Суть Курбана и его обоснование: Разбор по 4 мазхабам
Скот, который режут в дни ‘Ид аль-адха, называют «удхия» (курбан). В Исламе это особое название животных, которых режут в определенное время для достижения милости Аллаха. Повеление о жертвоприношении, как закят и мусульманские праздники, было ниспослано на втором году хиджры. Его доказательства опираются на аяты Кyр`ана, сунну и иджму.
В Кyр`ане Аллах повелевает:
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
«Так совершай молитву и закалывай [жертвенное животное]» (Сура аль-Каусар, 108/2)
Согласно распространенному мнению, молитва, упоминаемая в этом аяте, означает праздничный намаз, а жертвоприношение – это животные, принесенные в жертву в праздничные дни. В другом аяте о жертвенных верблюдах говорится:
«И принесение в жертву верблюдов Мы установили для вас в качестве обряда, предписанного Аллахом» (Сура аль-Хадж, 22/36)
О жертвоприношении известно множество хадисов. Досточтимая Айша (да будет доволен ею Аллах) передала:
«Сыны Адама ничем так не могут достичь приближения к Аллаху, кроме как пролитием крови (животных) в праздничные дни. В Судный день явится жертвенное животное с рогами, копытами и шерстью. Капли крови еще не достигнут земли, как Аллах возвысит этого раба. Поэтому режьте животных с радостью и спокойствием духа» (Малик, Муватта, Куран, 24; Тирмизи, Адахи, 1; ибн Маджа, Адахи, 3; Ахмад бин Ханбаль, 5/239)
Всемогущий Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови курбана. Его достигают только намерения, искренность и богобоязненность раба. Следующий аят указывает именно на намерения и искренность, которые представляют собой суть всех благодеяний:
لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ
«Ни мясо их, ни кровь их (т. е. жертвенных животных) не дойдут до Аллаха. Но доходит до него богобоязненность ваша» (Сура аль-Хадж, 22/37)
В другом хадисе, переданном Анасом (да будет доволен им Аллах), говорится:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зарезал двух рогатых баранов, у которых белый цвет преобладал над черным. Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) положил ноги (животных) в сторону и со словами «Бисмиллях» и такбиром своей рукой зарезал их» (Бухари, Адахи, 9, 14; Таухид, 13; Муслим, Адахи, 17; Тирмизи, Адахи, 2; ибн Маджа, Адахи,1; Дарими, Адахи, 1; Абу Дауд, Адахи, 4)
Курбан является сунной пророка Ибрахима (мир ему). В Коране Аллах рассказывает, что Он заменил Ибрахиму жертву его сына Исмаила на барана.
«И Мы заменили ему [сына] на большую жертву» (Сура, ас-Саффат, 37/107)
Смысл совершения жертвоприношения заключается в выражении благодарности Аллаху за бесчисленные блага и просьбе о прощении грехов. Благодаря курбану, человек и его семья, а также нуждающиеся обеспечиваются мясом, которое является одним из основных продуктов питания. Вот почему садака фитр можно выплатить в денежном эквиваленте, а курбан нужно раздать нуждающимся.
В наши дни для удовлетворения потребности населения в мясе каждый день забиваются тысячи животных, но при этом мясо могут купить лишь обеспеченные люди. Что касается мяса курбана, оно попадает в руки множества людей. Курбан есть символ солидарности и взаимопомощи.
Положение курбана в Исламском праве
Приношение ради Аллаха в жертву какого-либо животного в праздник ‘Ид аль-Адха для каждого свободного состоятельного мусульманина является ваджибом. Состоятельным считается человек, который кроме необходимых для удовлетворения жизненных потребностей средств, имеет имущество, достигающее нисаба. Этот нисаб совпадает с нисабом фитра, но при этом годовой срок владения как обязательное условие не ставится. Каждый, кто на утро праздника владеет 200 дирхамами серебра или 20 мискалями золота, или их денежным эквивалентом, или предметами торговли, обязан сделать курбан. К предметам первой необходимости относятся дом, домашняя утварь, средство передвижения, орудия труда и т. д. Сюда же относится и годовой расход как членов семьи, так и всех, кто находится на иждивении. (Аль-Касани, аль-Бадаиус-санаи, 5/62; ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 8/66, 67; ибн Абидин, Рад дуль-Мухтар, 5/219-222; аль-Майдани, аль-Любаб, 3/232; ибн Кудама, аль-Мугни, 8/617).
