Семья в Исламе

12 сентябрь 2019 1739 0
Режим чтения

Словом «семья» обозначаются родные и близкие человека. А семья как шариатский термин — это группа людей, которая считается ядром общества и создаётся посредством вступления в брак мужчины и женщины, у которых затем появляется потомство. При этом члены семьи поддерживают постоянные связи с предками данной супружеской пары, а также с братьями и сёстрами, внуками, дядями и тётями со стороны отца и матери и их детьми.

В обоих определениях присутствует указание на защиту, поддержку и существование прочной связи, основанной на кровном родстве, родстве по браку или молочном родстве.

А семейный порядок — это нормы и правила, в соответствии с которыми упорядочиваются все без исключения дела семьи.

 

Виды семьи

Семья бывает трёх видов: маленькая, средняя и большая.

Маленькая семья — это супружеская пара и их дети. Именно о такой семье пойдёт речь в этой книге. Ислам стремится построить её на самом прочном фундаменте и укрепить её опоры, насколько это возможно.

Средняя семья — это семья, включающая, помимо супругов и их детей, вторую степень родства — родителей, дедушек и бабушек, братьев и сестёр, а также дядей и тётей по матери и отцу. Именно к такой семье относится веление Всевышнего поддерживать родственные связи. Поддерживание родственных связей удлиняет жизнь, добавляя в неё благословения, а также увеличивает удел.

В хадисе-кудси говорится:

« قَالَ اللَّهُ : أنا اللهُ ، وأَنَا الرَّحْمَنُ خلقتُ الرَّحِمِ و شَقَقْتُ لَهَا اسماً مِنَ اسْمِي ، فَمَنْ وَصَلَهَا وَصَلْتُهُ ، وَمَنْ قَطَعَهَا قَطَعْتُهُ »

«Я — Аллах, и я — Милостивый [Ар-Рахман]. Я сотворил родственные связи [рахим], и дал им название от Своего Имени. Кто станет поддерживать их, с тем Я буду поддерживать связь, а кто станет порывать их, с тем Я порву связь» (Абу Давуд; ат-Тирмизи).

Что же касается большой семьи, то это всё мусульманское общество. Сюда относятся, помимо родных, соседи, друзья, знакомые и так далее. Всевышний Аллах наказал нам поддерживать отношения с ними и сообщил нам о том, что эти отношения должны быть братскими: 

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

«Поистине, верующие — братья» (49:10)

Сюда же относится и человечество вообще, поскольку ислам велел нам, людям, помогать друг другу и относиться друг к другу с теплом и симпатией. Так, Он сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُو

«О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знакомились друг с другом» (49:13)

 

Значение семьи

Семья необходима человеку для формирования собственной личности и самосовершенствования, а также для того, чтобы жить благополучно и созидать, поддерживая при этом нормальную жизнь общества и сохраняя род человеческий.

Что касается формирования своей личности и самосовершенствования, следствием которого является физическое и эмоциональное развитие, то и мужчине, и женщине в этом помогает вступление в брак, позволяющий удовлетворять естественные инстинкты и желания, а также духовные, физические и эмоциональные потребности человека. Кроме того, вступление в брак даёт человеку возможность придерживаться умеренности и золотой середины, не отказываясь полностью от удовлетворения полового инстинкта, но и не доходя до вседозволенности и разврата, которые ведут к нравственному разложению, а также к хаосу и беспорядку в обществе.

Что же касается спокойной и благополучной жизни, то её также обеспечивает человеку семья. Ведь семья — это небольшая группа людей, которые строят свою жизнь спокойно и постепенно, активно помогая друг другу в созидательном труде, а также в решении жизненных проблем и добывании хлеба насущного. В семье царит атмосфера взаимной любви, согласия, симпатии, спокойствия и благополучия. Члены семьи вместе борются со слабостью и недугами любого рода, а также ошибками и проступками. В семье заботятся о развитии и благополучии детей и уделяют внимание пожилым людям, дабы они не оставались одинокими, заброшенными, никому не нужными — ведь они нуждаются в помощи и обеспечении, и им необходим тот, кто избавил бы их от усталости и тревог…

Что же касается поддержания нормальной жизни общества и сохранения рода человеческого, то это происходит путём произведения потомства — здоровых (физически и нравственно) детей — с одновременной заботой о законнорождённости, а также об избавлении общества от болезней, являющихся следствием внебрачных половых связей.

Под сенью семьи человек привыкает к ответственности. Кроме того, жизнь в кругу семьи побуждает его к самоутверждению и формированию себя как личности, а также к преображению вселенной. Семья учит человека альтруизму и жертвенности, терпению и выдержке, щедрости и великодушию, надёжности и верности. Семья прививает человеку благонравие и различные достоинства. 

Семья — это общество в миниатюре, и жизнь в кругу семьи помогает человеку приспособиться к жизни в обществе, и он начинает ощущать свою принадлежность к огромному человечеству. Семья воспитывает человека и учит его тому, что он должен оказывать материальную и моральную поддержку другим членам общества, а ведь это необходимо любому обществу. В результате люди уподобляются единому организму, проявляя милосердие, сочувствие и любовь друг к другу. Они делают друг другу добро, поддерживают друг друга и трудятся все вместе ради того, чтобы жизнь общества не стояла на месте, а двигалась вперёд и становилась лучше. Они вместе противостоят губительным течениям и всему скверному и отрицательному, а также защищают общество от отсталости в любых её проявлениях, ошибок и проступков и борются с извечным «треугольником», несущим зло и представляющим большую опасность для общества — это невежество, бедность и болезни.

 

Шейх Вахба аз-Зухейли (рахимахуЛлах), из книги: «Аль-усра аль-муслима фи аль-алям аль-муасыр»

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход