Священный Кур`ан и его содержание
Основной источник исламского вероучения и права – Священный Кyр`ан. Слово «Кyр`ан» в арабском языке является однокоренным понятию «читать».
Суры Кур`ана
- Сура 1: «Аль-Фатиха» («Открывающая Книгу»)
- Сура 2: «Аль-Бакара» («Корова»)
- Сура 3: «Аль-Имран» («Семейство Имрана»)
- Сура 4: «Ан-Ниса» («Женщины»)
- Сура 5: «Аль-Маида» («Трапеза»)
- Сура 6: «Аль-Анам» («Скот»)
- Сура 7: «Аль-Араф» («Преграды»)
- Сура 8: «Аль-Анфаль» («Трофеи»)
- Сура 9: «Ат-Тауба» («Покаяние»)
- Сура 10: «Йунус» («Иона»)
- Сура 11: «Худ» («Худ»)
- Сура 12: «Йусуф» («Иосиф»)
- Сура 13: «Ар-Раад» («Гром»)
- Сура 14: «Ибрахим» («Авраам»)
- Сура 15: «Аль-Хиджр» («Хиджр»)
- Сура 16: «Ан-Нахль» («Пчёлы»)
- Сура 17: «Аль-Исра» («Ночной перенос»)
- Сура 18: «Аль-Кахф» («Пещера»)
- Сура 19: «Марьям» («Мария»)
- Сура 20: «Та Ха» («Та Ха»)
- Сура 21: «Аль-Анбийа» («Пророки»)
- Сура 22: «Аль-Хаджж» («Паломничество»)
- Сура 23: «Аль-Муминун» («Верующие»)
- Сура 24: «Ан-Нур» («Свет»)
- Сура 25: «Аль-Фуркан» («Различение»)
- Сура 26: «Аш-Шуара» («Поэты»)
- Сура 27: «Ан-Намль» («Муравьи»)
- Сура 28: «Аль-Касас» («Рассказ»)
- Сура 29: «Аль-Анкабут» («Паук»)
- Сура 30: «Ар-Рум» («Римляне»)
- Сура 31: «Лукман» («Лукман»)
- Сура 32: «Ас-Саджда» («Поклон»)
- Сура 33: «Аль-Ахзаб» («Сонмы»)
- Сура 34: «Саба» («Саба»)
- Сура 35: «Фатыр» («Ангелы»)
- Сура 36: «Ясин» («Йа Син»)
- Сура 37: «Ас-Саффат» («Стоящие в ряд»)
- Сура 38: «Сад» («Сад»)
- Сура 39: «Аз-Зумар» («Толпы»)
- Сура 40: «Гафир» («Прощающий»)
- Сура 41: «Фуссилат» («Разъяснены»)
- Сура 42: «Аш-Шура» («Совет»)
- Сура 43: «Аз-Зухруф» («Украшения»)
- Сура 44: «Ад-Духан» («Дым»)
- Сура 45: «Аль-Джасия» («Коленопреклонённые»)
- Сура 46: «Аль-Ахкаф» («Пески»)
- Сура 47: «Мухаммад» («Мухаммад»)
- Сура 48: «Аль-Фатх» («Победа»)
- Сура 49: «Аль-Худжурат» («Комнаты»)
- Сура 50: «Каф» («Каф»)
- Сура 51: «Аз-Зарият» («Рассеивающие»)
- Сура 52: «Ат-Тур» («Гора»)
- Сура 53: «Ан-Наджм» («Звезда»)
- Сура 54: «Аль-Камар» («Месяц»)
- Сура 55: «Ар-Рахман» («Милосердный»)
- Сура 56: «Аль-Вакиа» («Падающее»)
- Сура 57: «Аль-Хадид» («Железо»)
- Сура 58: «Аль-Муджадила» («Препирательство»)
- Сура 59: «Аль-Хашр» («Собрание»)
- Сура 60: «Аль-Мумтахана» («Испытуемая»)
- Сура 61: «Ас-Сафф» («Ряды»)
- Сура 62: «Аль-Джума» («Пятница»)
- Сура 63: «Аль-Мунафикун» («Лицемеры»)
- Сура 64: «Ат-Тагабун» («Взаимное обманывание»)
- Сура 65: «Ат-Талак» («Развод»)
- Сура 66: «Ат-Тахрим» («Запрещение»)
- Сура 67: «Аль-Мульк» («Власть»)
- Сура 68: «Аль-Калям» («Письменная трость»)
- Сура 69: «Аль-Хакка» («Неизбежное»)
- Сура 70: «Аль-Мааридж» («Ступени»)
- Сура 71: «Нух» («Нух»)
- Сура 72: «Аль-Джинн» («Джинны»)
- Сура 73: «Аль-Муззаммиль» («Закутавшийся»)
- Сура 74: «Аль-Муддассир» («Завернувшийся»)
- Сура 75: «Аль-Кийама» («Воскресение»)
- Сура 76: «Аль-Инсан» («Человек»)
- Сура 77: «Аль-Мурсалят» («Посылаемые»)
- Сура 78: «Ан-Наба» («Весть»)
- Сура 79: «Ан-Назиат» («Вырывающие»)
- Сура 80: «Абаса» («Нахмурился»)
- Сура 81: «Ат-Таквир» («Скручивание»)
- Сура 82: «Аль-Инфитар» («Раскалывание»)
- Сура 83: «Аль-Мутаффифин» («Обвешивающие»)
- Сура 84: «Аль-Иншикак» («Разверзнется»)
- Сура 85: «Аль-Бурудж» («Башни»)
- Сура 86: «Ат-Тарик» («Ночной путник»)
- Сура 87: «Аль-Аля» («Высочайший»)
- Сура 88: «Аль-Гашия» («Покрывающее»)
- Сура 89: «Аль-Фаджр» («Заря»)
- Сура 90: «Аль-Балад» («Город»)
- Сура 91: «Аш-Шамс» («Солнце»)
- Сура 92: «Аль-Лайл» («Ночь»)
- Сура 93: «Ад-Духа» («Утро»)
- Сура 94: «Аш-Шарх» («Раскрытие»)
- Сура 95 «Ат-Тин» («Смоковница»)
- Сура 96: «Аль-Алак» («Сгусток»)
- Сура 97: «Аль-Кадр» («Могущество»)
- Сура 98: «Аль-Баййина» («Ясное знамение»)
- Сура 99: «Аз-Залзала» («Землетрясение»)
- Сура 100: «Аль-Адият» («Скачущие»)
- Сура 101: «Аль-Кари'а» («Поражающее»)
- Сура 102: «Ат-Такасур» («Приумножение»)
- Сура 103: «Аль-Аср» («Предвечернее время»)
- Сура 104: «Аль-Хумаза» («Хулитель»)
- Сура 105: «Аль-Филь» («Слон»)
- Сура 106: «Курайш» («Курайшиты»)
- Сура 107: «Аль-Маун» («Милостыня»)
- Сура 108: «Аль-Каусар» («Изобилие»)
- Сура 109: «Аль-Кафирун» («Неверующие»)
- Сура 110: «Ан-Наср» («Помощь»)
- Сура 111: «Аль-Масад» («Пальмовые волокна»)
- Сура 112: «Аль-Ихлас» («Очищение веры»)
- Сура 113: «Аль-Фаляк» («Рассвет»)
- Сура 114: «Ан-Нас» («Люди»)
Кyр`ан, будучи словом Всевышнего, служит верным руководством, основным ориентиром в жизни исламской уммы, а также не имеющим аналогов в мире источником общечеловеческих знаний и житейской мудрости. В самом Откровении сказано:
«АЛЛАХ НИСПОСЛАЛ НАИЛУЧШЕЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ – ПИСАНИЕ, АЯТЫ КОТОРОГО СХОДНЫ И ПОВТОРЯЮТСЯ. У ТЕХ, КТО СТРАШИТСЯ СВОЕГО СОЗДАТЕЛЯ, ОТ НЕГО ПО КОЖЕ ПРОХОДИТ ДРОЖЬ. А ПОТОМ ИХ КОЖА И СЕРДЦА СМЯГЧАЮТСЯ ПРИ ПОМИНАНИИ ВСЕВЫШНЕГО. ЭТО – ВЕРНОЕ РУКОВОДСТВО АЛЛАХА, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ОН ВЕДЁТ ПРЯМЫМ ПУТЁМ ТОГО, КОГО ПОЖЕЛАЕТ» (39:23)
За всю историю Господь ниспослал четыре Священных Писания рабам Своим, а именно: Тору (Таурат), Псалтырь (Забур), Евангелие (Инджиль) и Кур`ан. Последний является заключительным Его Писанием, и Создатель взял на себя обязательство оберегать его от каких бы то ни было искажений вплоть до наступления дня Великого суда. И об этом говорится в следующем аяте:
