Самообман знатоков религии

10 июнь 2021 1114 0
Режим чтения

Среди людей, имеющих религиозные знания, встречаются те, кто овладевает правовыми и рациональными дисциплинами, но при этом не беспокоится о своих внешних привычках и поступках, не удерживает тело от греха и не приводит его к послушанию. Такие люди введены в заблуждение своими знаниями. Они уверены, что их статус перед Аллахом высок. Но если б они посмотрели на все проницательным взглядом, то увидели бы, что весь смысл знания религиозных действий – в их практиковании. Без реальных дел знание бесполезно.

Всевышний Аллах говорит:

Кто очистил душу, тот преуспел (Кyр`ан, 91:9)

Именно «очистил», а не «знает, как очистить». Если Дьявол напоминает человеку о достоинствах знающих людей, то со своей стороны такому человеку стоит припомнить слова об участи порочных знатоков, например слова Всевышнего:

…подобны ослу, везущему книги (Кyр`ан, 62:5)

 

Внутренние недостатки

Другие овладевают религиозными знаниями и внешними поступками, но не заботятся об устранении из сердца осуждаемых черт, таких как гордыня, зависть, демонстративность, стремление к возвышению и славе. Внешним проявлениям они внимание уделили, а внутреннему содержимому – нет, забыв о словах пророка ﷺ:

Аллах смотрит не на внешность и имущество ваше, а на ваши сердца и дела.

Делам они внимание уделили, а сердцам – нет, хотя сердце и есть настоящий фундамент, ведь никто не будет спасен…

…кроме тех, кто придет к Аллаху с чистым сердцем (Кyр`ан, 26:89)

Они словно посеяли семя, проросшее вместе с давящими его сорняками: им говорят прополоть поросль, но они срезают лишь отростки и стебли сорняков, не трогая корни, которые все больше укрепляются.

Среди знатоков религии есть и те, что знают о порочности таких внутренних качеств, но самодовольно полагают, будто они их не затрагивают. Они считают себя слишком возвышенными перед Аллахом, чтобы Он подверг их таким чертам. Думают, что им подвержены лишь обычные люди, а не те, кто достиг их уровня знаний. Когда признаки гордыни и жажды лидерства проявляются в них, от некоторых из них можно услышать:

– Это не гордыня, а лишь стремление возвысить ислам, проявить благородство религиозного знания и унизить нововведенцев. Надень я одежду попроще, находись я в обществе простолюдинов, враги религии тогда бы злорадствовали, радовались бы моему унижению, что равноценно унижению ислама.

Они забыли о самообмане и о том, что такое заблуждение порождено Дьяволом. Это очевидно следует из того факта, что пророк ﷺ и его сподвижники были скромными, предпочитали путь бедности…

Есть и те, что получили религиозные знания, очистили свои внешние поступки, привив им послушание, и проверили свои сердца, очистив их от демонстративности, зависти, гордыни и т. п., но при всем при этом в глубинах их сердец кроются ловушки Дьявола и уловки эго, которые они не заметили и потому не придали им значения.

Можно увидеть, как человек из числа таких знатоков проводит дни и ночи за изучением различных религиозных дисциплин, их упорядочением, совершенствованием их терминологии, полагая, что единственный его мотив – желание продемонстрировать религию Всевышнего Аллаха, хотя истинным его побуждением может быть добывание себе славы, увеличение собственного престижа. Быть может, и опубликованная им работа не полностью лишена самовосхвалений, выраженных либо напрямик путем широких, размашистых заявлений, либо скрыто посредством нападок на других и демонстрации такими нападками, что он выше таких людей, более знающ.

Такое, а также схожее с этим поведение выражает скрытые дефекты, которые распознать способны лишь немногие, мудрейшие и сильнейшие. Те же, кто слаб так же, как мы, больших надежд на это не питают. Но человеку, как минимум, следует осознавать собственные недостатки и желать их исправить. В отношении человека, которого радуют хорошие поступки и огорчают плохие, надежда есть, в отличие от того, кто восхищается собой и полагает себя лучшим из людей.

