Сунны и адабы пятничного дня (детальный разбор)
Ради жизни в ахирате, оставив на время мирские заботы, нужно проявить особое уважение к пятничному дню – господину всех дней. Пятница – великий день. Аллах возвысил пятницу в Исламе и сделал это фарзом для мусульман. В аяте сказано:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«О верующие! Когда призывают [азаном] на намаз в п ятницу, то устремитесь к поминанию Аллаха [к совершению пятничного намаза] и оставьте торговлю [и все прочие дела]. Это лучше для вас [чем прибыль от торговли], если бы вы только знали [какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение вечному]» («Аль-Джум‘а / Собрание», 62:9)
Этим аятом Всевышний запретил заниматься любыми мирскими делами после того, как услышишь азан к пятничной молитве, запретил всё, что может помешать отправлению в мечеть для совершения пятничного намаза. Наш Пророк ﷺ говорил:
إِنَّ يَوْمَ الْجُمُعَةِ سَيِّدُ الأَيَّامِ ، وَأَعْظَمُهَا عِنْدَ اللَّهِ ، وَهُوَ أَعْظَمُ عِنْدَ اللَّهِ مِنْ يَوْمِ الأَضْحَى وَيَوْمِ الْفِطْرِ
«Пятница – господин всех дней. Перед Всевышним Аллахом пятничный день превыше праздников Рамадан и Курбан» (Ахмад «Муснад», 3/430; «Сунан» Ибн Маджа, 1084)
В другом хадисе сказано:
إِنَّ يَوْمَ الْجُمُعَةِ سَيِّدُ الأَيَّامِ ، وَأَعْظَمُهَا عِنْدَ اللَّهِ ، وَهُوَ أَعْظَمُ عِنْدَ اللَّهِ مِنْ يَوْمِ الأَضْحَى وَيَوْمِ الْفِطْرِ ، فِيهِ خَمْسُ خِلالٍ : خَلَقَ اللَّهُ فِيهِ آدَمَ ، وَأَهْبَطَ اللَّهُ فِيهِ آدَمَ إِلَى الأَرْضِ ، وَفِيهِ تَوَفَّى اللَّهُ آدَمَ ، وَفِيهِ سَاعَةٌ لا يَسْأَلُ اللَّهَ فِيهَا الْعَبْدُ شَيْئًا إِلا أَعْطَاهُ ، مَا لَمْ يَسْأَلْ حَرَامًا ، وَفِيهِ تَقُومُ السَّاعَةُ ، مَا مِنْ مَلَكٍ مُقَرَّبٍ وَلا سَمَاءٍ وَلا أَرْضٍ وَلا رِيَاحٍ وَلا جِبَالٍ وَلا بَحْرٍ إِلا وَهُنَّ يُشْفِقْنَ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ
«Поистине, господином (всех) дней и самым великим пред Аллахом является пятница, и этот день более велик пред Аллахом, чем дни праздников жертвоприношения и разговения. Он имеет пять особенностей: Аллах создал в пятницу Адама (‘алейхис-салям) и низвёл его (из Рая) на землю, также в пятницу умертвил его. И есть в этот день время, когда рабу непременно будет даровано все, что он ни попросит (у Аллаха), если только не попросит о запретном. В пятницу наступит Судный день. И нет ничего, будь то приближенный ангел или небеса, земля, ветер, горы, моря, что бы не испытывало страха перед пятничным днём» (Причина страха в том, что в этот день наступит День Суда, будет воскрешение и состоится отчёт) («Сунан» ибн Маджа, 1084)
Ещё в одном хадисе говорится:
مَنْ تَرَكَ ثَلاثَ جُمُعَاتٍ مُتَوَالِيَاتٍ مِنْ غَيْرِ عِلَّةٍ، طُبِعَ عَلَى قَلْبِهِ
«Кто без уважительной причины пропустит три пятничные молитвы, тому Аллах запечатает сердце» (Ат-Тирмизи, 500; ан-Насаи, 1369; «Сунан» Абу Дауда, 1052; «Сунан» Ибн Маджа, 1126)
Ибн Аббас говорил: «Кто пропустил три пятничные молитвы подряд, тот отбросил (религию) Ислам за спину» («Мусаннаф» Абдур-Раззак, 5169; Абу Я’ля 5/102)
Сказанное в хадисе «и низвёл его (из Рая) на землю» означает, что за этим последовали такие события: Адам (мир ему) стал наместником Аллаха на земле, его потомки стали пророками и им были ниспосланы Святые Писания. Ниспослание Адама (мир ему) на землю не надо понимать как его изгнание из Рая, поскольку это не может быть благом.
