Стремиться украсить смерть
Как смерть обретает красоту? Для кого смерть становится умиротворением от возвращения с чужбины на родину и радостью встречи с Любимым?
Как для того, чтобы достичь успешного и благого результата, необходимы правильные действия, также, чтобы обрести вечное счастье, необходимо прожить жизнь, украшенную верой и праведными деяниями, будучи на прямом пути. Смерть, открывающая врата к вечному счастью, – это награда только за чистую жизнь, прожитую в свете веры и Кур`ана.
Поэтому мусульманин ни в какой сфере своей жизни не должен отступать от ислама. Он должен стремиться каждый момент соизмерять все свои действия и состояния с данным ему высочайшим эталоном – нашим Пророком, султаном всех пророков ﷺ. Ему следует часто и со всей серьезностью подвергать себя отчету.
Как сказал благородный Умар ибн аль-Хаттаб (радыйаллаху анху):
«Призовите себя к отчету прежде, чем вас призовут. Украсьтесь (праведными деяниями) для самого великого предстояния (в день, когда вы придете к Аллаху)! Несомненно, отчет в Судный День будет легким для того, кто призвал себя к отчету в дольной жизни» (Тирмизи, Кыяма, 25/2459)
Каждую ночь мусульманин должен подводить итоги прожитого дня и задавать себе такие вопросы:
- Как ты сегодня открыл страницу книги своей жизни? Поблагодарил ли ты своего Господа, подарившего тебе новый день?
- Смог ли ты предстать перед Всевышним Аллахом в предрассветное время, когда Он пригласил тебя к покаянию? Какую пользу ты сумел получить от божественной милости и прощения, которыми изобилует это время? Или ты потерял момент этих особых возможностей, погрузившись в сон?
- Смог ли ты перенести духовность предрассветного времени на весь свой день? Насколько твоя жизнь сегодня была наполнена атмосферой поминания Аллаха? Сколько ты размышлял сегодня о своем Господе?
- Размышлял ли ты сегодня о смерти, уничтожающей наслаждения телесной души (нафса)?
- Насколько сегодня ты был обращен к своему Господу, оставив ненужные переживания этой жизни? Как глубоко затронули твою душу размышления об увиденных тобой проявлениях божественного могущества и величия?
- Сколько коллективных намазов ты смог совершить, услышав божественный призыв с минарета? Смог ли ты выполнить свои намазы таким образом, чтобы Бог остался доволен ими, то есть, в состоянии смирения и гармонии тела и души?
- Обратил ли ты внимание на то, дозволенным, сомнительным либо запретным был твой заработок, еда и питье? Испытывал ли ты чувство остережения от запретного в каждом поступке?
- Соблюдал ли ты сегодня права рабов Аллаха? Можешь ли ты сказать, что не нарушил ничьих прав и никого не обидел?
- Смог ли ты смотреть сегодня на сотворенных взглядом Творца, c мягкостью, милостью и любовью?
- Соблюдал ли ты права кошек и собак, живущих у твоего дома? Обращался ли ты милосердно с созданиями, размышляя о том, что один человек, моривший голодом свою кошку, стал причиной ее смерти и получил божественное наказание, а тот, кто напоил собаку, страдающую от жажды, удостоился божественного прощения?
- Интересовался ли ты сегодня, как дела у твоей матери, отца и родных, заслужил их расположение к себе? А если они перешли в вечный мир, прочитал ли «аль-Фатиху» и подарил им награду за нее?
- Окинул ли ты взором души свое семейное гнездо и в понимании того, что оно является райским садом, защитил себя и своих детей от негативного влияния улицы, торговых центров, моды, рекламы, телевизора и интернета? И насколько ты смог претворить в свою жизнь этот божественный приказ:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (ат-Тахрим, 6)
- А если ты хозяйка дома, то проводила ли ты супруга ласковым словом, сделала ду’а, чтобы он заработал дозволенное пропитание? А вечером, как подобает благонравной образцовой супруге, встретила ли улыбкой и приветливой речью, постаралась, чтобы его усталость ушла?
- А если ты глава семейства, то насколько милостиво и мягко ты обращался со своей супругой и детьми? В какой мере ты проявил усердие для их религиозного, нравственного и духовного развития?
- Чему ты сегодня научил доверенных тебе Всевышним Создателем детей, какой вклад внес в их нравственное и моральное воспитание? Смог ли вложить в их сердца любовь к Аллаху и Его Посланнику ﷺ, пророкам и праведникам?
- Посеял ли ты в садах душ своих детей семена благородства и чести, чтобы завтра, в Судный день они стали светом твоих очей?
- Сумел ли ты передать своим детям понимание, что религия, вера, родина вверены нам на хранение?
