Толкование аята: «НЕ ПРИБЛИЖАЙТЕСЬ К ПРЕЛЮБОДЕЯНИЮ!»
Всевышний Аллах сказал:
وَلَا تَقْرَبُوا الزِّنَا ۖ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلًا
«Не приближайтесь к прелюбодеянию! Поистине, это — разврат и дурной путь» (Кyр`ан, 17:32)
Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.) – известный толкователь Кyр`ана и мухаддис – сказал в книге «Тафсир аль-Кур`ан аль-азым» (5/72):
يَقُولُ تَعَالَى نَاهِيًا عِبَادَهُ عَنِ الزِّنَا وَعَنْ مُقَارَبَتِهِ، وَهُوَ مُخَالَطَةُ أَسْبَابِهِ وَدَوَاعِيهِ ﴿وَلا تَقْرَبُوا الزِّنَا إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً﴾ أَيْ: ذَنْبًا عَظِيمًا ﴿وَسَاءَ سَبِيلا﴾ أَيْ: وَبِئْسَ طَرِيقًا وَمَسْلَكًا. وَقَدْ قَالَ الْإِمَامُ أَحْمَدُ: حَدَّثَنَا يَزِيدُ بْنُ هَارُونَ، حَدَّثَنَا جَرِيرٌ، حَدَّثَنَا سُلَيْمُ بْنُ عَامِرٍ، عَنْ أَبِي أُمَامَةَ قَالَ: إِنَّ فَتًى شَابًّا أَتَى النَّبِيَّ(٢) ﷺ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، ائْذَنْ لِي بِالزِّنَا. فَأَقْبَلَ الْقَوْمُ عَلَيْهِ فَزَجَرُوهُ، وَقَالُوا: مًهْ مَهْ. فَقَالَ: “ادْنُهْ”. فَدَنَا مِنْهُ قَرِيبًا(٣) فَقَالَ(٤) اجْلِسْ”. فَجَلَسَ، قَالَ: “أَتُحِبُّهُ لِأُمِّكَ؟ ” قَالَ: لَا وَاللَّهِ، جَعَلَنِي اللَّهُ فِدَاكَ. قَالَ: “وَلَا النَّاسُ يُحِبُّونَهُ لِأُمَّهَاتِهِمْ”. قَالَ: “أَفَتُحِبُّهُ لِابْنَتِكَ”؟ قَالَ: لَا وَاللَّهِ يَا رَسُولَ اللَّهِ، جَعَلَنِي اللَّهُ فِدَاكَ. قَالَ: “وَلَا النَّاسُ يُحِبُّونَهُ لِبَنَاتِهِمْ”، قَالَ: “أَتُحِبُّهُ لِأُخْتِكَ”؟ قَالَ: لَا وَاللَّهِ، جَعَلَنِي اللَّهُ فِدَاكَ. قَالَ: “وَلَا النَّاسُ يُحِبُّونَهُ لِأَخَوَاتِهِمْ”، قَالَ: “أَفَتُحِبُّهُ لِعَمَّتِكَ”؟ قَالَ: لَا وَاللَّهِ جَعَلَنِي اللَّهُ فِدَاكَ. قَالَ: “وَلَا النَّاسُ يُحِبُّونَهُ لِعَمَّاتِهِمْ” قَالَ: “أَفَتُحِبُّهُ لِخَالَتِكَ”؟ قَالَ: لَا وَاللَّهِ، جَعَلَنِي اللَّهُ فِدَاكَ. قَالَ: “وَلَا النَّاسُ يُحِبُّونَهُ لِخَالَاتِهِمْ” قَالَ: فَوَضَعَ يَدَهُ عَلَيْهِ وَقَالَ: “اللَّهُمَّ اغْفِرْ ذَنْبَهُ وَطَهِّرْ قَلْبَهُ وَحَصِّنْ(٥) فَرْجَهُ” قَالَ: فَلَمْ يَكُنْ بَعْدَ ذَلِكَ الْفَتَى يَلْتَفِتُ إِلَى شَيْءٍ
«Всевышний Аллах запрещает прелюбодеяние, приближение к нему и приближение к причинам, ведущим к нему: “Не приближайтесь к прелюбодеянию! Поистине, это разврат (то есть великий грех) и дурной путь (то есть наихудший путь и поведение)”. Имам Ахмад сообщает, что Абу Умама рассказывал: “Некий молодой человек пришёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и попросил: “О Посланник Аллаха, дай мне разрешение на прелюбодеяние!” Народ окружил его и стал кричать: “Стой, стой”. Но Посланник Аллаха сказал: “Подойди ближе”. Тот подошёл. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Садись”. Тот сел. Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “Пожелал бы ты этого своей матери?” Тот ответил: “Нет, да сделает Аллах меня выкупом за тебя”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Другие тоже не желают этого своим матерям”. Затем он спросил: “Пожелал бы ты этого своей дочери?” Тот ответил: “Нет, да сделает Аллах меня выкупом за тебя”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Другие тоже не желают этого своим дочерям”. Затем он спросил: “Пожелал бы ты этого своей сестре?” Тот ответил: “Нет, да сделает Аллах меня выкупом за тебя”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Другие тоже не желают этого своим сёстрам”. Затем он спросил: “Пожелал бы ты этого своей тёте со стороны отца?” Тот ответил: “Нет, да сделает Аллах меня выкупом за тебя”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Другие тоже не желают этого своим тётям со стороны отца”. Затем он спросил: “Пожелал бы ты этого своей тёте со стороны матери?” Тот ответил: “Нет, да сделает Аллах меня выкупом за тебя”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Другие тоже не желают этого своим тётям со стороны матери”. Затем Посланник Аллаха положил свою руку на него и сказал: “О Аллах, прости его грех, очисти его сердце и защити его чресла (от прелюбодеяния)”. После этого молодой человек никогда и ни на что не заглядывался” (Ахмад, 22211)».
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини (умер в 977 г. х.) – известный шафиитский факих и толкователь Кyр`ана – сказал в своём тафсире «Сирадж аль-мунир» (2/301):
{ولا تقربوا الزنا} أدنى قرب ولو بفعل شيء من مقدماته وإنما أتى تعالى بالقربان تعظيماً له لما فيه من المفاسد الجارّة إلى الفتن بالقتل وتضييع النسب والتسبب في إيجاد نفس بالباطل وغير ذلك ثم علل تعالى النهي عن ذلك بقوله تعالى مؤكداً إبلاغاً في التنفير عنه لما للنفس من شدّة الداعية إليه. {إنه كان فاحشة} أي: فعله ظاهرة القبح زائدته وقد نهاكم الله تعالى عن الفحشاء في قوله تعالى: {إنّ الله يأمر بالعدل والإحسان وإيتاء ذي القربى وينهى عن الفحشاء} (النحل، ٩٠) الآية. {وساء} أي: وبئس الزنا {سبيلاً} أي: طريقاً طريقه
«“И не приближайтесь к прелюбодеянию”, самое малое приближение – это совершение чего-то, что является прелюдией. Аллах употребил слово “приближаться”, чтобы указать на его (прелюбодеяния) серьёзность, потому что в этом заключается вред, приводящий к смутам убийств, потере родословной, преступному зачатию души и другим последствиям. Затем Аллах указал на причины запрета прелюбодеяния в максимально доходчивой и однозначной форме, которая отворачивает души от этого, потому что души вожделеют его. “Поистине, это — разврат…”, то есть совершение этого является крайне безобразным деянием, а Аллах запретил вам мерзости в своих словах: “Поистине, Аллах приказывает (соблюдать) справедливость, (делать) добро и одаривать родственников. Он запрещает разврат, грехи и притеснение” (Кyр`ан, 16:90) “…и дурной путь” – как же скверно это прелюбодеяние».
Имам Насируддин аль-Байдави (умер в 685 г. х.) – мутакаллим и толкователь Кyр`ана – сказал в своём тафсире «Анвар ат-танзиль» (3/254):
﴿وَلا تَقْرَبُوا الزِّنا﴾ بِالعَزْمِ والإتْيانِ بِالمُقَدِّماتِ فَضْلًا عَنْ أنْ تُباشِرُوهُ. ﴿إنَّهُ كانَ فاحِشَةً﴾ فِعْلَةً ظاهِرَةَ القُبْحِ زائِدَتُهُ. ﴿وَساءَ سَبِيلا﴾ وبِئْسَ طَرِيقًا طَرِيقُهُ، وهو الغَصْبُ عَلى الإبْضاعِ المُؤَدِّي إلى قَطْعِ الأنْسابِ وهَيْجِ الفِتَنِ.
«“Не приближайтесь к прелюбодеянию”, с решительным намерением совершить его и созданием предпосылок для этого, не говоря уже о непосредственном его совершении. “Поистине, это — разврат…”, действие явственно и крайне безобразное, “…и дурной путь”, как же плох этот путь. Это принуждение женщин к совокуплению, приводящему к обрыву родословной и возбуждению смуты».
Имам Хафизуддин ан-Насафи (умер в 710 г. х.) – ханафитский факих и толкователь Кyр`ана – сказал в книге «Мадарику танзиль» (2/255):
﴿وَلا تَقْرَبُوا الزِنا﴾ القَصْرُ فِيهِ أكْثَرُ والمَدُّ لُغَةٌ، وقَدْ قُرِئَ بِهِ وهو نَهْيٌ عَنْ دَواعِي الزِنا كالمَسِّ والقُبْلَةِ ونَحْوِهِما ولَوْ أُرِيدَ النَهْيَ عَنْ نَفْسِ الزِنا لَقالَ ولا تَزْنُوا ﴿إنَّهُ كانَ فاحِشَةً﴾ مَعْصِيَةً مُجاوِزَةً حَدَّ الشَرْعِ والعَقْلِ ﴿وَساءَ سَبِيلا﴾ وبِئْسَ طَرِيقًا طَرِيقُهُ.
«“Не приближайтесь к прелюбодеянию”» – это запрет предпосылок, приводящих к прелюбодеянию, таких как прикосновение, поцелуй и тому подобное. Если бы подразумевалось только прелюбодеяние, то было бы сказано: “…и не прелюбодействуйте”. “Поистине, это — разврат…”, то есть преступление границ шариата и здравого смысла, “и дурной путь” – как же плох этот путь».
Имам ‘Адудуддин аль-Ииджи (832–905 гг. х.) – шафиитский факих и мутакаллим – сказал в тафсире «Джами’ аль-баян фи тафсир аль-Кур`ан» (2/388):
﴿ولا تَقْرَبُوا الزِّنا﴾ في عن مقاربته ومخالطة أسبابه ودواعيه فضلًا عن مباشرته
«“Не приближайтесь к прелюбодеянию”. Аллах запретил даже приближение к нему, к его причинам и предпосылкам, не говоря уже о непосредственном совершении прелюбодеяния».
Шейх Мухаммад Али ас-Сабуни (1927–2021 г.) – современный ханафитский учёный и толкователь Кyр`ана – сказал:
{ وَلاَ تَقْرَبُواْ ٱلزِّنَىٰ } أي لا تدنوا من الزنى وهو أبلغ من ” لا تزنوا ” لأنه يفيد النهي عن مقدمات الزنى كاللَّمس، والقُبلة، والنظرة، والغمز وغير ذلك مما يجرُّ إلى الزنى فالنهي عن القرب أبلغ من النهي عن الفعل { إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً } أي إن الزنى كان فعلة قبيحة متناهية في القبح { وَسَآءَ سَبِيلاً } أي ساء طريقاً موصلاً إلى جهنم
«“Не приближайтесь к прелюбодеянию”. Фраза “не приближайтесь” является более доходчивой формой, нежели “не прелюбодействуйте”, потому что это запрет предпосылок, ведущих к прелюбодеянию, то есть прикосновений, поцелуев, взгляда, флирта и прочего, что ведёт к прелюбодеянию. Поэтому запрет приближаться к предпосылкам к действию более доходчив, чем запрет самого действия. “Поистине, это — разврат…”, то есть самое безобразное действие, “и дурной путь”, то есть самая скверная дорога, ведущая в Ад».
Аль-Кунаби
По материалам: https://darulfikr.ru/