«Сказкотерапия» – лечение сказкой

27 февраль 2019 1835 0
Режим чтения

Всем известно, что человеку в период взросления предстоит найти ответы на многие вопросы и решить немало дилемм. Родители могут помочь малышу на этом пути: попробуйте рассказать сказку вместо привычных нотаций и нравоучений.

Сказка – это волшебный мир. Истории выдуманных героев помогают справиться с детскими капризами, упрямством, страхами, хвастовством, драчливостью, ревностью, закомплексованностью.

В психологии есть направление – сказкотерапия. Это мягкое влияние на поведение, способ передачи знаний. Ненавязчиво учите ребёнка, как правильно вести себя в самых разных ситуациях. Любая выдуманная история повествует об отношениях между людьми, об основных законах социума.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь человека. Если малыш просит почитать одну и ту же книжку, то она затрагивает очень важные для него вопросы. Обсудите эту сказку: почему она привлекает внимание ребенка, кто из героев ему симпатичен, как бы он поступил и хотел бы изменить сюжет? Так вы поймете, что беспокоит ребенка, узнаете его тайные мысли и желания. Сказки заставляют детей думать и размышлять: слушая их, дети представляют себя героями различных ситуаций и выбирают самые достойные решения.

Когда проблема решена, то отпадает и необходимость в сказке. И ребёнок сам просит: «Почитай что-нибудь другое!» Значит, малыш растет и развивается, оттого пропадает интерес.

Можете сочинить свою сказку вместе с ребенком. Так можно весело заниматься повседневными делами: навести порядок в комнате, убрать игрушки, почистить зубы, лечь спать вовремя. Ведь дети не любят наставления, а сказка не учит напрямую.

Как сочинить сказку

Главный герой должен сталкиваться с теми же проблемами, что и ваш малыш. Персонаж легко преодолевает трудности, показывает пример ребенку, учит добиваться успеха.

Герой или героиня должны быть близки ребёнку. Лучше сочинять сказку про зайчика, львёнка, мышку, волчонка. Для детей постарше главным персонажем может быть сверстник того же пола. Но не стоит давать герою сказки имя вашего малыша.

Не стоит помещать в сказку предметы и персонажей из реальной жизни (транспорт, оружие, ваших знакомых). Но если сам ребёнок включает в мир фантазий жизненные реалии – пусть остаются.

 Не подвергайте критике то, что придумывает малыш. Всё ценно и обязательно должно быть включено в сказку.

И, конечно же, обязателен счастливый конец. Герой всегда находит выход из трудных обстоятельств, становится сильнее и красивее.

Придуманные совместно сказки легко запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие. Сказкотерапия — это манипуляция с волшебной историей, которую дети должны не просто выслушать, а переделать так, как считают нужным, и объяснить причины поведения того или иного героя. Ребенок будет наделять сказочных персонажей своими переживаниями, поэтому станут очевидными все его обиды и комплексы, которые до этого момента скрывались в глубине души. Вы сможете узнать, что беспокоило вашего малыша, и поможете ему справиться с трудностями.

Есть дети очень стеснительные, робкие, не могут найти себе друзей, тогда расскажите, как главный герой его сказки подружился со сверстниками.

Некоторые дети просят родителей постоянно почитать им книжку перед сном. Предложите им придумать собственную сказку, например, про козленка, лисенка, жеребенка. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Не удивляйтесь, если ваш ребенок скажет «Я хочу быть как козленок!». Со временем это проходит.

Придумайте и расскажите бытовые сказки. Например, про девочку, которая не хотела собирать игрушки перед сном. Куклы и лошадки обиделись, что они валяются, мараются, и ушли к другой девочке. А потом героиня сказки пообещала, что будет их прибирать, и игрушки вернулись.

Можно превратить сказку в игру. Ведь не каждый ребенок откровенно рассказывает о своих проблемах. Предложите своему малышу поиграть в садик или школу: меняясь ролями, можно узнать практически всю его жизнь без нас. Результат будет лучше, если использовать куклы, мягкие игрушки, чтобы вы и ребенок действовали не от своего имени, а от имени героев. Если поменяться ролями в игре дочки-матери, можно увидеть ошибки собственного воспитания. То есть вам необходимо стать ребенком, а вашему малышу – родителем.

«Сказкотерапия» — один из самых эффективных методов воздействия на ребенка. Придумывать сказки нужно сразу после происшедшего, так как в памяти малыша надолго сохраняются эти впечатления. Придумывая истории, дети словно проговаривают волнующие вопросы и пытаются найти на них ответы. Сказки отражают внутренний мир ребенка, способствуют личностному развитию и помогают решать различные жизненные задачи.

С младенчества и до 7 лет ребенок проходит «мифологическую фазу», когда сказки нужны ему как воздух. Выдуманные герои и истории необходимы для нормального психоэмоционального развития человека, для раскрытия творческого потенциала и развития фантазии. Позже ребенок научится четко отделять грезы от реальности, но пока он маленький, он должен фантазировать.

 

По материалам: http://www.islamisemya.com/

Комментарии Вход