Смешение полов во времена Пророка ﷺ и сегодня

23 январь 2020 2134 0
Режим чтения

Разделение полов является довольно горячей темой, особенно в контексте поклонения в мечети. Должен ли быть занавес или нет? Достаточно ли того, чтобы занавес разделял мужчин и женщин, или они должны находиться в совершенно разных комнатах? Или... возможно, просто допустимо, что мужчины и женщины-мусульмане могут сосуществовать в одном пространстве и взаимодействовать между собой?

Многие приводят аргумент, что хиджаб и сегрегация работают на общую цель: не позволить слабым, похотливым мужчинам охотиться за красивыми женщинами. Тем не менее, краткий взгляд как на хиджаб, так и на концепцию сегрегации во времена Пророка (мир ему и благословение) рисует совсем другую картину.

Ибн Аббас передал:

«Одна красивая женщина из числа самых красивых женщин молилась за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Некоторые люди вставали на молитву в первом ряду, чтобы не видеть ее. Другие молились в последнем ряду мужчин, и они смотрели на нее из-под своих рук [в руку и суджуд].

Из-за этого Аллах ниспослал следующий аят: «И Нам известны те из вас которые других опережают, и те, которые плетутся позади» (Кyр`ан 15:24) (Ибн Маджа, Абу Дауд).

Почему это повествование так примечательно? Потому что это показывает, как даже во времена пророка Мухаммада (мир ему и благословение) его сподвижники имели разные уровни имана (веры), и даже в молитве — в момент, когда все мирские желания должны оставаться «за бортом» — они все еще следовали за своими желаниями.  

 

Аллах не винит женщину

Один из самых интересных аспектов этого повествования заключается в том, что, когда Аллах послал откровение относительно этой ситуации, Он не упрекнул женщину — Он упрекнул мужчин, которые забыли о своем хушу; мужчин, которые забыли, что Аллах всегда наблюдает за ними; мужчин, которые забыли, что Аллах может легко разоблачить тех, кто претендует на благочестие, но действует противоположным образом. Аллах — Тот, Кто напомнил этим людям, что их намерения полностью известны Ему. Обратите внимание, как Ибн-Аббас поделился этой историей.

Эта женщина была известной, и хотя ее имя не упоминается в повествовании, ее личность, очевидно, была известна среди людей Медины. Также было известно, что благочестивые люди боролись с искушением, удаляя себя из ситуации, когда они чувствовали себя слабыми, тогда как те, чья вера была слабее, намеренно становились в последний ряд, чтобы потворствовать своим желаниям.

Теперь, можете ли вы представить себе смущение и стыд тех людей, которых Аллах публично упрекнул? Можете ли вы представить себе, чтобы вся Медина и все те, кто посещал Медину в то время, знали, что ваше слабое и греховное поведение было причиной того, что Аллах послал Божественное Откровение, чтобы предупредить вас о Его Знании?

Этот аят был и остается публичным напоминанием и упреком для всех мужчин, которые пытаются прикрыть свое неподобающее поведение под видом «религиозности».

Это напоминание о том, что мусульманские мужчины несут ответственность за опускание взора, за контроль над своим поведением, за выведение самих себя из ситуации, когда они чувствуют себя слабыми. Это напоминание о том, что они не могут винить в своей слабости в вере, характере или поступках женщин! Это предание, в сочетании с другими повествованиями, в которых говорится об отношениях мужчин и женщин в публичной сфере (мечеть), показывает, как Пророк (мир ему и благословение) обучил своих сподвижников надлежащему способу взаимодействия с противоположным полом.

Например, Пророк (мир ему и благословение) имел обыкновение сидеть (повернувшись к кибле) даже после окончания молитвы, давая женщинам возможность покинуть мечеть перед тем, как это сделают мужчины (помните, что в то время  между мужчинами и мужчинами не было физического барьера). Он проявил уважение к этим женщинам и, таким образом, обучил своих сподвижников-мужчин вести себя аналогично.  

 

Что происходит сегодня?

На самом деле, как мусульманские мужчины, так и женщины забыли о прекрасных манерах, которые должны отмечать наши действия, особенно в межполовом общении.

Во многих мечетях по всему миру, особенно в тех, которые разделены, между мужчинами и женщинами, которые посещают их, часто происходит что-то неадекватное.

Существует множество страшных историй о мужчинах, которые бродят по входам для женщин, пытаясь установить словесный или даже физический контакт под видом безобидного «разговора»; женщинах, которые приходят в мечеть в «боевом раскрасе» и хотят привлечь мужчин; и многое другое.

Мусульманские женщины, как и мужчины, забыли свое обязательство вести себя с честью и достоинством, которое присуще истинно верующим.

Подобно тому как мужчины-мусульмане обязаны опускать взор и относиться ко всем женщинам с уважением, честью и достоинством, так и мусульманским женщинам предписано опускать взор и относиться к мужчинам с уважением, честью и достоинством.

Оглядываясь на взаимодействие между мужчинами и женщинами во времена Пророка (мир ему и благословение), мы видим, что, обсуждали ли они религиозные вопросы или спорили о чем-то, каждый случай межполового контакта был отмечен стремлением к целомудрию, к духовной силе и чистоте.

Они понимали, что каждый человек предстанет пред Аллахом и будет спрошен о том, какую роль он сыграл в улучшении общества... или ухудшении его положения. Была ли цель их общения позитивной, полезной, которая добавила бы в их книгу добрых дел? Или это было лишь потакание их низменным человеческим желаниям, стремление привлекать внимание, пробуждать интерес не к предмету общения, а друг к другу?

Будь то в мечети или в торговом центре, в школе или просто на улице, мужчинам и женщинам предписано четко осознавать себя и свою роль в созидании, поощрении и поддержании общества, которое ценит духовную чистоту и целомудрие.

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы... О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (Кyр`ан, 24:30-31)  

 

Возможно ли сбалансированное взаимодействие?

К сожалению, концепция духовного целомудрия (особенно в отношении смешанного гендерного взаимодействия) была осмеяна, подвергнута критике и отвергнута многими, которые считают себя «прогрессивными» и все же не понимают, что потеря духовного целомудрия привела к ущербу общество в целом.

Уважение и достоинство могут существовать только в том случае, если эти ценности поощряются, а нынешняя среда гиперсексуализации не способствует чистым, достойным отношениям между мужчинами и женщинами, которые не подразумевают какого-то сексуального контекста.

В результате нашего грубого недопонимания сунны мы достигли двух крайностей: пытаясь разделить мужчин и женщин до нездорового уровня, до такой степени, что простой, невинный разговор считается грехом; или наоборот, отбрасывая какое-либо понятие хиджаба, опускания взора и считая приемлемым всяческое взаимодействие  между полами — даже зина. В обоих случаях это поощряет болезни сердца, потому что при этом нет целостного понимания Кyр`ана и Сунны. Ислам пришел, чтобы привнести в умму красоту, честь, достоинство и уважение.

Чтобы достичь этого состояния, мы должны вернуться к пониманию Пророка и его сподвижников. Только тогда мы сможем начать видеть, как мужчины и женщины этой уммы собираются вместе, как это и предполагалось, чтобы сотрудничать в бирре и такве: благости и праведности.

 

Зайнаб бинт Юнус (Zainab bint Younus)

По материалам: http://islam.plus/

Комментарии Вход