В качестве довода ваджиба ханафиты приводят аят, в котором Аллах повелевает:
«Так молись же своему Господу и приноси жертву».
Повеление носит в себе обязательность выполнения, так как оно обращено не только к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), но и к его последователям. Но так как в этом обращении употреблена единственная форма, то данное повеление является неоднозначным. Поэтому жертвоприношение является не фардом, а ваджибом.
Мнение ученых подтверждено и некоторыми хадисами. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказал:
«Режьте животных (для жертвоприношения)! Воистину, это сунна вашего предка Ибрахима (мир ему)» (Ибн Маджа, Адахи, 3; Ахмад бин Ханбаль, 368; ас-Саффат, 37/107)
Как видно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ясно и четко приказывает совершать жертвоприношение. Повелительное наклонение, с точки зрения его выполнения, означает ваджиб, то есть, обязательность. Следующий хадис также подтверждает обязательность курбана:
«Кто, имея для этого возможность, не станет совершать жертвоприношение, пусть не приближается к месту, где мы молимся!» (Ибн Маджа, Адахи, 2; Ахмад бин Ханбаль, 2/321)
Данное предупреждение вступает в силу лишь в том случае, когда пренебрегают обязательным положением. С другой стороны, в некоторых хадисах говорится, что курбан является сунной для уммы, но это не умаляет его обязательности, ибо сунна – это путь, направление.
Совершение жертвоприношения, согласно мнению трех мазхабов, за исключением ханафитов, является сунной муаккада. Для тех, кто имеет возможности, пренебрежение этой сунной является макрухом. Шафииты считают, что совершение жертвоприношения хоть один раз в жизни является сунной. Если членов семьи несколько, то жертвоприношение является сунной-кифая. Вполне достаточно, если любой из членов семьи совершит жертвоприношение. (Ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/415; аш-Ширбини, Мугниль-мухтадж, 4/282; аш-Ширази, аль-Мухаззаб, 1/23; ибн Кудама, аль-Мугни, 8/617)
По мнению большинства алимов, в этом вопросе опираются на следующий хадис. Как рассказывала Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказывал:
«Если кто-либо из вас, увидев новолуние месяца Зуль-хиджа, пожелает совершить жертвоприношение, пусть не стрижет волосы и ногти!» (Муслим, Адахи, 40)
Этот хадис показывает, что имеющие возможность мусульмане обладают полной свободой выбора: совершить курбан или нет. Если в каком-то вопросе предлагается полная свобода, то это означает необязательность выполнения некого положения или закона.
Другим доказательством является хадис, переданный Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах): «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«На свете есть три вещи, которые для меня являются фардом, а для вас – нафиль: намаз витр, курбан и намаз духа» (Ахмад бин Ханбаль, 1/231.
Аль-Хаким в своем произведении «Мустадрак» ничего не говорил о цепочке передатчиков, однако Насаи и Даракутни считали, что в цепочке передатчиков хадиса есть некоторые лица, к высказываниям которых подходят с большой осторожностью. См. Зайлаи, Насбур-рае, 4/206)
Большинство алимов сравнивают курбан с акика – жертвоприношением по поводу рождения ребенка. Кроме того, хадисы, в которых содержится предупреждение тем, кто не совершает жертвоприношения, аналогичны следующему:
«Гусуль в день джума является ваджибом для каждого совершеннолетнего человека» (Бухари, Азан, 161; Джума, 2, 3, 12; Шахадат, 18; Муслим, Джума, 4, 7; Абу Дауд, Тахара, 127)
Тогда как полное омовение тела в пятничный день является мустахабом, а не ваджибом.