Сказанные в хадисе слова: «В пятницу наступит Судный день» — тоже свидетельствуют о благом деле, так как в этот день праведники удостоятся того высокого положения, который был им обещан. (Комментарии «аль-Масабих»)
В пятничный день мусульманин встанет пораньше, совершит полное омовение. То есть, он искупается после утренней молитвы. Если же он встал позже, то совершит полное омовение поближе ко времени пятничной молитвы. Мыться в пятничный день – это очень сильный мустахаб. По мнению же некоторых ученых, это – уаджиб. Когда жители Медины ругались между собой, они говорили друг другу: «Ты хуже тех, кто не моется в пятницу!». Человек, который вымылся в пятницу ради чистоты, должен еще раз облиться водой для совершения пятничной молитвы. Но можно вымыться, произнеся ният (намерение) для того и другого. Этот гусль станет исполнением фарза для избавления от состояния джунуб (осквернения) и соблюдением сунны перед пятничной молитвой.
Когда религиозные праздники совпадают с пятницей, человек, который вымылся с ниятом и для пятницы, и для праздника, заслужит сауаб исполнения обеих сунн. Также и женщина, которая совершит полное омовение для очищения после месячных и для соблюдения сунны пятницы, одновременно исполнит два фарза. («Аль-Кунья»)
Один из сахабов подошел к своему сыну, совершившему полное омовение, и спросил у него:
– Ты вымылся для пятничного намаза?
– Нет, я вымылся для избавления от состояния джунуб, – ответил сын.
– Вымойся во второй раз, – велел отец.
Человек, у которого испортился тахарат после совершения гусля, должен обновить тахарат. Его гусль не будет испорчен. Однако лучше избегать подобных ситуаций. (Аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин»)
В пятничный день человек должен покаяться за грехи, совершенные им в течение недели, и вознести побольше салаватов нашему Пророку ﷺ. В дошедшем от Анаса (радыяллаху ‘анху) хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Тому, кто в пятничный день вознесет мне сто салаватов, Аллах исполнит сто его нужд. Одному ангелу будет поручено донести до меня прочитанные салаваты. Ваши подношения дойдут до меня, и также будет сообщено имя прочитавшего. Я сохраню его на белом листе, а в Судный день дам за него вознаграждение». Когда был задан вопрос: «О Посланник Аллаха! Как нам возносить салаваты для вас?» – он произнес нижеследующий салауат: «Аллаахумма салли ‘аля Мухаммадин ‘абдикя уа набиййикя уа расууликя уа ‘аля аали Мухаммадин саляятан такууну лякя ридаа-ан уа лихаккыхи адаа-ан уа аатихиль-уасыылята уаль-макаамаль-махмуудаль-ляҙи уа‘адтаху уаджзихи ‘анна маа хууа ахлюху афдаля маа джаазайта набиййан ‘ан умматихи уа салли ‘аля джамии‘и ихуаанихи минан-набиййина уас-саалихиина йа архамар-раахимиин». (Аль-Байхаки «Шу‘абуль-иман», т. 3, стр. 212, 234)
В пятницу надо остерегаться любых грехов: больших и малых. Как сауабы многократно приумножаются, так и грехи в тот день становятся более тяжкими. Надо избегать совершения грехов. Всевышний Аллах дает возможность Своему любимому рабу совершать больше благих деяний в благословенные дни. Если же Он сердится на кого-либо из Своих рабов, то заставляет его совершать множество дурных поступков. А кто станет совершать плохие деяния, тому увеличится и наказание, и тогда он лишится довольства Аллаха.
