Семья и худудуллах
В аятах Кyр`ана, называемых «аяты-ахкям», описаны повеления, законы и запреты, установленные Аллахом. В этих строках часто встречаются определения, имеющие в своём составе имя Всевышнего:
«ша’ируллах» — законы Аллаха
«динуллах» — религия Аллаха
«аятуллах» — аяты, знамения Аллаха
«худудуллах» — границы, запреты, установленные Аллахом
«хукмуллах» — права, установленные Аллахом
«китабуллах» — Книга Аллаха
«сабилюллах» — путь Аллаха
«амруллах» — повеления Аллаха.
В основе каждого понятия лежит общее значение, которое выражается одним словом «худудуллах».
Термин образован от арабского «хадд» — преграда, разделяющая что-либо, определённость, свойственное различие, ограничение. В Кyр`ане худудуллах обозначает законы, правила, ограничения, установленные Всевышним. В тексте Священной Книги это понятие и близкие ему употреблены в 16 местах и объединяют в себе несколько близких по смыслу сочетаний: «худудуллах» — 11 раз, «худудаху» и «худуда ма анзаляллах» по одному разу, близкое значение «уа раа заликя» — трижды. Эти выражения передают несколько смыслов:
1) незнание границ, установленных Аллахом (худудуллах), является характеристикой неверующих (Сура «ат-Тауба», 9 / 97);
2) соблюдение границ дозволенного Всевышним — особенность мусульман (Сура «ат-Тауба», 9 / 112);
3) перейти «худудуллах» — значит преступать через разрешённое (Сура «аль-Муминун», 23 / 7; Сура «аль-Меаридж», 70 / 31);
4) совершать бесчестие во вред себе (Сура «ат-Таляк», 65 / 1);
5) ослушаться Аллаха и Его Пророка ﷺ, что влечёт за собой унизительное наказание (Сура «ан-Ниса», 4 / 14; Сура «аль-Муджадаля», 58 / 4).
Мусульмане наделены знанием, которое позволяет не нарушать законы Всевышнего или же не переходить «худудуллах», — так звучит кораническое определение. Аят гласит:
«[Верующие — это] кающиеся, поклоняющиеся [Аллаху], восхваляющие, постящиеся, совершающие рукуу и сажда, велящие [творить] добро и запрещающие [вершить] зло, соблюдающие предписания Аллаха. Обрадуй же верующих!» (Сура «ат-Тауба», 9 / 112).
В этом аяте сообщается, какими качествами должен обладать мусульманин. Он верит исключительно в единого Аллаха. Между верующим и Всевышним существует неразрывная связь: человек кается Ему в своих грехах, просит у Него прощения. Мусульманин восхваляет Всевышнего и выполняет все Его предписания. Верующий искренне совершает намаз и молится именно так, как повелел Всевышний Аллах. Му`мин всеми силами препятствует злу. От рук и души мусульманина идет только добро. Он соблюдает предписания Аллаха, то есть не переходит установленный Им худудуллах.
Не принимать знаний о «худудуллах» означает впасть в неверие, потому что таким образом человек отрицает предписания Всевышнего. В аяте говорится:
«Бедуины — упорнейшие в неверии и лицемерии и наиболее склонные не принимать предписаний, ниспосланных Аллахом Своему Посланнику. Ведь Аллах — Знающий, Мудрый» (Сура «ат-Тауба», 9 / 97).
Здесь описывается не только положение бедуинов того времени, а состояние, свойственное всем неверующим. Лицемеры (мунафики) лишь внешне показывают, что живут в вере. Они скрывают свое неверие за мишурой слов, оправдывая невыполнение повелений Всевышнего многочисленными заботами и делами. В другом аяте подтверждается, что лицемерие — это наказание Всевышнего:
«За то, что мунафики нарушили данное Аллаху обещание, за то, что они лгали, Он вселил в их сердца лицемерие до того самого дня, когда они предстанут перед Ним» (Сура «ат-Тауба»», 9 / 77).
Человек, для которого существует понятие о худудуллах, живёт в мире, где царят четкий порядок и правила. Понимание того, что эти законы установлены не людьми, а Всевышним, придаёт мусульманину уверенность и стойкость. Ему остаётся лишь соблюдать границы. Верующий знает, что его ожидает наказание, если он преступит запретную черту. Представим, что автомобиль мчится на высокой скорости по горной местности. Но вдруг водитель замечает ограждение и дорожный знак «Стоп! Опасная зона!». Если он проигнорирует предупреждение и продолжит движение, то через несколько секунд может произойти всё, что угодно: падение в пропасть, обвал или взрыв. Из этого простого примера следует сделать вывод: предупреждения и запреты даны не для того, чтобы ограничить свободу человека, а чтобы спасти его от гибели и сделать его жизнь счастливой. Поэтому в аятах Корана ясно указаны границы, которые нельзя переходить верующим.
