Шесть сборников хадисов (Аль-Кутуб Ас-Ситта)
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
С помощью хадисов и комментариев к ним раскрывается суть многих религиозно-правовых вопросов в жизни общины мусульман. Предание может сказать о действиях Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), привести изречение, которое произнёс Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), или одобрение, и в сумме все раскрытые в хадисах стороны жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) представляют Сунну Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которая является авторитетным источником для всех мусульман в мире и представляет собой основу Шариата.
Первоначально хадисы о Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передавались из уст в уста, но чем шире распространялся Ислам, тем чаще возникала необходимость собрать их, систематизировать и сохранить в письменной форме, снабдив необходимыми комментариями.
В этой небольшой статье мы затронем шесть основных сборников, которые считаются самыми авторитетными трудами по хадисам:
1. «Сахих» аль-Бухари (صحيح البخاري);
2. «Сахих» Муслима (صحيح مسلم);
3. «Сунан» Абу Дауда (سنن أبي داود);
4. «Сунан» ат-Тирмизи (سـنن الترمذي);
5. «Сунан» ан-Насаи (سنن النسائي);
6. «Сунан» Ибн Маджи (سنن ابن ماجه).
Сахих аль-Бухари
Его автором является – Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари (194–256 гг. по хиджре). Родился в городе Бухаре (на территории нынешнего Узбекистана) 13-го Шавваля в 194 году по хиджре.
В юношеском возрасте имам аль-Бухари потерял отца, у него осталась только мать, которая и воспитала его. С детства он был известен своей уникальной памятью. Всевышний Аллах наделил его способностью запоминать хадисы, когда он был ещё ребёнком.
Абу Джафар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак сказал:
«Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: «Как ты начал изучать хадисы?». Он ответил: «Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или меньше. Потом я покинул школу и стал учиться то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки’а и знал их высказывания»» (Аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-Нубаля», 12/393).
Имам аль-Бухари был известен также своей высокой ответственностью, обнаруживая различные дефекты в преданиях. Он принимал хадис только тогда, когда все звенья цепочки передатчиков были достоверно известны, а люди, которые передали его, являлись надёжными и заслуживающими доверия рассказчиками. Кроме того, он не принимал хадис до тех пор, пока не было установлено, что люди, передававшие его друг другу, встречались друг с другом лично.
Причина составления сборника «Сахих»
Основной причиной, побудившей аль-Бухари составить «Сахих», куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, наряду с достоверными включали и ненадёжные хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его учитель Исхак ибн Рахавайх хотел собрать воедино одни лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им:
لو جمعتم كتابا مختصرا لصحيح سنة النبي صلى الله عليه وآله وسلم قال: فوقع ذلك في قلبي، فأخذت في جمع الجامع الصحيح
«Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий достоверный свод хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Аль-Бухари сказал:
«Эти слова запали мне в душу, и я начал собирать материалы к своему сборнику “Сахих”» («Тадриб ур-Рави», 1/92)
В процессе работы имам аль-Бухари проверил около 600 тысяч хадисов, а созданный им труд стал лучшей книгой после Книги Всевышнего Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, как он был завершён, и продолжающей высоко ценить его до сих пор.
Составлению сборника «Сахих» имам аль-Бухари посвятил шестнадцать лет своей жизни. Согласно преданию, из 600 тысяч передававшихся в то время хадисов путём тщательного анализа цепочек передач (иснад) он выбрал 7397 (2762 без учёта повторов) хадисов категории «достоверных» (сахих). Сборник включает 97 книг, включающих 3450 глав (баб).