В пятницу надо отправляться в мечеть пораньше, и в этом есть большой сауаб. В аяте есть повеление:
فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ
«…устремитесь к поминанию Аллаха [к совершению пятничного намаза]» («Аль-Джум‘а / Собрание», 62:9)
В мечеть надо идти в состоянии духовного смирения и покорности с намерением быть в и‘тикяфе до наступления времени намаза. Ответив призыву Аллаха, надо молиться о том, чтобы заслужить довольство Аллаха и Его прощение. Наш Пророк ﷺ сказал:
مَن اغْتَسَلَ يَومَ الجُمُعَةِ غُسْلَ الجَنَابَةِ، ثُمَّ رَاحَ في الساعة الأولى فَكَأنَّمَا قَرَّبَ بَدَنَةً، وَمَنْ رَاحَ في السَّاعَةِ الثَّانِيَةِ، فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَقَرَةً، وَمَنْ رَاحَ في الساعة الثَّالِثَةِ، فَكَأنَّمَا قَرَّبَ كَبْشاً أقْرَنَ، وَمَنْ رَاحَ في السَّاعَةِ الرَّابِعَةِ، فَكَأنَّمَا قَرَّبَ دَجَاجَةً، وَمَنْ رَاحَ في السَّاعَةِ الخَامِسَةِ، فَكَأنَّمَا قَرَّبَ بَيْضَةً، فَإذَا خَرَجَ الإمَامُ، حَضَرَتِ المَلاَئِكَةُ يَسْتَمِعُونَ الذِّكْرَ
«Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение, как после большого осквернения, а затем станет первым отправившимся в мечеть, тот получит сауаб, как принесший в жертву верблюда. Кто отправится во второй час, тот уподобится принесшему в жертву корову. Кто отправится в третий час, тот уподобится принесшему в жертву рогатого барана. Кто отправится в четвертый час, тот уподобится принесшему в жертву курицу. Кто отправится в пятый час, тот уподобится принесшему в жертву яйцо. Когда же выйдет имам (для хутбы), ангелы явятся, чтобы послушать зикр» («Сахих» аль-Бухари, Джум‘а, 4; «Сахих» имама Муслима, Джум‘а, 10)
Пришедшие в мечеть, когда имам уже начал читать хутбу, будут считаться принявшими участие в намазе, но не получат пятничной благодати. Первый час – это время до восхода солнца. Второй час – это время, когда солнце еще не поднялось высоко. Третий час – это время, когда солнце довольно сильно согрело землю своими лучами, и горячо наступать на землю ногами. А четвертый и пятый часы – это время, когда солнце приближается к зениту. Время же, когда солнце в зените, это время совершения намаза, и тем, кто приходит в мечеть в это время, не стоит ждать большой благодати. («Ихья» и «Шарх аль-Масабих»)
Рассказывают, как в первые годы Ислама люди ранним утром шли в мечеть с фонарями в руках, заполняя улицы, и как из-за этого на дорогах образовалась давка. В более поздние времена такое поведение уже не наблюдалось. Поэтому это считается первым нововведением в Исламе. Оно исчезло, когда люди перестали отправляться в мечеть очень рано. В хадисе сказано:
«Кто отправится рано на пятничную молитву, тот человек в Судный день увидит Аллаха с близкого расстояния» («Сунан» Ибн Маджа, Салят, 82)
В пятницу надо пользоваться мисваком и намаслиться благовониями. Приятный аромат уничтожает имеющиеся вокруг дурные запахи и приводит к тому, что везде начинает пахнуть подобно мускусу. Самые лучшие духи, используемые мужчинами, – бесцветные и имеют сильный запах. Женщинам же лучше пользоваться благовониями с еле различимым запахом. Имам Шафи‘и (рахимахуЛлах) говорит: «У кого чистая одежда, у того меньше забот. Кто хорошо пахнет, у того больше ума». (Аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин»)
В пятницу следует подкорачивать усы и подстригать ногти. Ибн Мас‘уд (радыяллаху ‘анху) говорил:
من قلم أظفاره يوم الجمعة أخرج الله منه داء وأدخل فيه الشفاء
«Того человека, который пострижет ногти в пятницу, Аллах избавит от болезни и даст ему исцеление».