Таков самообман тех, кто овладел важными областями религиозного знания. Что же тогда говорить о тех, кого к самодовольству приводит овладение второстепенными сведениями в убыток знаниям первостепенной важности?

 

Полемисты

…Среди знатоков религии встречаются те, что заняты полемикой против еретических убеждений, опровержением представителей неклассических взглядов. Такие знатоки бывают двух видов: неправые и правые. Первые защищают нечто вне Сунны, другие выступают адвокатами Сунны. И те, и другие – в самообмане.

Если ошибочность неправых очевидна, то самообман правых заключается в их уверенности в том, будто споры – самая важная деятельность и величайшая духовная работа в религии Всевышнего Аллаха.

Они считают, что религия человека несовершенна без значительного погружения в исследования вероубеждений и что человек, просто верящий в Аллаха и Его посланника без погружения в тонкости, дефектен в своей вере. Такое ошибочное предположение толкает данных знатоков на то, чтобы тратить свою жизнь на изучение способов ведения споров, глубокие исследования утверждений с теологическими противоречиями, пока они в итоге не лишаются духовной проницательности, становясь слепыми.

Их не останавливает то, что мусульмане ранней эпохи, которых пророк ﷺ назвал лучшими из всего человечества и которые видели на своем веку немало порицаемых нововведений и ошибочных убеждений, не подвергали свои жизни и свою религию тяжбам да прениям. Они не занимались этим в ущерб своим сердцам и делам и вообще не говорили об этом, кроме как по необходимости опровергнуть заблуждение. И если они видели кого упорствующего в осуждаемом нововведении, они переставали иметь с ним дело без препирательств и споров. Как сообщается в хадисе:

Если какой-то народ был на верном пути, он сходил с него, лишь когда предавался спорам.

 

Проповедники

Другие проводят время в нотациях, обращенных к другим. Наивысшие из них говорят о таких чертах души и качествах сердца, как страх, надежда, терпение, благодарность, полагание на Аллаха, воздержанность, убежденность и искренность, думая, что, даже не обладая ими, одними лишь разговорами они их добудут. Такие люди призывают к Аллаху, в то время как сами сбегают от Него. Они – в числе тех, кто подвержен наибольшему самообману.

Некоторые из них вместо должного способа увещевания используют безосновательные истории и добавляют слова, не принимаемые ни исламским правом, ни человеческим разумом, в попытке сказать нечто необычное.

 

Изучение хадисов ради репутации

…Есть и те, что проводят время, слушая хадисы, собирая различные их варианты, редкие цепочки рассказчиков и цепочки, отличающиеся тем, что прошли лишь через малое число рассказчиков преклонных лет. Такой знаток может быть озабочен тем, чтобы ходить из города в город и видеться с шейхами, чтобы потом сказать: «Я веду рассказ от такого-то…», «Я встретил такого-то…», «Мне известны цепочки, которых ни у кого больше нет».

 

Арабисты

Другие углубляются в арабскую грамматику, лексикографию и поэзию, называя себя учеными исламского общества, тратя свои жизни на погружение в глубины грамматики и лингвистики.

Если б они остановились да задумались, то поняли бы, что трата жизни на арабский язык аналогична трате жизни, скажем, на турецкий язык. Арабский ставят выше другого языка лишь по той причине, что на нем до нас дошел религиозный закон. Что касается лексикографии, то есть лишь две области, в которых она необходима для понимания редких выражений: это слова Кyр`ана и слова хадисов. В отношении же грамматики требуется лишь знание на том уровне, чтобы верно использовать язык…

Настоящий счастливец – тот, кто берет от всего столько, сколько ему требуется, а затем идет применять узнанное, вкладывая в это старания и очищая от дефектов. Такова истинная цель.

 

Из книги «Мухтасар "Минхадж аль-касидин"» Ибн Кудамы Макдиси (1253–1290, ханбалитского судьи 7 века хиджры из Дамаска)

По материалам: https://askimam.ru/

Комментарии Вход