Соль имана
Соль - это такая вещь, ведь каждый из нас понимает, что это очень дешевый продукт, она очень легко добывается, практически, никакой обработки не подвергается, но если ее нет в нашей еде, то мы чувствуем какой-то дискомфорт. То же самое происходит у нас в сердце. Мы можем совершать намаз, держать пост, делать зикр, но связи, близости и наслаждения мы можем так и не почувствовать. То есть нашему иману, нашему сердцу не хватает вот этой соли, которое придаст вкус имана. Пока мы соблюдаем определенную пропорцию соли и иных ингредиентов, с иманом все будет в порядке, если же не соблюдать это соотношение, в результате мы не сможем насладиться сладостью имана, что может привести к тому, что и выполнение обязательств нам будет в тяготу.
Когда мы говорим соль имана, мы имеем в виду, что это – ихляс (искренность) или можно назвать ихсан. Как сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
«Ихсан – это когда ты поклоняешься Аллаху подобно тому, как будто видишь Его. А если ты не видишь Его, то помни о том, что поистине Он видит тебя».
Самый высший пилотаж нашего поклонения заключается в том, чтобы мы чувствовали себя так, как будто мы видим Аллаха, если нам этого не удается, то у нас должно быть чувство, что Всевышний Аллах наблюдает за нами. Простой пример из нашей жизни, который я постоянно привожу, это когда мы находимся в каком-либо офисе, где нас никто не видит, мы ведем себя так, как хотим, но если нам скажут, что в офисе установлены камеры, мы ведем себя иначе, уже какие-то вольности не дозволяем себе, ведь мы знаем, что за нами ведется наблюдение. И, совершив какие-то действия, мы можем показаться глупыми или смешными, тем самым испортим себе репутацию. Если мы боимся осуждения простых смертных, таких же грешных людей, то каким должен быть страх и чувство стыда, когда мы совершаем что-либо скверное, зная, что Всевышний Аллах наблюдает за нами и Его наблюдение безупречно и абсолютно. В Кyр`ане говорится:
إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ
«Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий» (31:28).
Также в другом аяте:
إِنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۚ وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
«Поистине, Аллах знает тайное на небесах и на земле. Аллах видит все, что вы делаете» (49:18).
И когда мы сможем сконцентрироваться на этом, то нас уже ни шайтан, ни наш нафс сбить будут не в силах. Таких людей мы называем приближенными к Аллаху, аулия.
В Кyр`ане имеется большое количество аятов с указанием совершать определенные поклонения: «совершайте намаз!», «держите пост!», «выплачивайте закят», и результатом всего этого джаннат. Все эти поклонения по своей сути являются только инструментом приближения, которые стимулируют и мотивируют нас, чтобы мы могли посредством этих поклонений достичь довольства нашего Создателя. Но если эти поклонения выполняются лишь внешне, то ведь Аллах ведает о сокровенном, соответственно Его довольства нам не получить. Они так и останутся физическими действиями.
رُبَّ صَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ صِيَامِهِ إِلَّا الْجُوعُ، وَرُبَّ قَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ قِيَامِهِ إِلَّا السَّهَرُ
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Может случиться так, что постящемуся ничего не достанется из награды от его поста, кроме голода. И может случиться так, что выстаивающему ночную молитву ничего не достанется из своего простаивания, кроме бодрствования» (Ибн Маджа).
Почему? Это потому, что в его поклонении нет искренности. Значит, главным критерием этих поклонений является – искреннее намерение. Это и есть та соль, которая дает вкус пище. Как говорил Хаким Абай в своем шестнадцатом слове: «Человек не думает о том, чтобы его поклонение вызвало довольство Аллаха. Он полагает, что достаточно делать так, как делают другие, что благо в том, чтобы вставать и снова падать на молитвенном коврике, совершая поклоны». Поэтому не стоит путать саму цель со средством к ее достижению. Цель – довольство Аллаха, средства и пути, ведущие к этой цели – намаз, пост, закят, хадж и другие виды поклонения. И других способов достичь довольства Аллаха, кроме тех, которые показал нам наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не существуют. Поэтому искать иные пути и средства – признак не разумного поведения.
У каждого замка есть свой ключ, ключ любого поклонения – искренность. Если Всевышний Аллах дал вам этот ключ, то не теряйте его. Носите его постоянно с собой. Ведь потеряв его вы не сможете войти в двери поклонения, тем самым не получите довольства Аллаха. Есть люди, которые совершают намаз, но милости Аллаха не получают, держат пост, тоже нет, а в чем проблема? Проблема в том, что он потерял эти ключи. Ключи искренности. Чтобы их не потерять, необходимо постоянно поминать Всевышнего Аллаха, совершать благие деяния и не следовать за своими низменными страстями, за своим нафсом. Ведь следуя своему нафсу, человек отдаляется от служения своему Господу, тем самым собственноручно отдает свои ключи в руки своего нафса и тому, кто пытается сбить вас с пути, проклятому шайтану. Многие подвержены поклонению своему нафсу, хотят поспать, полежать, посмотреть телевизор, вкусно поесть. Все эти действия воспитывают в нас приверженность к поклонению своему нафсу, к поиску его довольства, а не довольства Всевышнего Аллаха.
Сегодня мы воспитываем «поколение Z» - зомби. Они стремятся приобрести все новое и продвинутое. Имея на руках гаджет последнего выпуска, они одержимо бегут в магазин за покупкой более нового, когда слышат о выходе такового. А ведь разница между этими моделями не значительна, а если есть, то мало применима. Также наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил нам, что все, что у нас есть - это то, что мы едим, то, что мы носим, и то, где мы живем, а все остальное нам не принадлежит. Тот же, кто растрачивает сверх этого, будет подотчетен за то, куда, зачем и с какой целью он их тратил. Такие люди обмануты подменой ценностей. То есть их основная цель – довольство нафса, а довольство Создателя всех миров остается где-то в стороне.
Когда приезжает какая-либо звезда, люди готовы бросить все свои дела и поехать туда, где произойдет концерт этой звезды или ее какое-либо выступление. Но что они могут дать своим фанатам, кроме как зависти, ложных обещаний и разочарований. Человек нуждается в ключах искренности, которые находится в руках ученых. Но к ним почему-то никто так не торопится. Разве это разумно? Ведь знания это наследство Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
История, произошедшая с Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), гласит, что, когда он пришел на рынок, он обратился к людям, сказав: «О люди, вы здесь в то время, как наследство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) делят в мечети?» Подумав, что там действительно раздают наследство Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), они бросились туда, но, прибыв на место, ничего подобного не обнаружили.
Вернувшись, они сказали: «О, Абу Хурайра, мы не увидели там ничего». Абу Хурайра спросил: «Вы что, не видели кружки получения знаний?» Люди ответили: «Видели». На что он сказал: «Так это и есть наследство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Поистине, обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел».
Сподвижники стремились получить наследство Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
Когда мы совершаем намаз, мы должны помнить, что этот вид поклонение не есть сама цель, а средство достижения основной цели – довольства Всевышнего Аллаха. Поэтому пусть Всевышний Аллах каждому из нас даст возможность найти его милость посредством всех инструментов, которым Он научил нас через своего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا ذُنُوبَنَا وَإِسْرَافَنَا فِي أَمْرِنَا وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا وَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ
«Они говорили только такие слова: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества в наших делах! Укрепи нас и даруй победу над неверующими!» (3:147).
Максатбек Каиргалиев, Главный редактор русской версии сайта Muslim.kz, устаз Республиканской мечети "Хазрет Султан"
Источник: Специально для Muslim.kz