Сними «розовые» очки!

01 ноябрь 2021 1579 0
Режим чтения

Прелюбодеяние бывает разным. Можно прелюбодействовать в любви, а также в ненависти. Чтобы различить грани этого нам необходимо снять«розовые» очки.

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا ۖ

«Скажи верующим женщинам, чтобы опускали взгляд  и оберегали свои постыдные места (от запретного). Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди (покрывая голову, шею и грудь) и не показывают свою красоту никому (то есть все тело, кроме лица и кистей рук)» (24:31).

وَلَاتَقْرَبُواالزِّنَا إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَ سَاءَ سَبِيلًا

«И не приближайтесь к прелюбодеянию, поистине, оно [прелюбодеяние] является мерзостью и скверно (оно) как путь» (17:32)

Данный аят ясно говорит о том, что прелюбодеяние является харамом для всех без исключения мусульман, будь то мужчины или женщины. Кроме того, в этом аяте и мужчинам и женщинам приказывается остерегаться любых действий, которые могли бы привести к прелюбодеянию. Также из этого аята мы узнаем, что одной из главных причин, толкающих человека к совершению прелюбодеяния, является взгляд с вожделением на немахрама. В этом аяте Аллах Всевышний приказывает всем мусульманам, оберегать свои взоры от запретного.

Но бывает и другой вид прелюбодеяния глаз, как презрительный взгляд на человека. Часто бывает, когда кто-то подходит к другому, то первое на что он обращает внимание, так это на то, как он одет, как выглядит, на чем приехал, какие у него часы,  его волнуют лишь внешние факторы или как у нас говорят «встречают по одежде». И если этот человек оказывается ниже положением в части мирского, то появляется этот самый презрительный взгляд, у человека пропадает желание вести с ним разговор. Когда мы смотрим на своих братьев с таким презрением, когда для нас главное не ахират человека, а его внешний вид, это и есть прелюбодеяние глаз.

Еще один момент, который хотелось бы отметить, это то, что человек озабочен теми, кто выше его по статусу в мирских благах, а к тем, кто ниже его, он проявляет презрение. А когда дело доходит до Ахирата, все наоборот, он смотрит с презрением на тех, которые более богобоязненны и более ревностно придерживаются религии, ведь, как правило, они выглядят не престижно и не презентабельно. Те, которые придерживаются такого правила, обычно довольствуются своими делами. Об этом Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк ﷺ сказал:

عن أبي هريرة -رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلم- قال: «انظروا إلى من هو أسفل منكم، ولا تنظروا إلى من هو فوقكم، فهو أجدر أن لا تَزْدَرُوا نعمة الله عليكم»

«Смотрите на тех, кто ниже вас по положению, и не смотрите на того, кто выше вас по положению, и это поможет вам не считать никакую из милостей Аллаха незначительной» (Бухари и Муслим).

Если бы люди следовали этому наставлению, то они жили бы терпеливыми, благодарными и довольными. В хадисе два завета. Первый: человеку следует смотреть на того, кто менее щедро одарён мирскими благами. Второй: человек не должен ориентироватся на того, кто более щедро одарён мирскими благами. Если человек исполняет это, то он обретает спокойствие сердца, благодушие и благую жизнь. Он замечает приходящие к нему милости Аллаха, благодарит за них и проявляет скромность. Этот хадис — о мирских благах. Что же касается относящегося к миру вечному, то тут человеку следует смотреть как раз на того, кто выше его по положению, дабы брать с него пример, и тогда человек увидит свои упущения в том, что он делает, и это побудит его больше усердствовать и проявлять покорность Всевышнему.

Поэтому нам следует относиться ко всем одинаково. Уничтожить в себе презрение и проявлять терпение. Все мы произошли от одного человека. Нет превосходства одного над другим, кроме как в богобоязненности. Пророк Мухаммад ﷺ в своей прощальной проповеди в долине Мина сказал такие слова:

«О люди! Ваш Господь – один единственный, и все вы – дети одного отца. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве».  

Наш Пророк ﷺ показал наглядно, что случилось с одним из пророков в хадисе :

عن أبي عبد الرحمن عبد الله بن مسعود -رضي الله عنه- قال: كَأَنِّي أَنْظُر إلى رسول الله -صلى الله عليه وسلم- يَحْكِي نَبِيًّا من الأنبياء، صلوات الله وسلامه عليهم، ضربه قومه فَأَدْمَوْهُ، وهو يمَسحُ الدَم عن وجهِهِ، يقول: «اللهم اغفر لِقَوْمِي؛ فإنهم لا يعلمون»

Абу ‘Абду-р-Рахман ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Я и сейчас как будто вижу, как Посланник Аллаха ﷺ показывает, как вёл себя один из пророков (мир им всем), которого его соплеменники избили до крови, а он сказал, вытирая кровь с лица:

«О Аллах! Прости моим соплеменникам, ибо они не ведают, что творят» (Бухари и Муслим).

Это предел терпения и кротости. Более того, он не ограничился этой мольбой за них, но и, жалея их и боясь за них, привёл оправдание для них: мол, они невежественны и не понимают, что делают. А сегодня,  все происходит наоборот. Если кто-то скажет что-то неприятное нам в лицо, мы готовы наброситься на них и разорвать их на куски.  А если нас начнут бить, то страшно представить, что будет дальше. То, что пророк вел себя именно таким образом означает, что он смотрел на всех людей не как мы, через призму «розовых очков», а реально. Он понимал, что если даже это многобожник, неверующий, то как человек - он создание Аллаха и потомок Адама (мир ему), он брат. Единственный недостаток, что он находится в невежестве и нуждается в имане. А это наша обязанность - донести до него слова имана. Люди, обладая иманом, считают себя из числа какой-то королевской семьи, а всех, кто без имана они сторонятся и презирают.

Такое отношение является признаком высокомерия и тщеславия. Вспомните, что сказал Пророк ﷺ:

لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مَنْ كَانَ فِي قَلْبِهِ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ مِنْ كِبْرٍ» قَالَ رَجُلٌ: إِنَّ الرَّجُلَ يُحِبُّ أَنْ يَكُونَ ثَوْبُهُ حَسَنًا وَنَعْلُهُ حَسَنَةً، قَالَ: «إِنَّ اللهَ جَمِيلٌ يُحِبُّ الْجَمَالَ، الْكِبْرُ بَطَرُ الْحَقِّ، وَغَمْطُ النَّاسِ»

«Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям» (Муслим).

Всегда помните, если мы будем презрительно относиться к окружающим и быть неблагодарными Всевышнему Аллаху, Он  может любого из нас, в любое время, поставить в такое же положение, что мы будем на самом дне невежества и куфра (неверия).

Наш пророк ﷺ отправлен как милость для всего человечества. Если он обладает качеством милосердия, то и мы обязаны ее проявлять, так как мы являемся его уммой, его представителями, и на нас большая ответственность донесения религии Аллаха до нашего окружения. Мы обязаны смотреть на людей не с презрением, а с состраданием, как это всегда делал наш Пророк ﷺ. Только тогда мы будем достойны его ﷺ заступничества и довольства Всевышнего Аллаха.

Переживание за нашу умму и за все человечество в целом, попытка донесения до них истины, сопереживание, вот это то, каким должен быть мусульманин. Поэтому давайте попросим Всевышнего Аллаха, чтобы Он озарил наши сердца и поселил в них эту самую милость и переживание за человечество.

 

Максатбек Каиргалиев - Главный редактор русской версии сайта Muslim.kz,  устаз Республиканской мечети "Хазрет Султан"

Источник: Специально для Muslim.kz

Комментарии Вход