Данную точку зрения поддерживают и исторические документы, которые свидетельствуют, что Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) никогда не совершали жертвоприношения. Причина этого объясняется просто: чтобы люди не подумали, что курбан является ваджибом. Но ханафиты объясняют поведение праведных халифов тем, что их собственность не достигала нисаба. Тем более, из государственной казны они брали лишь столько денег, сколько было достаточно для обеспечения насущных нужд их семей. (Аль-Касани, 5/62, 63; аз-Зухайли, 2/597)
Шафииты, утверждающие, что достаточно того, чтобы любой из членов семьи совершил жертвоприношение, ссылаются на хадис, переданный Михнафом ибн Сулаймом (да будет доволен им Аллах): «Как-то мы сидели вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Я слышал, как он говорил:
«О люди! Каждая семья каждый год обязана совершать жертвоприношение» (Тирмизи, Адахи, 17. Данный хадис относится к разряду «хасан». См. аш-Шавкани, 5/138; Насаи, Фер, 1; Ахмад бин Ханбаль, 4/215, 5/76)
Известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зарезал двух жирных, круторогих баранов. Одного за свою умму, а другого – за себя и членов семьи. (Зайлаи, Насбур-рае, 4/215)
Говоря, что достаточно, чтобы любой человек один раз за всю свою жизнь совершил жертвоприношение, шафииты приводят довод, согласно которому, необязательно повторение приказа. Вполне достаточно один раз выполнить повеление, и человек считается выполнившим его. (Зайлаи, Насбур-рае, 4/215)
Проанализировав все хадисы, в которых говорится о том, что «курбан является сунной», аш-Шавкани (умер в 1250/1834 г.) говорил: «Все эти хадисы не имеют такой силы, что их можно было бы приводить в качестве доказательства». (Аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/341)
Условия обязательности жертвоприношения
Все ученые единогласно утверждают, что каждый свободный мусульманин, достигший совершеннолетия, постоянно живущий в одной местности и имеющий возможности, должен совершить жертвоприношение. Что касается обязательности жертвоприношения для путников, маленьких детей и умалишенных, то по этому поводу существуют различные взгляды и мнения.
По мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа, для того чтобы курбан стал обязанностью, умственная полноценность и совершеннолетие не являются необходимым условием. Попечитель может по своему усмотрению взять из имущества богатого ребенка или умалишенного средства для жертвоприношения. Ребенок или психический больной человек могут употребить мясо курбана, а оставшуюся часть обменять на какие-либо полезные вещи (как одежда).
Имам Мухаммад считал, что разум и совершеннолетие являются обязательным условием. Поэтому нет необходимости совершать жертвоприношение из имущества ребенка или умственно больного человека. При вынесении фетвы за основу обычно берется именно этот взгляд. Если попечитель совершит подобный акт, ему нужно возместить ущерб. Лучше, если за ребенка или больного попечитель совершит жертвоприношение из собственных средств. (Ибн Хумам, Такмилату Фатиль-Кадир, 8/67-70; аль-Майдани, аль-Любаб, 3/232; ибн Абидин, 5/222)
По мнению шафиитов и ханбалитов, совершение курбана за маленького ребенка не является сунной, тогда как для маликитов – это сунна. (Аш-Ширбини, Мугниль-мухтадж, Египет, 4/283; аль-Бухити, Кашшаф, 3/17; аз-Зухайли, 3/604)
Ханафиты считают, для путника необязательно совершение жертвоприношения, так как Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах), находясь в пути, никогда не совершали жертвоприношение.
Переданы слова Али (да будет доволен им Аллах): «Совершение намаза-джума и курбана для путника не являются ваджибом» (Зайлаи утверждал, что данный хадис является «гариб»).
Это объясняется тем, что для путника все это представляет значительные трудности. Поэтому, чтобы облегчить положение путников, законы Ислама не требуют от них совершения намаза джума и курбана. (Ибн Хумам, 8/71; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 6/3; ибн Абидин, 5/222)
За исключением ханафитов, по мнению алимов остальных трех мазхабов, совершение жертвоприношения и для путников является сунной. Только маликиты считают, что сунной является хадй во время хаджа. (Ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/415; аш-Ширбини, 4/283, аль-Бухути, Кашшаф, 3/17)
Чтобы курбан стал действительным, предварительно нужно сделать намерение, так как животное режут как с целью достижения милости Аллаха, так и для удовлетворения потребности в пище. Как говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
«Поступки оцениваются согласно намерениям. Каждый получит то, ради чего он совершал намерение» (Бухари, Бадуль-вахй, 1; Муслим, Имара, 155)
Что касается курбана, в котором могут принимать участие сразу несколько людей, то среди них не должно быть тех, которые делают это не ради достижения близости к Аллаху, а для удовлетворения потребности в мясе. Например, если семь человек для жертвоприношения решили зарезать верблюда или корову, но один из них присоединился только ради получения мяса, данное жертвоприношение будет считаться недействительным, так как милость Аллаха достигается посредством выпускания крови, а это никоим образом не делиться. (Аль-Касани, 5/71; аз-Зухайли, 3/605).
