РИБА: причины запрета ростовщичества в Исламе
Ислам уделяет большое внимание правильному ведению бизнеса. Как показывает история, именно предпринимательская деятельность стала одним из ключевых факторов глобального распространения исламского вероучения. Мусульмане в течение многих веков демонстрировали представителям других цивилизаций этические принципы в бизнесе, среди которых одним из основополагающих служит отказ от ростовщичества.
Ростовщичество в арабском языке обозначается словом «риба», которое можно перевести на русский как «излишек», «добавка». Шариатское определение ростовщичества звучит следующим образом: это излишек, который в ходе обмена между двумя сторонами приобретает одна из них, причём эта надбавка рассматривается для одной из сторон как обязательная. Фактически речь идёт о ситуации, когда один человек даёт деньги либо какое-то имущество в долг другому под проценты, то есть в рост.
Риба в Кур`ане и Пречистой сунне
В Священном Кyр`ане весьма подробно говорится о рибе и её запрете в рамках общественных и личных отношений. Так, например, в суре «Аль-Бакара» сказано:
«ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ЛИХОИМСТВОМ (РОСТОВЩИЧЕСТВОМ), ПОДОБНЫ ТЕМ, КОГО ДЬЯВОЛ ЗАСТАВИЛ НЕ ПОВИНОВАТЬСЯ СВОИМ ПРИКОСНОВЕНИЕМ. ЭТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ОНИ ПРИРАВНИВАЛИ ВЕДЕНИЕ ТОРГОВЛИ С РОСТОВЩИЧЕСТВОМ, ЛИХОИМСТВОМ. НО ВЕДЬ ВСЕВЫШНИЙ ТВОРЕЦ ДАЛ РАЗРЕШЕНИЕ ВАМ НА ВЕДЕНИЕ ТОРГОВЛИ, НО ЗАПРЕТИЛ ЗАНЯТИЕ РОСТОВЩИЧЕСТВОМ. ТЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О ЗАПРЕТЕ РОСТОВЩИЧЕСТВА ОТКАЖУТСЯ ОТ НЕГО, БУДУТ ПРОЩЕНЫ, И ИХ ДЕЛО БУДЕТ НАХОДИТЬСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ АЛЛАХА. ТЕ ЖЕ, КТО ПРОДОЛЖАТ ТАКИМ ОБРАЗОМ ТВОРИТЬ БЕСЧИНСТВА, ОКАЖУТСЯ В АДУ, ГДЕ БУДУТ ОБИТАТЬ ВЕЧНО» (2:275)
Чуть ниже по тексту суры «Аль-Бакара» можно найти ещё более серьёзное предостережение Творца относительно ведения людьми ростовщической деятельности:
«О ТЕ, КТО УВЕРОВАЛ, НЕ БЕРИТЕ СЕБЕ ПРОЦЕНТЫ. ЕСЛИ ЖЕ ВЫ НЕ ВНЕМЛЕТЕ ЭТОМУ ПРИЗЫВУ, ТО СОВСЕМ СКОРО ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ СТАНЕТ ВАШИМ ВРАГОМ. ЕСЛИ ВЫ ПОКАЕТЕСЬ, ТО СОХРАНИТЕ СВОЙ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ. ЕСЛИ ВАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КТО-ТО ДОЛЖЕН ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ, ТО НЕ БЕРИТЕ У НЕГО ПРОЦЕНТА, ВЕДЬ ЭТО НЕ СПРАВЕДЛИВО ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОЛЖНИКУ. НО И НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕ МЕНЬШУЮ СУММУ, ПОТОМУ ЧТО ИНАЧЕ ВЫ РИСКУЕТЕ ОСТАТЬСЯ ОБИЖЕННЫМИ» (2:278-279)
Для полноты описания незавидного положения ростовщичества в иерархии действий, которые может предпринимать человек по своему незнанию или злому намерению, необходимо также привести хадис Заключительного Божьего посланника Мухаммада ﷺ. Передаётся от Абу Хурайры:
«Необходимо сторониться семи дел, которые принесут человеку неудачу и погибель: ширк (придача Всевышнему сотоварищей, принижение Его положения), занятие магией и колдовством, убийство человека (не касается ситуации, когда оно исполняется на основе реализации наказания за общественно опасные деяния в рамках уголовного кодекса), ростовщичество, посягательство на имущество сирот, предательство на поле военной брани, клеветнические нападки на целомудренных женщин» (Муслим).
Разновидности ростовщичества по Шариату
Выделяются два основных вида ростовщичества. Их разделение происходит по двум важным основаниям – временному критерию и количественно-весовому соответствию товаров.
1. Риба уль-фадль – неравномерный обмен одного и того же товара между сторонами, в результате которого возникает диспропорция в количестве или величине обмениваемых товаров. В этом случае обменные отношения происходят в одно и то же время. Несоответствие касается диспропорции в размерах. Здесь уместно привести хадис Пророка Мухаммада ﷺ. Однажды Билял (да будет доволен им Аллах) пришёл к Заключительному посланнику Всевышнего ﷺ и показал ему два хороших финика и сказал: «У меня было четыре плохих финика, и я обменял их на два хороших». Пророк Мухаммад ﷺ ответил ему:
«Больше не поступай подобным образом, ведь ты совершил ростовщичество. В следующий раз сначала продай финики, обладающие плохими качествами, после чего на вырученные деньги приобрети хорошие финики» (Бухари, Муслим).
2. Риба ун-насиа – излишек, который возникает при обмене однородного товара или разнородного с добавлением дополнительных единиц при отсрочке во времени. Например, между сторонами принято решение провести обмен одного мешка картофеля на два, при этом два мешка картошки поступят одному из участников сделки только через месяц. К этому виду рибы относятся залог, ломбард, ипотека и так далее. Заметим, что относительно ипотечного кредитования современные муфтии и богословы выработали собственные решения.
Таким образом, мусульманам следует более пристально обращать внимание на отношения купли-продажи и обмена товаров. Ведь в этих процессах можно натолкнуться на подводные камни, которые могут привести к тому, что человек совершит большой грех по собственному неведению либо невнимательности.
По материалам: https://islam.global/