Раздел имущества после развода у мусульман
В отношениях между мужем и женой могут возникнуть существенные разногласия, которые в итоге приводят к разводу. В подобной ситуации актуальным становится вопрос распределения совместно нажитой собственности.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Самое ненавистное деяние пред Аллахом, но разрешённое – это развод» (Ибн Маджа).
Рассмотрим экономическую сторону этого процесса.
Неокончательный развод
Согласно Шариату, для окончательного расторжения брака глава семьи должен трижды произнести «талак». После первого и второго произнесения этого слова супруги находятся в положении неокончательного развода, при котором они могут вновь сойтись в течение периода идда. В этот временной промежуток муж обязан обеспечивать свою жену жильём и пропитанием. Доводом тому служит первый аят суры «Развод»:
КОГДА ВЫ ДАЁТЕ ЖЁНАМ РАЗВОД, ТО РАЗВОДИТЕСЬ В ТЕЧЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО СРОКА, ВЕДИТЕ СЧЁТ ЭТОМУ СРОКУ И БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, ВАШЕГО ГОСПОДА. НЕ ВЫГОНЯЙТЕ ИХ ИЗ ИХ ДОМОВ, И ПУСТЬ ОНИ НЕ ВЫХОДЯТ ИЗ НИХ (65:1)
В случаях, когда женщина беременна, муж обязан обеспечивать её до родов. Та же кораническая сура гласит:
ЕСЛИ ОНИ БЕРЕМЕННЫ, ТО СОДЕРЖИТЕ ИХ, ПОКА ОНИ НЕ РАЗРЕШАТСЯ ОТ БРЕМЕНИ (65:6)
Окончательный развод
Если же пара всё-таки решила развестись окончательно, то делёж имущества между ними зависит от ряда факторов.
1. Все личные вещи, а также недвижимость и иные предметы, которые принадлежат одному из супругов, остаются за ним и после развода (поскольку в фикхе право собственности носит личностный характер). Положение мужа как главы семьи не распространяется на имущество жены, и лишь она вправе распоряжаться своей собственностью. В суре «Женщины» сказано:
О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! НЕ ПОЖИРАЙТЕ СВОЕГО ИМУЩЕСТВА МЕЖДУ СОБОЙ НЕЗАКОННО (4:29)
2. При заключении брака обязательным условием, согласно Шариату, считается махр – свадебный дар, который жених преподносит невесте. Он остаётся у жены в тех случаях, когда развод происходит по инициативе мужа. Доводом тому служит аят суры «Ан-Ниса»:
ЕСЛИ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ ЗАМЕНИТЬ ОДНУ ЖЕНУ ДРУГОЙ И ЕСЛИ ОДНОЙ ИЗ НИХ ВЫ ПОДАРИЛИ КАНТАР, ТО НИЧЕГО НЕ БЕРИТЕ СЕБЕ ИЗ ЭТОГО (4:20)
Если же развод инициирован супругой, то она обязана вернуть махр мужу. Мудрость этого заключается в том, чтобы женщины не превращали брак в средство заработка.
3. При наличии совместного имущества (жильё, бизнес) и заранее оговоренных долей при его разделе разводящиеся обязаны придерживаться взаимных соглашений. Если же условия раздела не были оговорены изначально, то такая собственность делится пополам. В суре «Корова» сказано:
РАЗВЕДЁННЫХ ЖЁН ПОЛАГАЕТСЯ ОБЕСПЕЧИВАТЬ РАЗУМНЫМ ОБРАЗОМ (2:241)
Если же кто-то из супругов получил некую собственность в дар или наследство или же владел ею до вступления в брак, то это имущество не будет считаться совместным.
Содержание детей после развода
Исламские богословы единогласны в том, что обязанность по содержанию каждого ребёнка всецело лежит на его отце, вне зависимости от материального положения мужчины или действительности брака. Если же дети после развода живут с матерью, то она вправе требовать компенсацию за все расходы на них с бывшего мужа. Даже в период кормления грудью малыша женщина вправе просить за это плату. В суре «Развод» говорится:
ЕСЛИ ОНИ КОРМЯТ ГРУДЬЮ ДЛЯ ВАС, ТО ПЛАТИТЕ ИМ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (65:6)
Что касается содержания детей, то на отце лежит обязанность обеспечивать их не только жильём и пропитанием, но и образованием, одеждой и иным, в чём нуждается ребёнок. При этом размер такой платы должен быть целесообразным. В этом вопросе необходимо учитывать заработок мужчины, а также его платёжеспособность (т.е. действует принцип алиментов).
Книга Аллаха гласит:
ПУСТЬ ОБЛАДАЮЩИЙ ДОСТАТКОМ РАСХОДУЕТ СОГЛАСНО СВОЕМУ ДОСТАТКУ. А ТОТ, КТО СТЕСНЁН В СРЕДСТВАХ, ПУСТЬ РАСХОДУЕТ ИЗ ТОГО, ЧЕМ ЕГО ОДАРИЛ АЛЛАХ. АЛЛАХ НЕ ВОЗЛАГАЕТ НА ЧЕЛОВЕКА СВЕРХ ТОГО, ЧТО ОН ДАРОВАЛ ЕМУ (65:7)
В идеале стороны должны договориться о такой сумме, которой будет достаточно для содержания детей, но в то же время она будет не столь обременительной для их отца.
По материалам: https://islam.global/