Время и форма жертвоприношения
Животных режут в первый, второй и третий дни праздника ‘Ид аль-Адха, но желательно это сделать в первый день.
В городах и населенных пунктах, где праздничный намаз совершают все вместе, жертвоприношение совершают сразу после намаза. Что касается деревень и сел, где праздничный намаз не совершают, то скот режут сразу после восхода солнца. Это и есть начало времени жертвоприношения. Время жертвоприношения продолжается до захода солнца третьего дня праздника. Человек, который по уважительной причине не смог пойти на «Салятуль-‘ид» (праздничный намаз), спустя некоторое время, в течение которого можно совершить намаз, может делать курбан. Резать скот в ночное время является танзихан макрух, так как существует вероятность нарушить правила жертвоприношения животных.
Относительно времени жертвоприношения известны различные хадисы. Бара бин Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал нам:
«В этот день (праздничный) сначала нам нужно совершить намаз, затем, вернувшись, произвести обряд жертвоприношения. Кто поступит таким образом, тот поступит в соответствии с нашей сунной. Кто зарежет скот раньше, он всего лишь обеспечит свою семью мясом. О том, что это жертвоприношение, не может быть и речи» ( Бухари, Идайн, 8, 10, Адахи, 1, 11; Муслим, Адахи, 7, Насаи, Идайн, 8, Ахмад бин Ханбаль, 4/232, 303)
Как следует из этого хадиса, скот, который зарезали в предпраздничный день, или ночью, или перед праздничным намазом, не может считаться жертвоприношением.
В хадисе, который сообщил Анас (да будет доволен им Аллах), говорится:
«Кто зарежет скот до праздничного намаза, пусть вновь совершит обряд жертвоприношения. Кто зарежет животное после намаза, считается, он полностью выполнил религиозные обязанности и поступил в полном соответствии с сунной мусульман» (Бухари, Идайн, 5, 10, 17, 23; Забаих, 17; Адахи, 1, 4, 8, 11, 12; Муслим, Адахи, 1-4, 10, 11; Насаи, Идайн, 8, 30)
То, что на совершение курбана отведено три дня, имеет доказательства из сунны. Умар, Али и Аббас (да будет доволен ими Аллах) говорили: «Время совершения обряда жертвоприношения длится три дня, но предпочтительнее это делать в первый день» (Зайлаи говорил, что данный хадис «гариб». Насбур-рае, 4/213)
Кроме того, Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) говорил: «Жертвоприношение после первого дня длится еще два дня» (Малик, Муватта, Дахая, 12)
Так же как и ханафиты, маликиты и ханбалиты считают, что жертвоприношение можно совершать 3 дня.
По мнению Имама Шафии, жертвоприношение можно совершать в течение четырех дней. В связи с этим он приводит следующий хадис:
«Арафа – это место для вакфа и все дни произнесения «такбиру ташрик» являются временем для жертвоприношения» (Сообщал Байхаки, и ибн Хиббан говорил, что это достоверный хадис)
В одном из сообщений ибн Хиббан сообщал: «Во все дни «такбиру ташрик» можно совершать обряд жертвоприношения» (Ахмад бин Ханбаль, 4/82). Как известно, в эти дни входит и четвертый день праздника.
Перед закланием животное укладывают в направлении киблы и, произнеся:«Бисмилляхи. Аллаху акбар», режут его. Если это возможно, то желательно, чтобы резал сам владелец, если же нет возможности, то можно попросить другого мусульманина, а самому стоять у изголовья животного и читать аят:
قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Скажи: «Воистину, моя молитва, мое жертвоприношение [Аллаху], жизнь моя и смерть — во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров» (Сура аль-Анам, 6/162)
«Бисмилляхи» должен произносить не только владелец скота, но и тот, кто режет. Если же намеренно пренебречь этим, то мясо этого животного в пищу нельзя употреблять. Если владелец животного положит свою руку на того, кто режет, то оба должны сказать: «Бисмилляхи. Аллаху акбар». Если один из них преднамеренно промолчит, запрещается употребление мяса зарезанного животного.