«ВОИСТИНУ, МЫ НИСПОСЛАЛИ НАПОМИНАНИЕ И МЫ ОБЕРЕГАЕМ ЕГО» (15:9)
Помимо традиционного наименования в самом заключительном Божьем Откровении используются и другие названия, характеризующие некоторые его качества. Наиболее распространённые среди них следующие:
1. Фуркан (Различение)
Данное наименование означает, что Кyр`ан служит различением между «халялем» (разрешённым) и «харамом» (запрещённым).
2. Китаб (Книга)
То есть Священный Кyр`ан представляет собой Книгу Всевышнего.
3. Зикр (Напоминание)
Подразумевается, что текст Священного Писания – это одновременно и напоминание, предостережение для всех верующих.
4. Танзиль (Ниспослание)
Суть данного наименования заключается в том, что Коран был ниспослан нашим Творцом в качестве Его непосредственной милости для миров.
5. Нур (Свет)
Это характеризует Откровение как свет Всевышнего.
Структура Кyр`ана
Священная Книга мусульман включает в себя 114 сур. Каждая из них имеет свой особый смысл и свою историю ниспослания. Все суры состоят из аятов, так же несущих в себе определённый смысл. Число аятов в каждой суре разнится, в связи с чем различают относительно длинные суры и короткие.
Сами коранические суры, в зависимости от периода их ниспослания, подразделяются на так называемые «мекканские» (то есть ниспосланные Посланнику Всевышнего Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в период осуществления его пророческой миссии в Мекке) и «мединские» (соответственно, в Медине).
Помимо сур Кyр`ан ещё делят на джузы – их тридцать, причём каждый из них состоит из двух хизбов. На практике данное деление применяется для удобства чтения Кyр`ана в ходе намазов таравих в Священный месяц Рамазан (хатм), так как прочтение всего текста Книги Аллаха с первого по последний аяты является желательным действием в благословенный месяц.
История Кyр`ана
Процесс ниспослания Откровения происходил частями и довольно продолжительное время – на протяжении 23 лет. Об этом упоминается в суре «Аль-Исра»:
«МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО (КОРАН) С ИСТИНОЙ, И ОН СОШЁЛ С ИСТИНОЙ, А ТЕБЯ (МУХАММАД) МЫ ПОСЛАЛИ ТОЛЬКО ДОБРЫМ ВЕСТНИКОМ И ПРЕДОСТЕРЕГАЮЩИМ УВЕЩЕВАТЕЛЕМ. МЫ РАЗДЕЛИЛИ КОРАН ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ТЫ ЧИТАЛ ЕГО ЛЮДЯМ НЕ СПЕША. МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО ЧАСТЯМИ» (17:105-106)
Ниспослание Пророку Мухаммаду ﷺ осуществлялось через ангела Джабраила. Посланник пересказывал их своим сподвижникам. Первыми были начальные аяты суры «Аль-Алак» («Сгусток»). Именно с них началась пророческая миссия Мухаммада ﷺ длиною в двадцать три года.
