Реакция на оскорбления
В Священном Кyр`ане Всевышний предписывает Своим рабам во всём стремиться быть лучшими и запрещает все деяния, которые причиняют вред окружающим и могут привести человека к различным видам бесчестия и морального упадка.
Из этого вытекает общее правило: все действия, которые незаслуженно причиняют боль другому человеку и беспокоят его, – запрещены. Они являются грехом, ведь причинять боль кому-либо – запретно.
Запрещено беспокоить любого невиновного человека вне зависимости от того, является он верующим или нет. Ислам ни в коем случае не допускает причинения вреда даже неверующим людям.
Если кто-либо допускает оскорбления в отношении нас, это означает, что человеку не нравится то, что мы делаем, и он недоволен нами. Проявление терпения в данной ситуации позволит нам избавиться от желания нравиться людям и достичь довольства Всевышнего.
Терпение является прекрасной чертой характера, с помощью которой человек может смириться с тем, что, на первый взгляд, невыносимо для его души. Только терпеливый верующий способен сполна исполнить все повеления своего Господа и противостоять желаниям своего эго (нафса).
Проявление безграничного терпения помогает верующему стойко переносить любые оскорбления и преодолевать беды и несчастья, которые обычно причиняют большую боль и горе, ведь терпение превосходит все человеческие добродетели.
Всевышний в Священном Кyр`ане сказал (смысл комментария):
«О верующие! Ищите помощи (у Аллаха ﷻ) через терпение и намаз. Поистине, Аллах ﷻ– с терпеливыми (Он помогает им, оберегает и поддерживает их)» (сура «Аль-Бакара», аят 153).
В этом аяте Всевышний разъяснил нам наилучший способ, посредством которого мы можем спокойно переносить любые невзгоды, – это терпение и молитва. Также Посланник Аллаха ﷺ указывал, что терпение облегчает верующему жизнь в этом мире и что посредством терпения он может получить награду в мире вечном.
От Абу Яхьи Сухайба бин Синана رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха ﷻ, и это становится для него благом; если же его постигает горе, то он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим, Ибн Хиббан).
Бывает, человека оскорбляют или его постигает беда, он сразу выплёскивает все свои эмоции и только потом, опомнившись, проявляет терпение. Как известно из хадисов, Пророк ﷺ неоднократно подчёркивал важность проявления терпения именно в первый момент.
От Анаса رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
«Поистине, терпение больше всего необходимо проявлять при первом потрясении» (аль-Бухари, Муслим).
Тот, кто проявляет терпение именно в этот момент, при первом потрясении, в миг, когда случается беда, осознаёт, что всё – как радость, так и несчастье, – от Всевышнего Создателя. Он уверен в том, что все его беды и несчастья – это испытание от Господа, и потому он не перестаёт уповать на Него. Такое поведение является одной из особенностей верующего.
Нурмухаммад Изудинов
По материалам: https://as-salam.ru/