Имам аз-Захаби (да помилует его Аллах) охарактеризовал эту книгу следующим образом:
وأما جامع البخاري الصحيح، فأجل كتب الإسلام، وأفضلها بعد كتاب الله تعالى
«Что касается сборника “Сахих” аль-Бухари, то он считается одной из великих книг в Исламе и лучшей – после книги Аллаха» («Тарих уль-Ислям», 19/242)
Имам аль-Фарабри (да помилует его Аллах) сказал, что Мухаммад ибн Исмаиль (аль-Бухари) говорил ему:
ما وضعت في الصحيح حديثًا إلا اغتسلت قبل ذلك وصليت ركعتين، وأرجو أن يبارك الله تعالى في هذه المصنفات
«Я не добавлял в сборник “Сахих” хадис, не совершив полное омовение и два ракаата молитвы, и надеюсь, что Всевышний Аллах благословит (даст барака) этим сборникам». («Иршад ус-Сари», 1/29)
Известные комментарии к сборнику «Сахих» аль-Бухари
Ни одна книга после Книги Всевышнего Аллаха не привлекала к себе такого внимания учёных, как «Сахих» имама аль-Бухари. Учёные уделили особое внимание этой книге и написали большое количество комментариев и примечаний к ней, вот самые известные:
— «И’лям ус-Сунан» шейха Абу Сулеймана аль-Хаттаби (умер в 388 г. х.), считается первым комментарием к этому сборнику;
— «Фатх уль-Бари» хафиза Ахмада ибн Хаджара аль-Аскаляни (умер в 852 г. х.), этот комментарий считается одним из лучших. На его составление ушло 25 лет, автор работал над ним с 817 года по 842 год, завершив труд за десять лет до своей смерти;
— «Умдат уль-Кари» шейха Бадруддина аль-Айни аль-Ханафи (умер в 855 г. х.);
— «Иршад ус-Сари» шейха Шихабуддина Ахмада аль-Касталяни аш-Шафии (умер в 923 г. х.);
— «Аль-Кавакиб ад-Дарари» шейха Шамсуддина Мухаммада аль-Кирмани (умер в 786 г. х.);
— «Шарх Ибн Батталь» Абу ль-Хасана Али бну Халяфа бни Абдиль-Малика, больше известного как Ибн Батталь аль-Куртуби аль-Малики (умер в 449 г. х.);
— «Ат-Тауших» имама Джалялюддина ас-Суюти (умер в 911 г. х.);
— «Файд уль-Бари» Мухаммада Анвара Шаха аль-Кашмири (умер в 1352 г. х.).
Также были толкования, которые учёные не успели завершить, среди таких можем назвать комментарии хафиза Ибн Раджаба аль-Ханбали, хафиза Ибн Касира, шейх уль Ислама Яхьи бин Шарафа ан-Навави.
Сахих Муслима
Его автор – Абуль-Хусейн Муслим ибн аль-Хаджадж ибн Муслим ибн Вард ибн Кавшаз аль-Курайши ан-Несайбури (204–261 гг. х.). Он родился в 204 году в Нейсабуре, в провинции Хорасан (на территории современного северо-восточного Ирана).
Так же, как и имам аль-Бухари, имам Муслим начал изучать Сунну с ранних лет. С этой целью он много путешествовал. Он учился не только в родной провинции Хорасан, но и ездил в Ирак к имаму Ахмаду ибн Ханбалю, в Медину к шейху Саиду ибн Мансуру, в Египет к Умару ибн Даваду, а затем объездил всю Среднюю Азию, посетив учёных Бухары, Самарканда и других городов. Интересно, что с имамом аль-Бухари он смог встретиться именно в своём родном городе Нейсабур. Всего же, по словам имама аз-Захаби, имам Муслим обучался у 222 шейхов.
Говоря о «Сахихе» Муслима, следует отметить, что некоторые учёные называют его более важной книгой, чем «Сахих» авторства аль-Бухари. Однако имам ан-Навави сказал:
ومع هذا فصحيح البخارى أصح وأكثر فوائد، هذا هو مذهب جمهور العلماء، وهو الصحيح المختار، لكن كتاب مسلم فى دقيق الأسانيد ونحوها أجود
«Несмотря на такое мнение, “Сахих” аль-Бухари всё же достовернее, и в нём больше пользы, это мнение большинства учёных, и оно считается достоверным, избранным мнением. Вместе с тем считается, что книга Муслима лучше в том, что касается подробностей и тонкостей иснадов» («Тахзиб аль-асма ва аль-люгат», 1/90-91)
«Сахих» имама Муслима – это избранные 7275 хадисов, отобранных из 300 000, которые он нашёл. Муслим в большей или меньшей мере следовал примеру имама аль-Бухари. Сборник составлен по типу мусаннаф, то есть хадисы в нём расположены по определённым главам, общее количество разделов – 52.
Имам Муслим скончался в месяце Раджаб в 261 году по хиджре, прожив 57 лет, да смилуется над ним Всевышний Аллах.
