Сура, разоблачающая деяния неверных и лицемеров
Каждая сура Кyр`ана и каждый аят в отдельности имеет непостижимую для нас глубину. В этой глубине и кроется одна из особенностей и чудес Кyр`ана. Сказано мало, но объясняется многое.
Большинство исламских норм передаются в Кyр`ане короткими предложениями, которые больше напоминают лозунги: «Совершайте молитву», «Выплачивайте закят», «Вам предписан пост». Пережёвывание и детализация оставлена на Сунну Пророка ﷺ, которая и расставляет всё по местам.
Если бы не эта краткая объёмность Кyр`ана, то мы имели бы на руках не однотомное, а многотомное Священное писание, и оно напоминало бы не свод нормативных предписаний, а энциклопедию.
Одна из таких кратко сложенных сур – сура Аль-Ма‘ун «Малое подаяние», в которой всего лишь СЕМЬ АЯТОВ, но они повествуют сразу о ПЯТИ ДЕЯНИЯХ неверных и лицемеров. Потрясающее наполнение. Не иначе как филологическое чудо.
Но о чём эта сура и какие деяния разоблачает? От чего Всевышний пытается нас предостеречь?
Деяния мекканских язычников
Сура начинается с риторического вопроса, адресованного Пророку Мухаммаду ﷺ:
«Видел ли ты того, кто не верит в воздаяние [Судного дня]?»
Пророк ﷺ, разумеется, видел этого человека и прекрасно знает его. Он его соплеменник и проживает с ним в одном городе – в Мекке.
Согласно известному толкователю Кyр`ана Ахмаду Ас-Сави, речь идёт о язычнике Абу Джахле. Абу Джахль и большинство мекканцев были воинствующими противниками исламской религии, они же отрицали жизнь после смерти. Об отрицании загробной жизни и говорится в этом аяте.
Далее Всевышний характеризует Абу Джахля двумя антиобщественными и античеловечными качествами:
«И это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить нищего».
Эти аяты раскрывают не только истинную сущность Абу Джахля как человека, но и переносят нас в то мекканское общество, где царит несправедливость, где сильные угнетают слабых, а бедность считается пороком.
Это каким прогнившим человеком нужно быть, чтоб прогонять сироту и презрительно относиться к нему? Это насколько гиперчёрствым человеком надо быть, чтобы потерять в себе человека?
Он же, Абу Джахль, не только не протягивает руку помощи неимущим людям, но даже не побуждает на это, не поддерживает их хотя бы словом.
Учёный-богослов Ас-Сабуни в своём толковании Кyр`ана считает, что в этом «предел его скряжничества и жадности. Если бы он верил в воздание Судного дня, то подобное не исходило бы от него». Но проблема была не только в Абу Джахле, но и в мекканском обществе в целом, в его аристократических кругах.
Об этом свидетельствуют другие аяты Кyр`ана, в которых Всевышний уже во множественном числе напоминает:
كَلَّا ۖ بَلْ لَا تُكْرِمُونَ الْيَتِيمَ وَلَا تَحَاضُّونَ عَلَىٰ طَعَامِ الْمِسْكِينِ
(смысл): «Но нет! Вы сами не проявляете щедрость к сиротам тем из вашего огромного богатства, которым вас наделил Аллах. И не побуждаете друг друга кормить нуждающегося и помочь бедному» («Сафват ат-афасир», сура Аль-Фаджр: 17-18)
Ислам ещё в мекканский период пытался изменить это положение, придать особое значение слабой и немощной части общества – бедным, сиротам, вдовам. В Кyр`ане слово «сирота» и слово «бедный» упоминается ровно 23 раза.
Хадисы Пророка Мухаммада ﷺ многократно подчёркивают важность доброго отношения к упомянутой категории общества, которая должна чувствовать себя не отбросами исламского социума, а его полноценными членами.
От Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах) передаётся:
قَالَ: أَنَا وَكَافِلُ اليَتِيمِ فِي الجَنَّةِ هَكَذَا وَقَالَ بِإِصْبَعَيْهِ السَّبَّابَةِ وَالوُسْطَى
«Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Я и опекающий сироту будем в Раю вот так же близки", – и сделал знак указательным и средним пальцами» (Бухари, 6005; Абу Дауд, 5150; Тирмизи, 1918)
Изречение Пророка является квинтэссенцией этого отношения.
Деяния лицемеров
Сура продолжается рассказом о деяниях лицемеров, и первое, на что обращает наше внимание Всевышний Аллах – их (лицемеров) молитва:
«И горе молящимся, которые небрежны к своим намазам».
Небрежность в намазе и попустительское отношение к этому важнейшему столпу Ислама – один из явных признаков лицемерия. Но в чём же эта небрежность проявляется?
Сподвижник ‘Абдуллах ‘Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллаха) считает, что такой молящийся не ожидает от своего намаза ни воздаяния в случае его совершения, ни кары в случае его пропуска.
Другими словами, это формальное и поверхностное отношение к намазу, намаз, сделанный без души и веры, просто набор телодвижений. Абу Аль-'Алия, комментируя этот аят, пишет: «Речь идёт о людях, которые совершают намаз не должным образом или совершают его несвоевременно».
Второй признак лицемеров, приведённый в этой суре, также имеет отношение к намазу:
«Которые совершают [намаз] напоказ».
Цель таких людей понятна и без слов – они хотят казаться, а не быть истинно верующими, представлять себя набожными и религиозными людьми.
Но это демонстративное, показное деяние относится не только к намазу, а ко всем богоугодным деяниям – соблюдению поста, совершению хаджа, чтению Кyр`ана, зикру, участию в благотворительности и т. д.
Третий признак лицемеров, упомянутый в этой суре, показывает, какими скупердяями они были:
«И препятствуют даже малому подаянию».
И их антиальтруистическое качество даже вынесено в название суры – «Малое подаяние».
Речь ведь шла не о больших пожертвованиях, в которых с удовольствием принимали участие состоятельные сподвижники Пророка ﷺ, а о самых малых, при которых лицемеры умудрялись скупиться. Под малым подаянием понималась вода, соль, иголка, кастрюля, домашние инструменты. Но даже это лицемеры не отдавали нуждающимся. И причина более чем очевидна – они не верят в воздаяние Судного дня. С этого, если помните, и начинал Всевышний эту суру:
«Видел ли ты того, кто не верит в воздаяние [Судного дня]?»
Пять различных деяний, две категории неверных, но причина у всех одна – неверие в загробную жизнь, в её воздаяние и кару. Если бы всё было иначе, если бы у них была вера, то насколько светлым и добрым стало бы то мекканское общество! Но это уже совсем другая история.
Мурад Гайдарбеков
По материалам: https://islamdag.ru/