Расторжение брака из-за болезней: шариатский взгляд
В семейной жизни супруги, к сожалению, могут столкнуться с заболеваниями, которые способны стать причиной расторжения брака. К таким недугам относятся импотенция, кастрация, бешенство, проказа и т.д.
Рассмотрим различные ситуации и то, как они регулируются в исламе.
Отсутствие полового органа
Если мужчина лишился детородных органов или же получил травму, из-за которой он никогда не сможет иметь потомство и выполнять супружеский долг, то, по единогласному мнению мусульманских учёных, жена вправе требовать развод (при условии, что она об этом недуге ранее не знала). Если супруг отказывается давать развод, она может обратиться к шариатскому судье. В подобных случаях кадии, как правило, расторгают брак, так как нет надежды на исцеление мужчины. Это объясняется тем, что женщина имеет право завести детей. Однако есть мнение, что если между супругами уже была половая связь, то она не вправе требовать развода.
Импотенция
Алимы так же едины во мнении, что женщина вправе требовать развод, если в браке было установлено наличие импотенции у её мужа – опять-таки при условии, что супруга не знала об этом ранее. Согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам, жена не может просить талак в случае, если у неё с мужем была интимная близость. Это объясняется тем, что мужчина выполнил перед ней свой супружеский друг. Но при отсутствии детей кадий может принять решение в пользу женщины.
Следует учитывать, что шариатский судья принимает решение исходя из характера заболевания главы семьи. Когда отсутствует хотя бы малейшая вероятность на исцеление, брак расторгают сразу. Если же надежда на исцеление есть, супругам могут дать год. И если по его прошествии положение не изменится, то расторгнуть брак. Отсчёт этого срока начинается с момента обращения к кадию (по мазхабам Абу Ханифы и Ханбаля) или со дня вынесения решения судьи (по мнению маликитов и шафиитов).
Если же бесплодной оказалась жена, то для её мужа это не может служить основанием для расторжения брака, так как он вправе взять другую жену и тем самым обзавестись потомством.
Невыносимые заболевания
К этой категории относятся болезни, наличие которых делает совместное проживание невозможным. Речь идёт, например, о бешенстве, проказе и иных подобных тяжёлых недугах.
В рамках ханафитского мазхаба мнения о праве жены на развод с мужем, который страдает от какого-либо из названных недугов, разделились. Большинство алимов придерживаются позиции, что заболевания не могут быть причиной расторжения брака. Ученик имама Абу Ханифы Мухаммад Шайбани считал, что этот вопрос остаётся на усмотрение женщины. Учёные других мусульманских правовых школ допускают возможность развода при таких диагнозах у супруга. Также в рамках ханбалитского мазхаба есть мнение о праве жены требовать талак в случае наличия трудноисцеляемых болезней у мужа (туберкулёз, сифилис и т.д.).
Характер развода
Богословы дают разную правовую характеристику процедуре расторжения никаха, проводимую шариатским судьёй. Учёные ханафитского и маликитского мазхабов уверяют, что это считается малым окончательным разводом. Шафииты и ханбалиты называли этот процесс аннулированием брака. В обоих случаях супруг имеет право вернуть свою жену, проведя с ней новый никах со всеми необходимыми требованиями. Но разница состоит в том, что малый окончательный развод символизирует один произнесённый талак, то есть у мужа остаётся в запасе ещё два. В случае же аннулирования семейного союза считается, что муж не потратил ни один из талаков и имеет их три.
По материалам: https://islam.global/