Термин «худудуллах» чаще всего употребляется в аятах, касающихся вопросов семьи.
Ценность семьи в сознании мусульманина стоит на первом месте, и всё, что может угрожать институту брака, должно быть исключено из жизни. Ислам придаёт огромное значение культуре внутрисемейных отношений. Пророк Мухаммад ﷺ говорил:
«Лучший средь вас тот, кто наиболее внимателен к своей семье» (Тирмизи).
Призыв к «худудуллах» нужен для защиты семейных устоев, чтобы человек не поступал несправедливо и не унижал другого. Ислам особо оберегает женщин и детей.
Кyр`ан демонстрирует опасные ситуации, которые могут разрушить семью и ясно указывает, что нужно делать, чтобы не попасть в греховное положение. Мусульманам запрещены отношения между мужчиной и женщиной, не скреплённые узами брака (Сура «аль-Муминун», 23 / 5-7; Сура «аль-Меаридж», 70 / 29-31; Сура «ан-Ниса», 4 / 24). Таким образом, соблюдая худудуллах в вопросах семейного права, человек поддерживает хорошие отношения с близкими, что является залогом гармонии в обществе.
Кyр`ан установил границы и во взаимоотношениях супругов. В определённое время им запрещена физическая близость. Это касается дневных часов месяца Рамадан, а также времени, когда мусульманин уединяется в мечети для молитвы (и’тикаф). В эти периоды верующий должен быть сосредоточен на богослужении, погружён в состояние размышления и совершения дуа.
В Кyр`ане говорится:
«Вам разрешается близость с вашими жёнами в ночь, предшествующую посту. Ваши жёны для вас — одеяние, а вы — одеяние для них. Аллах знал, что вы ограничиваете себя, и Он простил вас и помиловал. И теперь соединяйтесь с жёнами [по ночам месяца Рамадан] и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи. И не соединяйтесь с жёнами, когда вы совершаете и’тикаф в мечетях. Это — ограничения, наложенные Аллахом, так не нарушайте же их. Так разъясняет Аллах Свои знамения людям, — быть может, они станут богобоязненными» (Сура «аль-Бакара», 2 / 187).
Ислам указывает на важность супружества. В одном из хадисов Пророк Мухаммад ﷺ называл развод самым нежелательным действием из всего разрешённого в Исламе (Абу Давуд). Но если по каким-то причинам брак не может продолжаться, то Всевышний устанавливает опредёленные нормы поведения и устанавливает правила прекращения семейных отношений.
В Кyр`ане говорится:
«О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену, как велят Шариат и разум, или отпустить её достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора)» (Сура «аль-Бакара», 2 / 229).
Комментируя этот аят, Посланник Аллаха охарактеризовал мужей, действующих по отношению к своим жёнам по типу:
«я с тобой разведусь — я к тебе вернусь — я с тобой разведусь» как «играющих с ограничениями Аллаха» (Ибн Маджа, «Таляк», 1).
По мусульманскому законодательству женщине после развода установлено время «идда» (100 дней), в течение которого она не может выйти замуж за другого мужчину, так как в этот период определяется её возможная беременность. Так Ислам защищает права матери и ребенка и избегает кровосмешения в будущем. В Кyр`ане сделан акцент на том, что идда — это худудуллах и его обязательно нужно соблюдать:
«О Пророк! Когда вы (т.е. мусульмане) даёте жёнам развод, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счёт сроку и страшитесь Господа своего. Не выгоняйте [разведённых жён] из их жилищ, и пусть они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе» (Сура «ат-Таляк», 65/1).
Всевышний установил худудуллах в вопросах наследства, так как это касается сохранения спокойствия и всего семейного рода. Наследствам считаются вещи, принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В распределении собственности умершего запрещается переходить границы. Доли, положенные наследникам, строго определены в Кyр`ане (Сура «ан-Ниса», 4/11-13).
Знание о границах, установленных Всевышним, являются основой сунны Пророка Мухаммада ﷺ, который говорил:
«Поистине, дозволенное и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие не догадываются. Человек, остерегающийся сомнительного, очищается от него ради своей религии и своей чести, а тот, кто занимается сомнительным, может коснуться запретного подобно тому пастуху, который пасёт скот около заповедного места и вот-вот окажется там. Запомните! Есть заповедное место у каждого повелителя, но у Аллаха — то, что Он запретил…» (Бухари, «Иман», 39; Бую, 2; Муслим, «Мусакат», 107; Тирмизи, Бую, 1; Ибн Маджа, «Фитан», 14).
Пусть Всевышний Аллах поможет нам соблюдать Его повеления и не переходить границ установленных Им! Аминь.
По материалам: http://www.islamisemya.com/