Суррогатное материнство с точки зрения ислама

10 май 2023 2004 0
Режим чтения

Суррогатное материнство мы воспринимаем как явление очень современное. На самом деле это не так.

Еще во времена римской империи существовала такая практика, когда из-за бесплодия жены, мужчина с намерением оставить после себя потомство, по договоренности оплодотворял другую женщину.

Несмотря на то, что эта женщина являлась биологической матерью данного ребенка, она отдавала его семье мужа, в которой ребенок воспитывался как родной. А женщина всего лишь выполняла роль утробы. Такая практика существовала еще во многих других культурах и она является первым историческим примером суррогатного материнства.

С точки зрения морали и законодательства до ХХ века вспомогательное материнство считалось недопустимым. Дети, рожденные подобным образом, читались незаконнорожденными. Но тогда суррогатное материнство возможно было только естественным путем, что являлось по своей сути прелюбодействием и противоречило семейным ценностям.

В последующем стало возможно искусственное оплодотворение. От генетических родителей ученые научились получать генетический материал, который подсаживали для вынашивания ребенка в организм суррогатной матери. Таким образом, стало возможно суррогатное материнство в современном понимании.

Суррогатное материнство – это вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Предполагается, что после рождения женщина отдает ребенка генетической семье.

Первая в истории практика суррогатного материнства была осуществлена в США в 1980 году. Семейная пара, которая не могла иметь детей по причине бесплодия жены заключила с 37-летней Элизабет Кейн договор, согласно которому она должна была выносить и родить ребенка для супружеской пары. За это Кейн получила денежное вознаграждение, но позже женщина призналась, что это стало для нее травмой и она даже написала книгу, назвав ее «Биологическая мать».

Всемирная организация здравоохранения рассматривает суррогатное материнство как вспомогательный репродуктивный метод.

Есть страны, где такой способ деторождения является незаконным и даже приравнивается к торговле людьми. В этом списке не только мусульманские страны, но и Франция, Германия, Норвегия, Австрия и Швеция, а также некоторые штаты США. Тут суррогатное материнство строго запрещено. В России суррогатное материнство разрешено.

Теперь рассмотрим данный вопрос с точки зрения религии.

Суррогатное материнство не одобряется большинством традиционных конфессий. В исламе суррогатное материнство также запрещено.

Бесплодие является существенной проблемой. Ислам относится к этому вопросу серьезно и предполагает медицинские вмешательства, в том числе вспомогательные репродуктивные технологии, для устранения этой проблемы. Но только при условии, что совместимы с законным браком.

Например, ЭКО является методом вспомогательной репродуктивной технологии, используемой при бесплодии одного или обоих супругов. В случае ЭКО — искусственного оплодотворения — яйцеклетку оплодотворяют в лабораторных условиях — так получается эмбрион, зародыш человека.

Эмбрион выращивают в лаборатории и подсаживают в матку женщины, после чего ожидают развития беременности. То есть эти родители являются генетическими родителями будущего ребенка, а беременность происходит благодаря медицинскому вмешательству. В исламе ЭКО не запрещено, при условии, что генетический материал мужчины и женщины должен быть между супругами, состоящими в никахе. 

Но вот с суррогатным материнством, дело обстоит по-другому. И возникает ряд этических и моральных вопросов, которые не совместимы с вероубеждением.

Во-первых, женщина вынашивает и рожает не своего генетического ребенка, даже в случае если берется ее яйцеклетка, то генматериал используется чужого для нее мужчины, не являющимся ее законным мужем. То есть в этом случае, суррогатное материнство расценивается как зачатие вне брака. Во-вторых, женщина, выносившая и родившая ребенка, должна отдать его другой семье. К тому же, получить за это деньги.

В процесс деторождения никто, кроме супругов, не должен быть задействован. Это нарушает естественные причинно-следственные связи и влечет негативные последствия для всех сторон, рушит фундамент семейных отношений. Суррогатное материнство в исламе, учитывая все вышесказанные факторы, под запретом.

 

Сайда Хайат

По материалам: https://islam-today.ru/ 

 

ФЕТВА О СУРРОГАТНОМ МАТЕРИНСТВЕ

بسم الله الرحمن الرحيم

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على خير خلقه محمد وعلى آله وأصحابه و من اتبعهم إلى يوم الدين أما بعد

«Хвала Аллаху Господу миров! Да благословит и да приветствует Аллах до Судного дня лучшего из всех своих творений Мухаммада и его семейство, и его сподвижников, и тех, кто последовал за ними с благочестием!»

На сегодняшний день вопрос суррогатного материнства является актуальным. По данному методу женская яйцеклетка оплодотворяется в специальных трубках наружно и пересаживается в матку суррогатной матери или женщины, добровольно согласившейся выносить ребенка. По шариату иметь детей таким способом запрещено. Так как:

1. Между предполагаемым отцом и суррогатной матерью не был заключен никах

Согласно Шариату, чтобы родился законный ребенок в браке необходимо чтобы, его родители заключили никах с соблюдением всех шариатских требований и обязательств. Всевышний Аллах в 72-аяте Суры «Пчелы» повелевает: 

وَاللّهُ جَعَلَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا وَجَعَلَ لَكُم مِّنْ أَزْوَاجِكُم بَنِينَ وَحَفَدَةً وَرَزَقَكُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ أَفَبِالْبَاطِلِ يُؤْمِنُونَ وَبِنِعْمَتِ اللّهِ هُمْ يَكْفُرُونَ

«Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них детей, внуков и наделил вас благами. Неужели они веруют в ложь и не веруют в милость Аллаха?» (Кyр`ан 16:72).

Женская утроба не подлежит к категории мубах, то есть не подлежит к продаже, замене.

В Шариате некоторые вещи, например, продукты питания, одежда, машины, книги относятся к вещам, которые можно продавать, менять или дарить. А некоторые вещи нельзя продавать, менять. К примеру, физиологические потребности женщины может удовлетворить только ее законный супруг. Мужчина свои супружеские обязательства не может возложить на другого мужчину. Также женщина не имеет права продавать, дарить, менять то, что принадлежит только ее супругу. Тело женщины, в том числе женские органы являются для других мужчин кроме своего мужа харамом, поэтому не разрешается торговать своим телом и органами.

Если бы разрешалось женщине продавать или дарить на пользование свое тело или другие органы, то ребенок не будет знать своего рода, муж женщины также не сможет его назвать своим сыном. Такие действия, которые портят родословную ребенка запрещаются шариатом.

2. Права супругов касательно решения завести детей

Иметь детей – это общее благо супругов. Жена без разрешения мужа не имеет права говорить «не буду иметь детей». Потому что супруг тоже вправе иметь детей. Только в случае, если здоровью женщины угрожает опасность, ей разрешается не заводить детей.

Решение:

1. Запрещается пересадка искусственно оплодотворенной яйцеклетки в матку чужой женщины, добровольно согласившейся на вынашивание ребенка. 

2. Не разрешается продавать или давать в пользование матки женщины чужим людям. 

والله اعلم بالصدق و الصواب

Отдел фетв Духовного управления мусульман Казахстана

Комментарии Вход