В хадисах этот исторический момент описывается следующим образом (со слов Аиши бинт Абу Бакр):
«Ниспослание откровений посланнику Аллаха ﷺ берёт начало с благого сновидения, а никаких-либо иных видений, кроме приходивших похожими на утреннюю зарю. Позже ему было внушено стремление уединяться, и он предпочитал делать это в пещере Хира на одноимённой горе. Там он занимался делами благочестия – поклонялся Всевышнему многими ночами напролёт, пока у Пророка Мухаммада ﷺ не появлялось желание вернуться к своей семье. Всё это длилось до тех пор, пока перед ним не открылась истина, когда он в очередной раз был внутри пещеры Хира. Перед ним явился ангел и повелел: “Читай!”, однако в ответ услышал: “Я не умею читать!”»
Затем, как повествовал сам Мухаммад ﷺ, ангел взял его и сильно сжал – настолько, что тот напрягся до предела, а затем разжал объятия и опять произнёс: «Читай!» Пророк возразил: «Я не умею читать!» Ангел повторно стиснул его так, что тот (вновь) сильно напрягся, и отпустил, повелев: «Читай!» – и тот (опять) повторил: «Я не умею читать!» И тогда ангел сжал Заключительного посланника Аллаха в 3-й раз и, отпустив, сказал: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой – щедрейший…» (Бухари).
Ниспослание Священной Книги мусульман началось в наиболее благословенную ночь месяца Рамазан – Лейлят уль-Кадр (Ночь предопределения). Об этом тоже написано в Священном Кyр`ане:
«МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО В БЛАГОСЛОВЕННУЮ НОЧЬ, И МЫ ПРЕДОСТЕРЕГАЕМ» (44:3)
Привычный для нас Кyр`ан появился уже после ухода в мир иной Посланника Всевышнего ﷺ, так как при его жизни ответ на любой интересующий людей вопрос мог дать сам Мухаммад ﷺ. 1-й праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.) велел всем сподвижникам, которые наизусть в точности знали Кyр`ан, записать его текст на свитках, поскольку существовала угроза утраты подлинного текста после смерти всех сподвижников, знавших его наизусть. Все эти свитки были собраны воедино в период правления 3-го халифа – Усмана ибн Аффана (р.а.). Именно этот экземпляр Кyр`ана дошёл до наших дней.
Достоинства чтения
Священное Писание, будучи словом самого Всевышнего, несёт в себе множество достоинств для людей, занимащихся его чтением и изучением. В тексте Книги сказано:
«МЫ НИСПОСЛАЛИ ТЕБЕ ПИСАНИЕ ДЛЯ РАЗЪЯСНЕНИЯ ВСЯКОЙ ВЕЩИ КАК РУКОВОДСТВО К ПРЯМОМУ ПУТИ, МИЛОСТЬ И БЛАГУЮ ВЕСТЬ ДЛЯ МУСУЛЬМАН» (16:89)
О преимуществах чтения и изучения коранических сур упоминается и в ряде хадисов. Пророк Мухаммад ﷺ однажды сказал:
«Лучшим из вас является тот, кто изучил Кyр`ан и обучил ему других» (Бухари).
Отсюда следует, что изучение Книги Господа – это одно из лучших дел, за совершение которых можно заслужить довольство своего Творца.
Кроме того, за прочтение каждой буквы, содержащейся в Священном Кyр`ане, записываются добрые деяния, о чем повествует следующее изречение Посланника Аллаха ﷺ:
«Тому, кто прочитает одну букву Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается 10-кратно» (Тирмизи).
Естественно, достоинством для верующего обернётся и заучивание аятов:
«Тому, кто знал Кyр`ан, будет сказано: «Читай и восходи, и отчётливо произноси слова, как делал это ты в земной жизни, ибо, поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочитанному тобой аяту» (этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа).
Причём, даже если верующий выучил те или иные аяты, ему следует их перечитывать, чтобы не забыть. Божий Посланник ﷺ говорил:
«Продолжайте повторять Кyр`ан, так как он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды, освобождённые от пут» (Бухари, Муслим).
Важно также помнить, что время, уделённое верующими чтению, изучению Книги Создателя, принесёт им пользу не только в этом бренном мире. На этот счёт существует хадис:
«Читайте Кyр`ан, ибо, поистине, в День воскрешения он явится как заступник за тех, кто его читал!» (Муслим).
По материалам: https://islam.global/