Наиболее известные комментарии к «Сахиху» имама Муслима:
— «Аль-Минхадж фи шарх аль-Джами ас-Сахих» имама ан-Навави (умер в 676 г. х.), считается лучшим комментарием к этому сборнику;
— «Икмал уль-Му’лим фи шарх Сахих Муслим» кади ‘Ийада (умер в 544 г. х.);
— «Аль-Муфхим» шейха Абу ль-Аббаса Ахмада аль-Куртуби (умер в 611 г. х.);
— «Ад-Дибадж» имама Джалялюддина ас-Суюти (умер в 911 г. х.);
— «Муккамиль Икмаль аль-Камаль» Мухаммада ибн Юсуфа ас-Сануси (умер в 795 г. х.).
Сунан Абу Дауда
Его автор – Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш’ас аль-Азди ас-Сиджистани (203–275 гг. х.). Родился в 203 году по хиджре в городе Систане (Сиджистане) на юго-востоке Ирана и юго-западе Афганистана. Он был арабом из племени Азд – одного из крупнейших племён Аравийского полуострова. С началом распространения Ислама некоторые из аздитов стали селиться в разных уголках Арабского халифата. Предок Абу Дауда Имран погиб в битве при Сиффине, сражаясь на стороне халифа Али ибн абу Талиба (да будет доволен им Аллах).
Имам Абу Дауд был великим учёным по хадису и автором многочисленных книг, более всего известен его труд в области хадисов – «Сунан». Мухаддисы рассматривали этот труд как достоверный, следующий за «Сахихами» аль-Бухари и Муслима. Абу Дауду понадобилось 20 лет, чтобы завершить свою работу и составить сборник, содержащий 4800 хадисов. Они были отобраны из 500 000 преданий.
Сборник известен под названием «Сунан Абу Дауда». Так назвал его сам автор. «Сунан» – множественное число от слова «сунна», однако имам Абу Дауд, называя так свою книгу, подразумевал не просто хадисы, а хадисы, содержащие нормы Шариата, поскольку книги, носящие название «Сунан», состоят из глав, соответствующих различным разделам фикха: «Вера», «Очищение», «Молитва», «Закят» и так далее.
По словам имама аль-Хаттаби (да помилует его Аллах), до имама Абу Дауда никто из учёных не ставил перед собой цель создать сборник такого рода.
Если говорить о времени появления «Сунана», то известно, что он был составлен до кончины имама Ахмада, поскольку имам Абу Дауд показывал «Сунан» имаму Ахмаду, и тот одобрил его. А имам Ахмад скончался в 241 году хиджры.
В отличие от имама Муслима, Абу Дауд не дополнил свой сборник предисловием, в котором разъяснялась бы его методика и критерии отбора и принятия хадисов. Однако он составил послание к жителям Мекки, в котором разъяснил многие вопросы, имеющие отношение к его «Сунану». Это послание можно считать введением или предисловием к сборнику.
Труд Абу Дауда занимает третье место после сборников имамов аль-Бухари и Муслима. А имам аль-Хаттаби даже ставил его на первое место.
Имам аль-Хаттаби (да помилует его Аллах) сказал:
أن كتاب السنن لأبي داود كتاب شريف لم يصنف في علم الدين كتاب مثله وقد رزق القبول من الناس كافة
«“Ас-Сунан” Абу Дауда – это благородная книга! Не было составлено книги, подобной ей в отношении религиозного знания. Этот труд был благословенным, и его приняли все люди» («Ма’алим ус-Сунан», 1/6)
Среди многочисленных комментариев к сборнику «Сунан» Абу Дауда можно выделить труды:
— «Ма‘алим ус-Сунан» имама Абу Сулеймана аль-Хаттаби (умер в 388 г. х.);
— «‘Аун аль-мабуд» шейха Абу ‘Абдур-Рахмана аль-‘Азыма Абади (умер в 1329 г. х.);
— «Фатх уль-Вадуд аля сунани аби Дауд» шейха Абу ль-Хасана Нуруддина аль-Синди (умер в 1138 г. х.);
— «Миркат ас-Су‘уд» имама Джалялюддина ас-Суюти (умер в 911 г. х.);
— «Шарх Сунан» шейха Ибн Расляна (умер в 844 г. х.);
— «Базль аль-маджхуд фи халли сунан аби Дауд» шейха Ахмада ас-Сахаранфури (умер в 1346 г. х.).
