Считается ли "басмала" аятом суры "Аль-Фатиха"
Чтение суры «Открывающая Книгу» мусульмане начинают со слов «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного». И среди богословов существовали разногласия по вопросу о том, считать ли эту фразу частью данной суры.
«БисмиЛлях» не относится к какой-либо суре?
Имамы Абу Ханифа и Малик полагали, что «БисмиЛлях» не считается аятом как «аль-Фатихи», так и какой-либо другой суры. Первым доводом здесь служит следующий хадис:
«Есть сура, включающая в себя 30 аятов, она будет свидетельствовать за верующего, пока он не получит прощение. Это – сура «Благословен Тот, в Чьей Руке власть» (Насаи, Ибн Маджа).
В данном случае речь идёт о суре «аль-Мульк». В этом риваяте не упоминается «БисмиЛлях», на основании чего сторонники такого мнения пришли к выводу, что фраза не относится к этой суре. Соответственно, данное правило распространяется и на другие суры по примеру суждения по аналогии.
Вторым доказательством здесь может служить история, связанная с началом пророческой миссии Мухаммада ﷺ, когда были ниспосланы первые аяты:
«Читай во имя Господа...».
Соответствующий хадис передали Бухари и Муслим. В данном случае коранический текст тоже приводится без «БисмиЛлях», и это так же говорит о том, что фраза не считается аятом какой-либо суры.
Третьим доводом служит такой хадис:
«Аллах сказал: “Я поделил молитву между Мной и молящимся, и если он что-то попросит, то непременно обретёт это. Когда Мой раб произнесёт: “Хвала Аллаху, Господу миров...”» (Муслим, Абу Дауд).
В этом хадисе речь идёт о первой суре Кyр`ана, но, как мы видим, в данном сообщении «БисмиЛлях» вообще не упоминается.
«БисмиЛлях» – это часть всех сур, кроме «Покаяния»?
Согласно второму мнению, которого придерживались Ибн Зубайр и Ибн Мубарак, «БисмиЛлях» считается частью всех сур, за исключением «ат-Тауба». Аргументом в пользу этой версии служит рассказ о том, как была ниспослана сура «аль-Каусар». В достоверном хадисе, переданном Муслимом, она упоминается вместе с «БисмиЛлях». На основании чего сторонники этой точки зрения пришли к выводу, что такое правило касается всех сур, кроме «ат-Тауба».
«БисмиЛлях» – аят «аль-Фатихи»?
Третье мнение, которого придерживался имам Ахмад, гласит, что «БисмиЛлях» считается первым аятом лишь в суре «аль-Фатиха». Основным доводом здесь служит хадис, в котором говорится:
«При чтении “Фатихи” произносите “Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного”, так как эти слова считаются аятом данной суры» (Даракутни).
Но в данном риваяте цепочка передатчиков прерванная, что вызывает сомнения в достоверности хадиса у противников этого мнения.
В намазе «БисмиЛлях» читается вслух или про себя?
Доводы за чтение вслух
Первым аргументом здесь считается хадис, переданный Насаи и Ибн Хузаймой, где говорится, что сахаб Абу Хурайра (р.а.) начал чтение суры «аль-Фатиха» со слов «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного и произнёс их вслух. Имамы Ибн Хиббан, Хаким и Байхаки посчитали его достоверным. Но противники этой точки зрения указывали на слабость этого сообщения, а также приводили другие рассказы, в которых указывается на то, что Абу Хурайра (р.а.) читал «БисмиЛлях» про себя.
Вторым доказательством здесь может служить такой хадис:
«Пророк ﷺ в начале молитвы проговаривал слова “Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного”» (Тирмизи).
Причём сам Тирмизи назвал это сообщение слабым. Причина тому – наличие сомнительных передатчиков. Схожий хадис передал Хаким со слов Ибн Аббаса (р.а.), но это сообщение тоже не вызывает доверия. На основании чего некоторыми алимами был сделан вывод, что это делал сахаб Ибн Аббас (р.а.), но не Пророк ﷺ.
Ещё одним доводом служат два хадиса, которые привёл Даракутни. В них так же передаётся, что Божий Посланник ﷺ в намазе делал это вслух. Но в обоих риваятах имеются сомнительные передатчики, что заставляет усомниться в их достоверности.
До наших дней дошли и другие схожие сообщения, но все они не лишены сомнений. И хотя они служат усиливающим фактором друг для друга, однозначно достоверными их назвать всё равно нельзя.
Доводы за чтение про себя
Явное преимущество этой точки зрения в том, что в пользу неё свидетельствуют хадисы, которые не вызывают никаких сомнений в их подлинности.
Первым из них служит следующий:
«Божий Посланник ﷺ, а также сахабы Абу Бакр (р.а.) и Умар (р.а.) начинали молиться со слов “Хвала Аллаху, Господу миров!”» (Бухари, Муслим).
Здесь указывается на то, что «БисмиЛлях» следует читать про себя, а суру «аль-Фатиха» – вслух. На основании этого хадиса большинство учёных приняли именно эту точку зрения.
Ещё одним доводом является сообщение, переданное имамом Шафии, где говорится, что аналогичным образом поступал Муавия ибн Абу Суфьян (р.а.). Но в этом же хадисе передаётся, что иногда сахаб читал «БисмиЛлях» вслух.
Компромиссным служит вариант, которого придерживались некоторые алимы. Они утверждали, что Пророк ﷺ иногда делал это вслух, а когда-то – про себя. Поэтому допустимы оба варианта. Несмотря на наличие явных доказательств в пользу чтения про себя, если верующий это сделает вслух, то его молитва не будет аннулирована.
А Аллаху известно лучше!
По материалам: https://islam.global/