Кроме рабочей одежды должна быть другая одежда для использования по пятницам и в праздничные дни. У кого есть возможности, тем поступать подобным образом является мустахабом. Имам аль-Газали (рахимахуЛлах) говорил, что лучше всего, если эта праздничная одежда будет белого цвета. Аллах больше всего любит белые одеяния. Но эту одежду надо одевать не для того, чтобы похвастаться или прославиться. В пятничные дни надевать одежды черного цвета не является сунной и благим делом, как стараются убеждать некоторые арабские проповедники. Джама‘ату нежелательно (макрух) смотреть на такие одеяния, поскольку это бид‘ат, появившийся после нашего Пророка ﷺ. А вот завязывать чалму по пятницам – это благое дело. В одном хадисе, переданном от Васили ибн Аски (радыяллаху ‘анху), Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Нет никакого сомнения, Аллах и Его ангелы возносят салаваты тем, кто в чалме в пятничный день» (Ат-Табарани «Муснад аш-Шамиййин», IV/336)
В другом хадисе говорится:
«Совершенный в чалме пятничный намаз равен семидесяти пятничным намазам, совершенным без чалмы» (‘Али аль-Муттаки «Канз аль-уммаль», XV/306; Ибн Асакир «Тарих», 37/355; «Файзуль-Кадир», 4/255; Ибн Хаджар «Лисан аль-Мизан», 4/413)
Если донимает жара, то чалму можно снимать до намаза или после него. Но из уважения не стоит снимать чалму, когда, выйдя из дома, идешь на пятничный намаз, когда читаешь намаз, или когда имам поднимается на минбар и читает хутбу.
Совершение близости с женой в ночь на пятницу
В пятницу или в ночь на пятницу мусульманину желательно иметь половую близость с женой. Это станет средством для защиты глаз от харама, для телесного успокоения и для получения сауаба от совершения гусля им самим и его женой. («Сунан» Ибн Маджа, № 1087; «Сунан» Абу Дауда, № 345; «Фазлуль-Бари», 2/366). Ученые посчитали это мустахабом. К этому относят такие слова нашего Пророка ﷺ, как: «Кто в пятничный день будет действовать пораньше, или постарается действовать пораньше, или вымоет, или же вымоется…» Имеется в виду, что станет поводом, чтобы вымыться. «Действовать пораньше» означает «рано отправляться в мечеть». «Постарается действовать пораньше» означает «если успеет вовремя на пятничную проповедь». («Ихья» и «Шарх аль-Масабих»)
Чтение суры «ад-Духан» вечером на пятницу
В пятницу надо читать суру «ад-Духан». (Абу Йа‘ла, № 6232; ат-Тирмизи, № 2888; аль-Байхаки «Шу‘абуль-Иман», № 2238; «Сахих» имама Муслима, № 809)
В одном хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху), наш Пророк ﷺ говорит:
«Кто прочитает вечером на пятницу суру «ад-Духан» (Ха-Мим), тому простятся его грехи» (Ат-Тирмизи, Фазаиль аль-Кур‘ан, 8)
В другом хадисе сказано:
«Если кто-то вечером прочитает суру «ад-Духан», то семьдесят тысяч ангелов до утра будут совершать истигфар, прося за него прощения» (Ат-Тирмизи, Фазаиль аль-Кур‘ан, 8)
Также есть хадис:
«Кто прочитает суру «ад-Духан» в пятницу или ночью на пятницу, тому Аллах построит дворец в Раю» (Зухайли «Тафсируль-Мунир», 13/174)
Сура «аль-Кахф», защищающая от зла Даджжаля