Сунан ат-Тирмизи
Его автор – Абу Иса Мухаммад ибн Иса ибн Сура ибн аль-Даххак ас-Сулями ат-Тирмизи (209–279 гг. х.). Родился в 209 году в городе Термезе (современный Узбекистан).
Он получил образование в Хорасане, Бухаре, а также учился у представителей иракской и хиджазской богословских школ. Отличался прекрасной памятью и знал наизусть десятки тысяч хадисов пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Его учителями были такие выдающиеся исламские богословы того времени, как аль-Бухари, Муслим, Мухаммад ибн Абдуллах, Али ибн Хаджар, Сувейд ибн Наср и др. Во время своих путешествий в поисках хадисов он встречался с такими известными личностями, как Ахмад ибн Ханбаль и Абу Дауд, а также посетил Ирак и Хиджаз.
«Сунан» ат-Тирмизи, который также носит название «Джами» ат-Тирмизи, сам имам автор называл «Аль-Джами аль-Кабир». Сборник разделён на 50 глав и включает в себя 3962 хадиса, включая как достоверные (сахих), так и хорошие (хасан), а также слабые (даиф).
В своём сборнике имам ат-Тирмизи сделал основной упор на хадисы по юридической тематике, которые факихи впоследствии использовали для вынесения фетв.
Особенности этого сборника:
— уделено внимание мнениям мазхаба и их доказательствам;
— точно указана степень достоверности хадисов.
Имам ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкой набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, из-за чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, ат-Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов и закончил свой «Сунан», будучи незрячим.
Хафиз Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал:
وهو أحد أئمة هذا الشأن في زمانه، وله المصنفات المشهورة، منها » الجامع » و » الشمائل » و » أسماء الصحابة » وغير ذلك، وكتاب » الجامع » أحد الكتب الستة التي يرجع إليها العلماء في سائر الآفاق
«Он (ат-Тирмизи) – один из имамов хадиса своего времени, автор таких известных трудов, как “Аль-Джами”, “Аш-Шамаиль”, “Асмау с-Сахаба” и другие. Сборник “Аль-Джами” считается одной из шести книг, на которые ссылаются все учёные» («Аль-Бидаят ва ан-Нихаят», 14/647)
Среди многочисленных комментариев к «Сунану» ат-Тирмизи можно выделить труды:
— «’Арид уль-Ахвази» имама Абу Бакра ибн аль-Араби (умер в 543 г. х.);
— «Кут уль-Мугтази» имама Джалялюддина ас-Суюти (умер в 911 г. х.)»
— «Тухфат уль-Ахвази» имама аль-Мубаракфури (умер в 1355 г. х.).
Сунан ан-Насаи
Его автор — Ахмад ибн Шуайб ибн Санана абу Абдуррахман ан-Насаи (215—303 гг. х.).
Имам ан-Насаи родился в 215 году в местечке Ниса (его нисба дана по имени этого города), который находится западнее современного города Ашхабад (столица Туркменистана).
Обучался науке и методологии хадиса, после чего составил сборник «Сунан ан-Насаи». Жил в Египте, после чего переселился в Дамаск. Там составил сборник хадисов о достоинствах славного сподвижника ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Затем был подвергнут гонениям и вынужденно переселился в Мекку. Скончался в понедельник, 13 числа месяца Сафар 303 года по хиджре в городе Рамле и был похоронен в Иерусалиме. Имам ан-Насаи обучался у таких имамов, как аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Мухаммад ибн Наср аль-Марвази, Кутейба ибн Саид, Сувейд ибн Наср. Среди его учеников были: Абу ль-Касим ат-Табарани, Абу Джафар ат-Тахави, Хамза аль-Кинани.
У имама ан-Насаи было два сборника, которые именуются «Ас-Сунан»:
— «Сунан аль-Кубра»;
— «Сунан ас-Сугъра».
Вот включённый в четыре известных сборника «Ас-Сунан» – это «Ас-Сугъра» (малый) сборник, который он назвал «Аль-Муджтаба». Он собрал его из своего большого сборника «Ас-Сунан аль-Кубра».
