Суннат в Исламе: желательные действия мусульман
Суннат – категория действий, выполнение которых, согласно Шариату, считается желательным для мусульман. За их соблюдение верующему записывается награда, но, в отличие от фарда или ваджиба, за оставление не засчитывается грех, а возможно лишь порицание в Судный день.
Некоторые богословы, тем не менее, возводят суннат, который выполнялся Пророком ﷺ регулярно, до степени ваджиб. Этим объясняется тот факт, что одно и то же деяние в одном мазхабе считается ваджибом, а в другом – суннатом (например, витр-намаз в ханафитском мазхабе – ваджиб, а в шафиитском – суннат).
Выполнение сунната обусловлено необходимостью следования примеру Посланника Аллаха ﷺ, так как все эти действия пришли к нам из Пречистой сунны Пророка ﷺ
Виды сунната
В зависимости от способа одобрения Милостью миров Мухаммадом ﷺ суннат делится на три вида: каули, фи`или и такрири.
1. Каули
Каули – это изречения, комментарии, утверждения по тем или иным вопросам в конкретных ситуациях. Нередко сподвижники, а также обычные верующие обращались к Посланнику Всевышнего ﷺ за разъяснениями тех или иных аятов Священного Писания, а также за ответами на бытовые вопросы. Таким образом в суннатуль-каули вошли все одобрительные высказывания Заключительного Божьего посланника ﷺ, дошедшие до нас в виде достоверных (сахих) или хороших (хасан) хадисов.
2. Фи`или
Фи`или – это конкретные действия и поступки Печати пророков ﷺ в тех или иных ситуациях. Сюда вошли абсолютно все действия: как религиозные (порядок омовения, совершение намаза), так и светского характера (принятие решений в качестве главы общины). Все поступки Мухаммада ﷺ вошли в Шариат в качестве прецедентов.
3. Такрири
Такрири – это форма одобрения Посланником Господа миров ﷺ конкретных действий и слов людей в молчаливой форме. Здесь действует принцип «всё, что не запрещено – разрешено». Если люди не слышали со стороны Заключительного пророка ﷺ запрета либо порицания, то воспринимали это как дозволенное.
Достоинства соблюдения сунната
1) Следование примеру Пророка ﷺ
Основной смысл сунната – подражание лучшему из творений Господа – Его Посланнику ﷺ. В Священном Писании упоминается:
«В ПОСЛАННИКЕ АЛЛАХА БЫЛ ПРЕКРАСНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ ВАС» (33:21)
Этот аят служит призывом для всех людей подражать ему и стремиться к его идеалу. Всю свою жизнь он наглядным примером демонстрировал всем образ идеального мусульманина и пояснил, как заслужить довольство Творца.
2) Саваб
Мусульмане, соблюдающие суннат, обретают награду от Всевышнего за свою покорность и любовь к Пророку ﷺ. Причём саваб человек получает не только за следование примеру Милости миров ﷺ в религиозной практике, но и в быту.
3) Заступничество в Судный день самого Посланника Аллаха ﷺ
Верующие, которые искренне почитают его ﷺ, не останутся без защиты и в тот Час, когда каждый человек, вне зависимости от того, насколько он был богат либо беден, был он правителем или рабом в земной жизни, будет нуждаться в защите своей души от Адского пламени.
Отличия от мустахаба
В Шариате, помимо сунната, также выделяется категория деяний мустахаб (мандуб, т.е. побуждаемое), которое в целом схоже с суннатом и многими учёными даже отождествляется с ним. Но некоторые богословы – в частности, ханафиты – утверждают, что между ними всё же имеется разница. За выполнение деяний мустахаб человек обретает награду, но меньшую, чем за суннат, а за оставление – нет ни греха, ни порицания. Примером мустахаба может служить пост Пророка Дауда (мир ему).
По материалам: https://islam.global/