Светскость – залог духовного развития казахстанского общества
Говоря о политике казахстанского государства в сфере религии и светскости, ее наиболее актуальные направления необходимо рассматривать в общем контексте более широких стратегических задач, стоящих перед казахстанским государством в целом.
Прежде всего, следует уточнить, что по целому ряду причин светская модель государственности как таковая – безальтернативна для Казахстана
Мы должны понимать, что принцип управления государством, основанном на светских началах, является уникальной и единственной моделью управления в многоконфессиональном и полиэтничном государстве, коим сегодня является Казахстан. Моделью, которое обеспечивает помимо духовного развития общества позитивный прогресс во всех различных отраслях страны: наука, культура, образование и пр.
Казахстан во всем мире знают, как светское государство. В нашей стране в мире и согласии проживают представители разных религий. Наша главная цель – не допустить, чтобы наша молодежь попадала под влияние деструктивных религиозных течений. Поэтому нам необходимо объяснять им это и направлять на путь истинный.
Государство по отношению к религиям и их представителям также берет на себя ряд ограничений. В частности, не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, если в этой деятельности не усматривается нарушение законодательства. Особенно это касается вопросов догматики – веками сформированные религиозные доктрины не могут быть предметом регулирования госорганов. Государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии. Никто не может подвергаться дискриминации по религиозному признаку. Каждый вправе определять для себя ту веру, которую считает приемлемой или необходимой. Ни под каким предлогом и ни в какой форме не допускается принуждение к исповедованию той или иной религии.
В этом вопросе, если посмотреть на ислам (мы берем за пример ислам, потому что мусульмане в нашей стране составляют большинство) четко расставляет приоритеты и уровень ответственности. Ярким свидетельством этого является Худайбийский договор, содержавшие значительные уступки со стороны мусульман. Он не настаивал на том, чтобы мекканцы признали его Пророком, признал их право удерживать мусульман, желающих присоединиться к общине, согласился отложить хадж на следующий год – чтобы избежать кровопролития. Но в договоре были предусмотрены гарантии свободы вероисповедания и доведения религии до остальных.
Этот пример является исчерпывающим доказательством того, что мир отвечает интересам ислама, а значит и самих мусульман. Также мир отвечает и интересам всех мировых традиционных религий.
Как мы видим, ислам требует от мусульман быть социально ответственными членами общества, поддерживать общественный порядок, обеспечивать безопасность, неприкосновенность человеческой жизни, чести и имущества. Это касается не только в отношениях мусульман между собой, но и предписывается, как правило, для верующих по отношению к немусульманам, которые не разделяют веры в столпы имана и ислама, но не покушаются на жизнь, честь, имущество мусульман, не препятствуют соблюдать обряды поклонения.
Казахстан многоконфессиональная страна с преимущественным проживанием мусульманского населения. Поэтому сохранение мира между конфессиями является одной из важных задач государства как основы независимости. Например, существует хадис: «Кто убьет человека, с которым мы заключили договор, тот даже не почувствует запаха Рая, хотя аромат его ощутим за сорок лет пути» (Сахих Аль-Бухари). «Вам следует знать, что незаконно забирать что-либо из имущества людей договора, если только это не плата за что-либо» (Муснад Ахмад).
Ценности единства и безопасности общества подтверждены в Коране (сура Курейш), в Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, примером которого мусульмане должны руководствоваться. Это подтверждается аятами Корана: «Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедовал вам Аллах, быть может вы уразумеете» 6:151. «По этой причине мы предписали сынам Израиля: кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, то словно убил всех людей. А тот кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранил жизнь всем людям» 5:32. «Нет принуждения в религии..» 2:256. «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они – невежественные люди» 9:6.
Одним словом, в исламе нет ничего, что препятствовало бы мусульманину жить в обществе, соблюдая общественный договор. Таким же образом, Конституция гарантирует право на свободу совести вероисповедания. Кроме того, ислам в понимании ханафитского мазхаба признается в качестве традиционной религии в Казахстане, согласно Закона «О религиозных объединениях и религиозной деятельности» от 2011 г.
Поэтому сегодня светскость является залогом духовного развития Казахстана.
Не нужно отождествлять атеизм со светскостью. Конституция Республики Казахстан гарантирует право на свободу вероисповедания. Президент страны четко сказал, что «светское не значит атеистическое».
Как мы видим, светскость и духовность не противоречит друг другу, т.к. понятие светскость – это форма управления государством, а духовность это составляющее религии. В светском государстве могут быть различные религиозные течения, единственное правило для них в светском государстве – чтобы все граждане следовали закону, были равны перед ним.
Но главное мы должны понять, что светскость не имеет идеологического содержания, светскость – это мировоззренческий нейтралитет и форма правления. А если мы будем под светскостью понимать давление на религию, это соответственно вызовет проблемы в восприятии связи между светскостью и духовностью.
Образ светского верующего гражданина – это, прежде всего законопослушный гражданин; чтящий, хранящий традиции, обычаи своего народа и имеющий отрицательное отношение к радикальной деструктивной религиозной идеологии.