Разделение текста Кур`ана на части

26 март 2020 1261 0
Режим чтения

Для удобства чтения текст Кyр`ана условно разделяли на части:

 

Разделение на семь частей

Среди сподвижников и их последователей был распространен обычай прочтения всего Кyр`ана за неделю. В день они читали одну седьмую часть. Такие ежедневные порции текста называли хизбами или манзилями. Всего получалось семь хизбов. Господин Аус ибн Хузейфа рассказывал, что спрашивал сподвижников о том, на сколько частей они разделяют Кyр`ан. Они ответили, что первый хизб состоит из трех глав, второй – из пяти, третий – из семи, четвертый – из девяти, пятый – из одиннадцати, шестой – из тринадцати, а последний начинается с главы «Каф» и длится до конца Кyр`ана [1].

 

Разделение на тридцать частей

В настоящее время Кyр`ан обычно делят на тридцать частей (джузов). Такое разделение не имеет отношения к значению текста Кyр`ана, а лишь преследует цель обучения детей Кyр`ану тридцатью равными частями. Поэтому мы видим, что некоторые джузы заканчиваются на незаконченном утверждении. Сложно сказать о том, кто ввел такое разбиение. Некоторые люди полагают, что во время составления экземпляра Кyр`ана господин Усман (да будет доволен им Аллах) записал его в тридцати частях, а значит, такое разделение произошло впервые именно тогда [2]. Но в работах теологов ранней эпохи ислама нам не удалось найти никаких подтверждений данной теории. Шейх Бадруддин Заркяши сообщал, что разбиение на тридцать частей было весьма распространенным и обычно встречалось в тех экземплярах Кyр`ана, которые использовались в школах. Похоже, что такое разделение произошло уже после эпохи сподвижников для облегчения обучения Кyр`ану. А Аллах знает лучше.

 

Разделение по пять и десять аятов

Еще одними знаками, используемыми в рукописях Кyр`ана ранней эпохи ислама, были خ (или خمس) после каждых пяти аятов и ع (или عشر) после каждых десяти аятов. Первый вид знаков обозначали термином «ахмас» (اخماس), а второй – понятием «агшар» (اعشار) [3].

Некоторые теологи ранней эпохи ислама признавали такие знаки дозволенными, а другие считали их порицаемыми [4]. Имеются различные мнения о том, кто первым начал ставить такие знаки. Есть сообщение о том, что это осуществил Хаджадж ибн Юсуф. Согласно другому сообщению, это было сделано по велению аббасидского халифа Мамуна [5]. Но оба мнения не представляются верными, поскольку, похоже, об агшарах было известно и во времена сподвижников. В сборнике «Мусаннаф» Ибн Аби Шайба писал:

عن مسروق عن عبد الله انه كره التعشير في المصحف

«Масрук говорил, что Абдулла ибн Мас`уд считал порицаемым проставление знака «агшар» в тексте Кyр`ана» [6].

Отсюда видно, что об агшарах было известно и во времена сподвижников.

 

Разделение на части для чтения в намазе

Еще один знак, вошедший позднее в употребление и до сих пор встречающийся, – это знак «руку». Его расстановка зависит от значений аятов и осуществляется символом ع на полях текста. Несмотря на все наши старания, нам не удалось найти никаких достоверных сообщений о том, кто и когда впервые ввел этот знак. Некоторые люди полагают, что это было осуществлено во времена господина Усмана (да будет доволен им Аллах) [7], но в хадисах нет никаких достоверных подтверждений этому. Впрочем, можно с уверенностью сказать, что целью данного знака является обозначение среднего количества текста, которое можно прочесть в течение одного цикла (ракаата) намаза. Само слово «руку» означает поклон во время намаза, и этот поклон совершается как раз по окончании чтения части Кyр`ана в намазе. В сборнике «Фатава Аламгирия» говорится:

أن المشايخ — رحمهم الله تعالى — جعلوا القرآن على خمسمائة وأربعين ركوعا وأعلموا ذلك في المصاحف حتى يحصل الختم في ليلة السابع والعشرين

«Шейхи разделили Кyр`ан на 540 секций «руку» и расставили в тексте знаки так, чтобы чтение Кyр`ана можно было завершить в 27-ю ночь (рамадана в таравих-намазе)» [8].

 

Примечание:

[1] Заркяши. «Доводы в корановедении». – Том 1, стр. 250.

[2] Абдус-Самад Сарим. «История Кyр`ана».

[3] Заркани. «Источники познания коранических дисциплин». – Том 1, стр. 403.

[4] Суюти. «Овладение кораническими науками». – Том 2, стр. 171.

[5] Заркяши. «Доводы в корановедении». – Том 1, стр. 251.

[6] Ибн Аби Шайба. «Мусаннаф». – Индия, Декан: Улюм шаркыя пресс, 1387 г. х. – Том 2, стр. 497.

[7] Абдус-Самад Сарим. «История Кyр`ана». – Стр. 81.

[8] «Фатава Аламгирия». – Том 1, стр. 94.

 

Шейх аль-Ислам Мухаммад Таки Усмани, из книги: «Корановедение», стр. 189-191

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход