Терпеливость в беде – отличительное качество мусульманина
Терпение – это главное качество сильного и морально устойчивого человека. Потому как не легко сдерживать себя в самые трудные моменты жизни, вознаграждение и степени терпеливых возвышенны соответствующим образом, и Бог часто говорит о терпеливых людях.
Имам Ахамад сказал:
الصبر في القرآن في نحو تسعين موضع
«О достоинстве терпения в Кyр`ане упоминается девяносто раз».
Вот один из аятов, где Господь говорит:
إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
Смысл: «Поистине, Аллах вместе с терпеливыми» (сура «аль-Бакара», аят 153).
Терпение в беде является вознаграждаемым делом.
Всевышний также говорит:
وإن تصبروا وتتقوا لا يضركم كيدهم شيئاً
Смысл: «Если вы проявите терпение и набожность, вам не навредят их (лицемеров) козни» («Аль Имран», аят 120).
После того, как мы привели аяты Кyр`ана о терпении, расскажем несколько хадисов о достоинстве этого качества.
Изречения Посланника Аллаха ﷺ
Пророк ﷺ изрёк:
والصبر ضياءً
Смысл: «Терпение – это свет» (Имам Муслим от Абу Малика аль-Ашари).
Также Посланник Божий ﷺ сказал:
ومن يتصبر يصبره الله ، وما أعطى الله أحداً عطاءً هو خير وأوسع من الصبر
Смысл: «Тому, кто проявляет терпение, Аллах даст его, и нет ничего лучшего из даров Аллаха, чем терпение».
Таких изречений много, и привести все мы не имеем возможности.
Убеждение того, кого постигло горе
Ни один человек, включая Посланников и Пророков (мир им и благословение), не застрахован от бедствий и испытаний от Аллаха. Всевышний ниспосылает беды и трудности, и только Он отдалит их от человека. Всемогущий Господь сказал:
ما أصاب من مصيبة إلا بإذن الله
Смысл: «Не настигает беда, кроме как по воле Аллаха» (сура «ат-Тагабун», аят 11).
Что бы ни случилось, в первую очередь, человек обязан быть убеждённым, что всё от Бога, и так как только Бог отдаляет беды, следовательно, взывать и уповать тоже нужно только на него.
Зная, что все беды – это решение Всевышнего, как можно быть не довольным Его решением?
Во всём, что ниспосылается Господом Его рабу, есть польза, ибо Аллах справедлив и не притесняет Своих рабов. Бог ниспосылает испытания для смывания грехов своих рабов, а если же рабы чисты, то беды ниспосылаются для возвышения степеней.
Посланник Господаﷺ изрёк:
إن الرجل لتكون له المنزلة عند الله فما يبلغها بعمل ، فما يزال يبتليه بما يكره حتى يبلغه ذلك
Смысл: «Воистину, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами» (Ибн Хаббан, книга «Сахих», № 2896).
Пророк ﷺ сказал также:
ما يصيب المؤمن من هم ولا غم ولا نصب ولا وصب ولا حزن ولا أذى حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه
Смысл: «Не настигнут верующего беспокойство, забота, печаль, проблема, вред, и даже колючка не вонзится ему в тело, кроме как для того, чтобы это стало причиной прощения Аллахом его грехов» (Имам аль-Бухари).
Малейшую боль или испытания Бог делает причиной смывания грехов.
Отсутствие бед – повод для беспокойства
Человек не должен беспокоиться, если беды часто ниспосылаются на него, однако беспокойство должно вызывать отсутствие таковых, так как Посланник Всевышнего ﷺ изрёк:
«Нет блага рабу в том, что не умаляется его имущество и не испытывал он телесных болезней, поистине, Аллах любит раба, которого испытывает, если при испытании тот проявляет терпение» (Ибн Аби Дунья).
Также Пророк ﷺ сказал:
من يرد الله به خيراً يصب منه
Смысл: «Кому Аллах желает добра, тому ниспосылает бедствия».
Как проявлять терпение
Когда человек проявляет терпение, оно должно быть искренним, ради Творца, а не по другим причинам. Господь сказал:
فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُوْلُوا الْعَزْمِ
Смысл: «Прояви терпение, как улуль-азми (как Пророки улуль-азм)» (сура «аль-Ахкаф», аят 35).
Надо быть стойким, не жаловаться никому, а обращаться к Аллаху с мольбой о даровании стойкости перед бедствиями. Посланник Аллаха ﷺ изрёк:
ما من عبد تصيبه مصيبة فيقول : إنا لله وإنا إليه راجعون . اللهم أجرني في مصيبتي واخلف لي خيراً منها إلا أجره الله في مصيبته وأخلف له خيراً منها
Смысл: «Если настигнет беда раба, а он проявит стойкость и скажет: “Все мы от Аллаха, и к Нему возвратимся. О, Аллах, даруй в этой беде благое для меня”, Аллах вознаградит этого раба» (Имам Муслим).
То есть пусть тот, кого настигли горе и печаль, обратится к Богу со словами, приведёнными в этом хадисе, и Бог воздаст ему сполна.
Чтобы человек получил полное воздаяние за терпение, он должен соблюдать следующие условия:
1) Быть убеждённым, что всё от Всевышнего, и только Всевышний избавит от бед.
2) Не жаловаться, кроме как только Богу.
3) Переносить горе, только лишь уповая на Господа и ради Него.
4) Быть убеждённым, что во всём есть мудрость Божья.
Это основные условия, которые человек, мусульманин, обязан соблюдать, иначе он не получит ничего, кроме напрасных страданий – в лучшем случае, а возможно, и тяжкий грех, если будет жаловаться на судьбу и не благодарить Аллаха за Его решение.
Да ни лишит нас Господь стойкости в ответственный и нужный момент. Амин.
По материалам: https://islam.ru/