До наступления полудня надо прочесть суру «аль-Кахф», чтобы защититься от зла Даджжаля, которого также называют лжемессией (масих аль-кяззаб) из-за того, что он будет обходить землю вдоль и поперек и будет слеп на один глаз. Но лучше всего к нему подходят слова, сказанные в комментарии «аль-Масабих», – лжец, колдун. В хадисе, переданном от Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху)ма, говорится:
«Кто в пятницу, ночью и днем, прочитает суру «аль-Кахф», тому будет дан луч света, протянувшийся с того места, где он прочитал, до Мекки. За три дня до следующей пятницы ему простятся все грехи. До самого утра семьдесят тысяч ангелов будут совершать дуа за его прощение. Он будет защищен от бед и страданий и от таких недугов, как лепра, проказа и туберкулез, а также от смуты Даджжаля» («Сунан» Абу Дауда, Маляхим, 14; Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», 36/43, 45/508)
Надо сесть поближе к имаму, чтобы послушать хутбу. Нежелательно всегда садиться в мечети на одно и то же место. Использовать для омовения всегда одну и ту же посуду тоже является макрухом. («Хафизиййа»)
В хадисе сказано:
لاَ يَغْتَسِلُ رَجُلٌ يَوْمَ الجُمُعَةِ، وَيَتَطَهَّرُ مَا اسْتَطَاعَ مِنْ طُهْرٍ، وَيَدَّهِنُ مِنْ دُهْنِهِ، أَوْ يَمَسُّ مِنْ طِيبِ بَيْتِهِ، ثُمَّ يَخْرُجُ فَلاَ يُفَرِّقُ بَيْنَ اثْنَيْنِ، ثُمَّ يُصَلِّي مَا كُتِبَ لَهُ، ثُمَّ يُنْصِتُ إِذَا تَكَلَّمَ الإِمَامُ، إِلَّا غُفِرَ لَهُ مَا بَيْنَهُ وَبَيْنَ الجُمُعَةِ الأُخْرَى
«Если человек совершит в пятницу большое омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничный намаз), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и совершит намаз столько, сколько было (угодно Аллаху), а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (грехи, совершенные им) между этой и предыдущей пятницей». («Сахих» аль-Бухари, Джум‘а, 6)
Поэтому один из адабов пятничной молитвы – желание быть в первом ряду во время хутбы и намаза. В этом очень много благодати. Однако в следующих трех случаях нельзя садиться близко к имаму:
1. Если поблизости от имама он увидел что-то запрещенное Исламом
Например, когда имам или кто-то другой надел шелковую одежду. Или же, если он увидит, что рядом с имамом сел какой-то тяжело вооруженный человек, или что рядом с имамом есть люди с украшенным золотом оружием, способным отвлечь внимание. В таких случаях для него будет надежнее находиться в дальних рядах. Так делали некоторые ученые ради собственного благополучия. Есть такой риваят: «Однажды Суфьян ас-Саури (рахимахуЛлах) заметил Шу‘айба ибн Харба, севшего у минбара послушать хутбу Абу Джа‘фара (рахимахуЛлах). После завершения намаза он спросил у него:
– Твое сидение около него отвлекло мое сердце. Когда ты слышал слова, требующие возражения, смог ли ты возразить ему? Оказался ли ты способным предостеречь его?
– О ‘Абдуллах! Разве в хадисе не сказано «приблизься и послушай»? – ответил тот.
– Плохи твои дела! Это повеление касается праведных халифов. Что касается подобных людей, то чем дальше будешь от них и реже будешь их видеть, тем ближе будешь к Аллаху».
2. Если в мечетях нет мест, особо выделенных для султанов, тогда первый ряд очень ценен
В противном случае, по мнению некоторых ученых, нежелательно входить в такие места, ибо эти места – вредные нововведения, устроенные ради султанов. Но другие ученые вовсе не считали нежелательным, когда султаны садились поближе к имаму, чтобы послушать наставлений и получить религиозные знания.