- Ты годами тратишь усилия, время и средства на светское образование своих детей, а что ты сделал ради их образования, которое даст им преуспеяние в жизни вечной?
- Смог ли ты расположить к себе людей, которые сегодня нуждаются в разъяснении истинного пути, мягкими словами, прекрасным нравом и душой, излучающей доброту и милость, вызывающими восхищение? Помолился ли ты об истинном пути для них, призвал их к одобряемому и предостерег от порицаемого? Явил ли своим поведением пример исламской личности?
- Какие меры ты принял, чтобы оградить от смуты и зла нашего времени людей, за которых ты несешь ответственность, в первую очередь – членов своей семьи, когда сегодня целые поколения, подобно бревнам, уносимым селем, гибнут в пучине безбожия и греха?
- С кем и в какой мере ты сегодня смог поделиться теми благами, которые дарованы тебе Богом? Смог ли ты сегодня быть благотворителем?
- Смог ли ты сегодня испытать духовную сладость от того, что обрадовал хотя бы одного верующего?
- Погладил ли ты сегодня сироту по голове? Навестил ли ты сегодня больного? Присутствовал ли ты сегодня на похоронах? (См.: Муслим, Фадаилюс-Сахаба, 12)
- Интересовался ли ты нуждами соседей и неимущих жителей своего района? Сжалось ли твое сердце при мысли о страданиях соседа, не имеющего средств на самое необходимое и ложащегося спать голодным и холодным?
- Думал ли ты о проблемах мусульман, будь они даже на другом конце света? Почувствовал ли ты сердцем страдания притесняемых?
- Сделал ли ты сегодня что-либо, чтобы накормить голодных, исцелить больных, облегчить состояние тех, кто раздавлен грузом долгов? Предпринял ли ты возможные действия, произнес ли нужные слова, сопереживал ли сердцем, сделал за них ду’а?
- Приветствовал ли ты сегодня «салямом» ради Аллаха всех знакомых и незнакомых верующих? Встречал ли людей улыбкой, помня, что улыбка – это милостыня?
- Смог ли ты ответить добром и простить ради Аллаха того, кто поступил с тобой жестко и грубо, причинив тебе зло?
- Приобрел ли ты сегодня друзей? Со сколькими друзьями ты обновил дружбу?
- Стремился ли ты сегодня пребывать вместе с приближенными и праведными рабами Аллаха? Нашел ли праведного искреннего друга, который говорит тебе правду ради довольства Аллаха, даже если это тебе не по душе (не нравится твоему нафсу)? Испытал ли ты беспокойство о том, чтобы защитить свое сердце от пребывания с грешниками?
- Убрал ли ты сегодня с дороги то, что мешало людям?
- Участвовал ли ты сегодня в делах или служении, благодаря которым увеличились твои знания и духовное познание?
- Смог ли ты получить эликсир из духовной аптеки, коим являются духовные беседы, дающие исцеление твоему сердцу и духу и увеличивающие духовную энергию?
- Сколько страниц ты прочитал сегодня из Священного Кyр`ана, который является самым великим чудом, ниспосланным человечеству, вплоть до Судного Дня? Размышлял ли ты о смысле его аятов и поступал ли в соответствии с ними? Был ли ты из тех, кто обучает Кyр`ану, стремится служить ему и помогает распространять его, дабы стать одним из самых благих людей?
- Смог ли ты сегодня побороть дурные привычки, стремящиеся просочиться в твою жизнь?
- Смог ли ты сегодня уберечь свой язык от пустых и бестактных разговоров, лжи, сплетен, споров, нападок и обидных слов?
- Что было записано сегодня в книгу твоих деяний? Сможешь ли ты отчитаться в день божественного суда за эту страницу?
- Думал ли ты сегодня о том, что хранилище записи твоих деяний постоянно пополняется, что все твои состояния и действия записываются на божественную камеру? Отчитался ли ты о своих делах за последние двадцать четыре часа перед своей совестью?
Итак, верующие, которые посредством таких отчетов достойным образом готовятся к смерти, вместо того, чтобы бояться ее, начинают воспринимать ее как причину перехода в вечность. Такое отношение к смерти, как к связующему мосту между двумя мирами, поистине, украшает ее и делает не такой пугающей.
Значит, единственный путь избавления от леденящего ужаса, охватывающего душу при мысли о смерти, состоит в стремлении жить праведной жизнью, стараясь проникнуться смыслом фразы: «Умрите раньше смерти!» Ведь…
Шейх Осман Нури аль-Ханафи, из книги: «Путешествие в вечность», стр. 17-22
По материалам: http://islamdinr.ru/