Случаи, в которых не совершается намаз приветствия мечети

25 январь 2023 1790 0
Режим чтения

Намаз приветствия мечети (тахийятуль-масджид) является настоятельной сунной. Каждому, кто зашёл в любую мечеть, кроме мечети Аль-Харам в Мекке, желательно совершить намаз приветствия мечети, если у него сохранно омовение. Приветствием же мечети Аль-Харам является таваф вокруг Каабы.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِذَا دَخَلَ أَحَدُكُمُ الْمَسْجِدَ فَلَا يَجْلِسْ حَتَّى يَرْكَعَ رَكْعَتَيْنِ

«Когда кто-либо из вас заходит в мечеть, пусть не садится, пока не совершит молитву в два ракаата» (Ибн Маджах, 1012)

В другой версии этого хадиса, которую передаёт Ибн Маджах от Абу Катады (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِذَا دَخَلَ أَحَدُكُمُ الْمَسْجِدَ فَلْيُصَلِّ رَكْعَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يَجْلِسَ

«Когда кто-либо из вас заходит в мечеть, пусть совершает молитву в два ракаата перед тем, как сесть» (Ибн Маджах, 1013)

Совершать намаз приветствия мечети желательно всякий раз при входе в мечеть, даже если человек вошёл ненадолго и вход повторяется многократно и между ними не проходит много времени. Потому что при каждом входе имеется причина, которая требует совершения тахийятуль-масджид. Следовательно, если человек вышел из мечети на короткое время и снова зашёл, то и в этом случае следует совершить тахийятуль-масджид.

Если верующий пришёл в мечеть для совершения обязательного намаза, то, совершив в мечети один из пятикратных обязательных намазов или другой суннат-намаз вместо намаза приветствия, он также считается совершившим тахийятуль-масджид, даже если у него не было намерения сделать это.

Что касается того, кто зашёл в мечеть без омовения и не имеет возможности совершить омовение или по другим причинам не может совершить намаз приветствия перед тем, как сесть, даже если он имеет омовение, то ему желательно произнести четыре раза следующую молитву:

سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ

Субхана-Ллаhи ва-ль-хамду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар 

Слава Аллаху, хвала Аллаху, нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет об этом следующее: «Нежелательно заходить в мечеть без омовения, если же человек вошёл, пусть скажет: "Субхана-Ллаhи ва-ль-хамду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар". Поистине, эти слова по достоинству равны двум ракаатам намаза.

Также в книге автора (имама Ан-Навави) "Аль-Азкар" пишется, что крупные учёные сказали: "Тому, кто зашёл в мечеть и не имеет совершить там намаз приветствия мечети из-за беседы, занятия и тому подобного, желательно четыре раза произнести следующую молитву: “Субхана-Ллаhи ва-ль-хамду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар”"».

Совершить намаз приветствия мечети желательно, даже если верующий зашёл в мечеть в тот промежуток времени, который считается нежелательным (макрухом) для совершения суннат-намазов, для которых нет причин, потому что тахийятуль-масджид является намазом, у которого имеется причина.

Однако нежелательно в этот промежуток времени заходить в мечеть только с целью совершить там намаз приветствия. Если человек в это время зайдёт в мечеть только с намерением совершить там тахийятуль-масджид, то это не считается веской причиной, не отменяет нежелательность и этот намаз не будет действительным.

Однако есть случаи, когда верующему, который зашёл в мечеть, нежелательно совершать тахийятуль-масджид.

 

Итак, намаз приветствия мечети нежелательно совершать в следующих случаях:

1. если вошедший в мечеть совершил обязательный намаз или другой суннат-намаз

Если человек, зайдя в мечеть, совершил фарз-намаз или другой суннат-намаз, то ему уже нежелательно совершать тахийятуль-масжид, потому что этот намаз ему засчитается как намаз приветствия.

2. когда в мечети начали совершать коллективный намаз

Если тот, кто зашёл в мечеть, видит, что там уже приступили к совершению джамаат-намаза, то он, не отвлекаясь на намаз приветствия мечети, должен присоединиться к коллективной молитве, и этот намаз будет засчитан как тахийятуль-масджид.

3. когда муэдзин приступил к чтению икамата или приблизилось время икамата

Также не следует отвлекаться на совершение намаза приветствия мечети тому, кто вошёл в мечеть во время чтения икамата, или когда икамат начнётся так скоро, что он может не успеть произнести вступительный такбир сразу после имама, если отвлечётся на тахийятуль-масджид. Ему следует подождать завершения икамата стоя, а потом вместе с джамаатом приступить к коллективной молитве.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

إِذَا أُقِيمَتِ الصَّلَاةُ فَلَا صَلَاةَ إِلَّا الْمَكْتُوبَةُ

«После объявления о начале молитвы (оглашения икамата) не следует совершать никакой молитвы, кроме обязательной» (Муслим, 710; Абу Дауд, 1266; Тирмизи, 421; Ибн Маджах, 1151)

4. когда хатыб завершил чтение хутбы или завершает ее

Также не следует отвлекаться на совершение тахийятуль-масджид тому, кто вошёл в мечеть, когда хатыб завершает или уже завершил хутбу, потому, что приблизилось время совершения джума-намаз. А тот, кто вошёл во время чтения хутбы, может по-быстрому совершить его.

5. если зашедший в мечеть сел

Если человек зашёл в мечеть и сел, не совершив намаз приветствия мечети, ему уже нежелательно вставать для совершения тахийятуль-масджид, даже если он сел ненадолго. Если же он сел по невнимательности и прошло немного времени, то он может встать и совершить намаз.

Из всего вышеприведённого мы понимаем, что тому, кто зашёл в мечеть, желательно совершить любой обязательный или желательный намаз, но лучше совершить отдельно намаз приветствия. Однако в вышеприведённых случаях вошедшему в мечеть нежелательно совершать намаз приветствия.

 

Муслим Абдулаев

По материалам: https://islamdag.ru/ 

Комментарии Вход