3. Минбар разделяет несколько передних рядов
Первый ряд – это ряд, смежный с минбаром, а места с двух сторон минбара не составляют полный ряд. Так сказал ас-Саури (рахимахуЛлах), и это наиболее подходящее разъяснение. Первый ряд – единственный и непрерывный. Сидящие в этом ряду находятся перед имамом и хорошо слышат то, о чем он говорит. (Аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин»)
Час в пятничный день, когда принимаются дуа
Джама‘ат должен считать за большую удачу возможность вознести дуа, когда имам поднимается, чтобы прочесть хутбу. Ибо, как сказано в хадисах, это как раз то время, когда принимаются дуа. В известном хадисе говорится:
فِيهَا سَاعَةٌ لا يُوافِقُهَا عَبْدٌ مُسْلِمٌ، وَهُوَ قَائِمٌ يُصَلِّي يَسْألُ اللَّهَ شَيْئاً، إِلاَّ أعْطَاهُ إيّاهُ وَأشَارَ بيَدِهِ يُقَلِّلُهَا
«Есть в (пятницу такой) период, когда Аллах обязательно дарует (Своему) рабу, исповедующему ислам и неизменно обращающемуся с мольбами к Аллаху, то, о чём он попросит (Его в это время)», — после чего сделал рукой знак (, желая) указать на непродолжительность этого периода времени. (Аль-Бухари 935; Муслим 852)
Имеются различные мнения относительно этого часа пятничного дня. Некоторые ученые считали, что это – время восхода солнца. Были и утверждавшие, что это время, когда солнце находится в зените, или когда читается азан для пятничной молитвы, или когда имам поднимается на минбар для прочтения хутбы, или то время, пока он не сошел с минбара, или это конец времени послеполуденной молитвы до захода солнца. Досточтимая Фатима (радыяллаху ‘анха) очень внимательно относилась к этому времени. Она приказывала своим служанкам следить за наступлением этого времени и сообщать ей. До захода солнца она находилась в состоянии мольбы и истигфара. Она говорила, что это как раз тот час в пятничный день, когда исполняются дуа, и что она слышала об этом от отца. Некоторые ученые говорили, что этот час пятницы точно неизвестен так же, как неизвестно время наступления ночи Предопределения. Имам аль-Газали (рахимахуЛлах) говорит: «В пятничный день раб должен вести себя очень степенно, молиться от всего сердца и совершать зикры, желая, чтобы это совпало с тем часом».
‘Абдуллах ибн Салям или Ка‘б ибн Ахбар (радыяллаху ‘анхума) передавали, что этот час – это время захода солнца. Возражая этим словам, Абу Хурайра (радыяллаху ‘анху) сказал:
– Как же может быть такое, чтобы это был последний час пятничного дня? Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «В пятничный день есть такой час, если намаз раба совпадет с этим часом…» Между тем, в тот час намаз не совершается.
На это он услышал такой ответ:
– Посланник Аллаха ﷺ разве не говорил: «Когда кто-то из вас дожидается намаза, он считается находящимся в намазе»?
Абу Хурайра (радыяллаху ‘анху) подтвердил:
– Да, это так.
После этого ‘Абдуллах ибн Салям или Ка‘б ибн Ахбар (радыяллаху ‘анхума) сказал:
– Так вот, последний час пятничного дня – это и есть то время».
Говоря кратко, благословенны эти часы пятничного дня, начиная со времени выхода имама для произнесения пятничной проповеди и заканчивая временем незадолго до захода солнца. Человек должен в эти часы совершить больше дуа. (Аль-Газали «Ихья ‘улюм ад-дин» и «Шарх аль-Масабих»)
Час пятничного дня, когда принимаются дуа, это время, когда имам читает суру «аль-Фатиха». (Книга «Хиснуль-хасин»)
Или же это промежуток с той минуты, когда имам садится на минбар, до того времени, когда он произносит последнее приветствие в намазе. («Аль-Азкар»)
Шейх Якуб ибн Сайид ‘Али аль-Ханафи, из книги: «Шир‘атуль Ислам», стр. 231-248
По материалам: http://islamdinr.ru/