Если в течение трех праздничных дней не успеют зарезать животное, купленное для жертвоприношения, в любом случае надо зарезать его. Если же оно погибло, то нужно его стоимость раздать нуждающимся лицам. Переносить это поклонение на следующий год нельзя.
Чтобы жертвоприношение было ваджибом, оно должно быть совершено в определенное время. Следовательно, до захода солнца третьего праздничного дня жертвоприношение становится ваджибом для каждого мусульманина, имеющего для этого все возможности. При этом не имеет значения, что кто-то был до этого бедным человеком, важно располагать возможностью в данный момент. Но если обеспеченный человек вдруг лишится своего состояния до захода солнца третьего дня праздника или отойдет в иной мир, обязанность совершения жертвоприношения слагается с него.
Если люди ошибутся в расчетах праздничных дней и после совершения праздничного намаза и жертвоприношения вдруг узнают, что этот день – день Арафа, то намазы и жертвоприношения будут считаться действительными, так как довольно сложно избежать подобных ошибок. Поэтому законы Ислама предусматривают такие случаи для сохранения совершенных поклонений.
Если до обеда станет известно, что это десятый день месяца Зуль хиджа, то нужно сразу совершить праздничный намаз и резать курбан. Если этот вопрос прояснится после обеда, то в этот день намаз уже совершать нельзя, приготовленных животных можно принести в жертву. Праздничный намаз совершают на следующий день. (Ибн Абидин, 5/222; аль-Майдани, 3/232; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 6/3; Бильмен, стр. 412-413)
К месту забоя животное нужно вести без применения грубой силы и заколоть острым ножом, чтобы не причинять лишних страданий. Свежевать начинать после полной уверенности, что животное умерло. Желательно хозяину сначала попробовать жареную печень, ибо это является мандубом.
Виды курбана и его качество
В жертву можно приносить таких животных, как верблюды, коровы и овцы. Буйволы также относятся к парнокопытным животным. Пол животных не имеет значения. Но вместе с тем, что касается овец и баранов, то желательно резать баранов. Если верблюд и верблюдица одинаковы по стоимости или по вкусовым качествам, обычно предпочитают верблюдицу. То же относится и к коровам. (аль-Касани, 5/69, 80; аль-Майдани, 3/235; ибн Абидин, 5/226; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 6/7; ибн Хумам, 8/76)
Нельзя в качестве курбана резать диких буйволов, оленей и петухов.
В Кyр`ане Аллах повелевает:
«Для каждой общины Мы определили обряды жертвоприношения [и велели ее последователям] поминать имя Аллаха над дарованными им в удел домашними животными» (Сура аль-Хадж, 22/34)
Кроме того, неизвестно, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники приносили в жертву других животных, кроме верблюдов, коров и овец.
Овцы и козы должны достичь годовалого возраста. И если даже они восьмимесячные, они должны достичь веса годовалых. По этому поводу Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«В качестве жертвоприношения достаточно «джазаа». (Ибн Маджа, Адахи, 7; Ахмад бин Ханбаль, 6/368)
В переводе с арабского языка «джазаа» означает как годовалую овцу, так и шестимесячную. Если режут корову, то «джазаа» – это двухлетняя корова, если верблюда – это пятилетний верблюд. (аш-Шавкани, 4/350; аз-Зухайли, 3/615, 616). Поэтому для жертвоприношения берут пятилетних верблюдов и двухлетних коров.
Одну овцу или козу можно резать в качестве курбана за одного человека. Верблюда или корову можно резать за семь человек. Достаточно того, чтобы они были мусульманами, обладали равной долей и намеревались совершить жертвоприношение ради достижения милости Аллаха.
Является дозволенным, если кто-то намеревался один зарезать верблюда или корову, но затем позволил присоединиться еще шестерым. В этом случае лучше всего раздать нуждающимся людям взятые у присоединившихся к нему товарищей деньги.
Если товарищи пожелают забрать свою долю курбана, это делается путем взвешивания.