Хафиз аль-Ираки (да помилует его Аллах) рассказывал:
أن النسائي لما صنف الكبرى أهداها لأمير الرملة فقال له: كل ما فيها صحيح، فقال: لا، فقال: ميز لي الصحيح من غيره، فصنف له الصغرى
«Когда ан-Насаи составил “Сунан аль-Кубра”, он дал его правителю Рамлы, который спросил его: “Всё ли, что есть в этой книге, достоверно?”. Он ответил: “Нет”. Тот сказал: “Тогда отдели для меня достоверное в этой книге от недостоверного”. После этого ан-Насаи и составил “Сунан ас-Сугъра”» («Тадриб ар-Рави», 1/109)
В действительности многие имамы называли сборник имама ан-Насаи «Сахихом» из-за его неоспоримых достоинств.
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да помилует его Аллах) сказал о «Сунан» ан-Насаи:
وفي الجملة فكتاب النسائي أقل الكتب بعد الصحيحين (حديثا) ضعيفا ورجلا مجروحا
«В этой книге меньше всего слабых хадисов после двух сборников “Ас-Сахих” и меньше всего ненадёжных рассказчиков» («Ан-Нукат», 1/484)
В сборнике 5758 хадисов, но среди них есть повторяющиеся – их почти половина сборника, и это связано с особенностью сборника ан-Насаи: один хадис может быть приведён в нём несколько раз – в разных разделах. Это самый крупный сборник из четырёх сунанов в составе шести самых авторитетных сборников хадисов.
Среди комментариев к «Сунану» ан-Насаи можно выделить:
— «Захр ар-Риба аля ль-Муджтаба» имама Джалялюддина ас-Суюти (умер в 911 г. х.);
— «Хашият ус-Синди» шейха Абу ль-Хасана Нуруддина ас-Синди (умер в 1138 г. х.).
Сунан Ибн Маджи
Его автор – Абу Абдуллах Мухаммад ибн Язид ибн Маджа аль-Раби аль-Казвини (209—273 гг. по хиджре), но прославился он как Ибн Маджа – по имени своего деда, что означает «сын Маджи». Родился он в 209 году в Казвине (ныне город в Иране).
Казвин в то время был центром мусульманской научной мысли. Это важное обстоятельство сыграло решающую роль в становлении Ибн Маджи как учёного.
Достигнув совершеннолетия, имам Ибн Маджа в поисках хадисов посетил такие края, как Ирак, Басра, Куфа, Шам, Египет. Он собирал хадисы и обучался в Дамаске у таких учёных, как Хишам ибн Аммар, Аббас ибн Валид, Абдуллах ибн Ахмад ибн Башир, Махмуд ибн Халид, в Египте — у Харламата ибн Яхйи, Абу Тахира ибн ас-Сирата, Мухаммада ибн Рамха и др.
Главный труд учёного-богослова – «Сунан Ибн Маджа». Он содержит 4341 хадис. «Сунан» состоит из 37 книг и 1500 глав. Впервые этот сборник хадисов официально включил в «Ас-Сихах ас-Ситта» имам Ибн аль-Кайсарани.
Хафиз Ибн Касир (да помилует его Аллах) пишет в труде «Ихтисар улюм аль-хадис»:
هو كتاب مفيد قوي التبويب في الفقه
«Это книга полезна, главы по фикху хорошо классифицированы».
Хафиз Ибн аль-Асир (да помилует его Аллах) сказал:
كتابه ، كتاب مفيد قوي النفع في الفقه ، لكن فيه أحاديث ضعيفة جدًّا ، بل منكرة
«Его книга очень полезна в фикхе, однако в ней содержатся очень слабые хадисы, даже отвергнутые».
Среди комментариев к «Сунану» Ибн Маджи можно выделить следующие:
— «Шарх Сунан ибн Маджа» шейха Абдуль-Латыфа аль-Багдади (умер в 629 г. х.);
— «Ма тамаса иляхи ль-хаджа мин шарх ибн Маджа» хафиза ибн аль-Муллякина аш-Шафии (умер в 804 г. х.);
— «Мисбах уз-Зуджада на сунани ибн Маджа» имама Джалялюддина ас-Суюти (умер в 911 г. х.);
— «Кифаят уль-Хаджа фи шарх ибн Маджа» шейха Абу ль-Хасана Мухаммада ас-Синди (умер в 1138 г. х.).
Абдуль-Азиз аш-Шафии
По материалам: https://darulfikr.ru/