Сила щедрости в исламе
Щедрость была одной из бесчисленных благодетелей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Он был самым щедрым из людей.
Однажды Пророк совершил молитву в мечети, а затем поспешно пошел к себе домой и немедленно вернулся. Сподвижник спросил его, почему он ушел, и он ответил:
«Я оставил дома кусок золота, который был пожертвован на благотворительность, и я не хотел бы, что он остался на ночь в моем доме, поэтому я принес его в мечеть для раздачи» (Аль-Бухари).
Наши мирские владения — это дары Бога, Щедрейшего. Мусульмане верят, что все исходит от Бога, и все вернется к Нему. Таким образом, логично вести себя так, как будто мы обладаем лишь кредитом, тем, что мы обязаны сохранять, защищать и, в конечном итоге, делиться.
Всякий раз, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) встречался с несчастным человеком, он советовал ему быть более щедрым и благотворительным.
Ибн Аббас сказал, что он слышал, как Пророк Мухаммад сказал:
«Не является верующим тот, кто ест, когда его сосед голодает» (Аль-Байхаки).
Другой сподвижник передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Верующий прост и великодушен, а нечестивый человек обманчив и неблагороден» (Абу Дауд).
Закят и садака
Ислам поощряет щедрость, ведь она заложена в одном из пяти столпов ислама, обязательной милостыне, известной как закят. На арабском языке слово «закят» буквально означает очищение сердца, однако он также означает милостыню, которую богатые выплачивают в пользу бедных, что имеет своей целью обеспечение всех нуждающихся членов общины. Это фиксированная исчисляемая сумма.
Существует также другая форма щедрости в исламе, называемая садака (необязательная милостыня). Это слово в переводе с арабского означает правдивость, и некоторые описали дающего ее как обладающего сердцем, правдивым по отношению к своему Создателю.
Все, что дается щедро, от чистого сердца с намерением угодить Богу, это садака. Она может быть такой же простой, как улыбка, помощь пожилому человеку, удалением препятствия с дороги и т.д.
Мудрое инвестирование
Щедрость можно рассматривать как разумную инвестицию в будущее. Щедрость и садака могут проложить путь в Рай, потому что Господь вознаграждает каждый наш щедрый поступок.
Однако щедрость заключается не только в раздаче того, что у нас есть в изобилии, что больше не полезно и не нужно, а в том, чтобы свободно отдавать даже то, что мы любим или в чем нуждаемся.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
«Одна женщина вместе со своими двумя дочерьми подошла ко мне с просьбой о милостыне, но у меня ничего небыло, кроме финика, который я дала ей, и она разделила его между дочерьми» (Аль-Бухари).
Аллах говорит нам в Кyр`ане, что все, что мы щедро раздаем с намерением угодить Ему, Он заменит и умножит. Бог знает, что в сердцах людей.
Всевышний Аллах говорит:
«Скажи: "Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел"» (Кyр`ан, 34:39).
Сподвижники понимали ценность щедрости. Абдуллах ибн Умар был замечен на рынке, покупая фураж для своего верблюда в долг. Один из мужчин, зная, что Абдуллах получил 4000 дирхамов и одеяло накануне, спросил об этом. Но ему объяснили, что до наступления темноты Абдуллах распределил эти деньги между нуждающимися. Затем он взял одеяло, бросил его через плечо и направился домой, но к тому времени, когда он пришел, даже одеяло исчезло, — он отдал его нуждающемуся человеку.
После смерти Пророка (мир ему и благословение) люди столкнулись с большими трудностями из-за засухи. Они пришли к Абу Бакру с просьбой предоставить им еду, но он не смог помочь, казна была пуста. Именно в это время из Дамаска прибыл караван, принадлежащий Усману. Он был наполнен продуктами питания и другими товарами. Торговцы собрались в доме Усмана, предлагая ему большие суммы денег за товары; однако он отверг их, сказав, что готов дать товар тому, от кого он получит наибольшую награду. Усман отдал все товары голодающим людям в Медине совершенно безвозмездно. Он знал, что Аллах вознаградит его чем-то большим, чем деньги.
Даже в самых сложных обстоятельствах истинным верующим является тот, кто щедро дает.
Однажды люди пришли к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и спросили: «Если кому-то нечем дать милостыню, что он должен делать?»
Он сказал:
«Он должен работать своими руками и извлекать выгоду сам, а также отдавать милостыню (из того, что он зарабатывает)».
Люди спросили: «Если он этого не найдет?»
Он ответил:
«Он должен помочь нуждающимся, которые обращаются за помощью».
Затем люди спросили: «Если он не может этого сделать?»
Он ответил:
«Тогда он должен совершать добрые дела и избегать злых дел, и это будет считаться его милостыней» (Аль-Бухари).
И Аллах говорит в Кyр`ане, что Он воздаст верующему за его великодушие.
«Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо» (2:272)
Бог — это Тот, кто обеспечивает нас, и Он ожидает, что мы будем щедро делиться с другими Его дарами. Нам следует быть доброжелательными и бескорыстными по отношению к нашему имуществу, нашему времени, а также к другим людям.
Аиша Стейси (Aisha Stacey)
По материалам: http://islam.plus/