По мнению Имама Малика, одного верблюда или одну корову можно зарезать сразу за семерых членов одной семьи. Но не позволяется совершать жертвоприношение семерым из различных семей. (аз-Зухайли, 3/617)
Передано от Джабира (да будет доволен им Аллах): «Вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) мы совершили жертвоприношение. И верблюда, и корову резали за семь человек». (Муслим, Хадж, 352; Ахмад бин Ханбаль, 3/302)
Чтобы курбан стал действительным (соответствующим законам Ислама), у жертвенных животных не должно быть следующих изъянов: слепота, симптомы серьезной болезни, хромота, истощение.
Доказательством является хадис, переданный Бара бин Азибом (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Животные, приготовленные для жертвоприношения, не должны иметь следующие четыре порока: слепота, отчетливо проявляемое болезненное состояние, явственная хромота и худоба до такой степени, что видны жилы» (Абу Дауд, Адахи, 6; Насаи, Дахая, 6; ибн Маджа, Адахи, 8; Дарими, Адахи, 3)
Муджтахиды, сделав сравнительный анализ, к перечисленным выше недостаткам прибавили другие. Некоторые из них одинаковы по степени с указанными, а другие – еще строже. Это такие пороки: слепота на один или на оба глаза, отсутствие большей части зубов, один или оба сломанных до основания рога, обрезанные больше чем наполовину уши или хвост, отсутствие части сосков, отсутствие ушей или хвоста с рождения, отсутствие ног. Животные, имеющие такие изъяны, ради Аллаха никак не могут быть принесены в жертву.
Но следующие недостатки не имеют особого значения: косоглазие, прихрамывание, обломанные кончики рогов, проколотые или разрезанные уши, отсутствие нескольких зубов, кастрированные половые органы.
Если кто-то купил для курбана животное, у которого отсутствуют перечисленные изъяны, но затем в силу каких-либо причин возник такой порок, который препятствует использованию его для жертвоприношения, то в этом случае нужно приобрести другое животное. Если это произошло у бедного человека, он может принести в жертву это животное.
Также позволяется бедному человеку покупать и резать животное, имеющее отчетливо видимые недостатки, так как курбан для бедняка является дополнительным видом ибады (поклонения). Как известно, при ибаде нафиль допускаются различные послабления.
За исключением ханафитов, все три имама считают, что если и у животного состоятельного человека возник изъян, то и ему не стоит приобретать другое.
Если у состоятельного человека погибнет животное, приготовленное для курбана, ему нужно приобрести другое. Если такое случится с бедным человеком, ему не стоит приобретать другое животное.
Если пропадет (или будет украдено) животное богатого человека, и будет найдено после того, как зарежут другое, найденное животное не режут, ибо обязанность курбана выполнена. Но бедному человеку нужно зарезать найденное позже животное, так как животное приобрело статус «назр». И, хотя жертвоприношение не стало ваджибом, этот бедный человек стал обязанным его сделать.
Если животное, которое пропало или было украдено, и вместо которого было приобретено и зарезано другое, нашлось до конца праздничных дней, то состоятельный человек может по своему желанию зарезать его.
Если приобретенное взамен пропавшего животное по своим качествам ниже первого, то разницу нужно раздать в качестве милостыни. Если же это случилось с бедным человеком, ему необходимо зарезать обоих животных, так как для бедняка данное деяние является «назр». Но известно и другое мнение, согласно которому достаточно одного животного.
Если пропавшее животное будет найдено после праздничных дней, а приобретенное позже животное не было зарезано, обоих животных не режут. Можно отдать нуждающимся то из них, которое дороже.
По мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, продажа животного, приготовленного для жертвоприношения, (хотя это нежелательно) позволительна. В этом случае нужно приобрести животное, равное по своим качествам или более дорогое. Абу Юсуф считал, что нельзя продавать такое животное, так как оно относится к статусу добровольного пожертвования. А, как известно, пожертвования нельзя продавать.
Если у животного появится приплод, его режут вместе с матерью, так как детеныш является единым целым с животным, принесенным в жертву. Если же детеныша продадут, то полученные средства нужно раздать нуждающимся. (аль-Касани, 5/75; ибн Хумам, 8/74; ибн Абидин, 5/227; аль-Майдани, аль-Любаб, 3/234; аш-Ширбини, 4/286; аш-Ширази, 1/238; аз-Зухайли, 3/61; Бильмен, стр. 410)
Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 787-804
По материалам: http://islamdinr.ru/