достоинство азана
Один человек пришёл к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи мне то, что введёт меня в Рай». Посланник Божий ﷺ ответил: «Будь муадзином своего народа, собирающим людей на молитву». Тот спросил: «А если не получается?» Пророк ﷺ ответил: «Тогда будь имамом (руководителем в молитве), который совершает молитву с народом». Тот опять спросил: «А если и это не получается?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Тогда будь постоянно в первых рядах в коллективной молитве» (имам аль-Бухари в книге «Тарих»).
Всевышний в Кyр`ане сказал:
وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Кто же лучше, чем тот, кто призывает к Аллаху и к благим деяниям и говорит: “Поистине я верующий”?» (смысл 33 аята суры "Фуссылат")
(то есть провозглашает азан и икамат). Аиша (да будет Господь доволен ею) сказала, что этот аят ниспослан насчёт муадзинов.
Джабир ибн Абдуллах (да будет Господь доволен им) сообщил, что Посланник Божий ﷺ изрёк:
«Когда муадзин призывает к молитве, сатана убегает в местность ар-Равха» (имам Муслим в книге «Сахих», № 388).
Местность ар-Равха находилась в тридцати милях от Медины, соответственно сатана убегает на такое расстояние, когда звучит азан.
Пророк ﷺ сказал:
«Человек, который семь лет призывал к молитве, будет освобождён от огня Ада, если у него намерение было искренним ради Аллаха» (ат-Тирмизи, № 206, раздел «Намаз»; ибн Маджах, № 727, раздел «Достоинство азана»).
«Если человек или животное сошли с ума, то желательно читать в его правое ухо азан, в левое – икамат. Когда рождается ребёнок, ему в правое ухо провозглашают азан, а в левое ухо – икамат, после чего нарекают имя, ибо Посланник Божий ﷺ в такой форме нарёк имена своим внукам» (И'анат ат-Талибин).
Как отвечать на азан и икамат?
Некоторые люди не обращают внимания на азан, разговаривают, что является крайне нежелательным. Пророк ﷺ сказал:
«Когда вы услышите азан, то повторите то, что произносит муадзин, и в конце благословите меня» (имам Муслим).
Если человек не может повторять, то желательно хотя бы помолчать.
Пророк ﷺ также изрёк:
«Если женщина отвечает (повторяет слова азана) азану или икамату, то ей за каждую букву будут тысячи и тысячи воздаяний, а если мужчина ответит азану или икамату, то ещё больше» (ат-Табарани).
Хукм (решение) азана в Шариате
Учёные единогласны в том, что азан является сунной для каждого обязательного намаза, кроме учёных мазхаба имама Ахмада: по их мнению, азан является коллективной обязанностью, то есть если кто-то один из коллектива провозгласит азан, то подобная обязательность отпадает от других людей этого джамаата, но если никто не совершит эту обязанность, то в грех впадает весь коллектив до того момента, пока не провозгласят азан.
Да наставит нас Всевышний на путь истины! Амин.
По материалам: https://islam.ru/