Толкование благородного хадиса: «Тот, кто устранит одну мирскую заботу верующего, Аллах устранит его одну заботу в Судный день…»
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ نَفَّسَ عَنْ مُؤْمِنٍ كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ الدُّنْيَا نَفَّسَ اللَّهُ عَنْهُ كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَمَنْ يَسَّرَ عَلَى مُعْسِرٍ يَسَّرَ اللَّهُ عَلَيْهِ فِى الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَمَنْ سَتَرَ مُسْلِمًا سَتَرَهُ اللَّهُ فِى الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَاللَّهُ فِى عَوْنِ الْعَبْدِ مَا كَانَ الْعَبْدُ فِى عَوْنِ أَخِيهِ وَمَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَلْتَمِسُ فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ بِهِ طَرِيقًا إِلَى الْجَنَّةِ وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِى بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَيَتَدَارَسُونَهُ بَيْنَهُمْ إِلاَّ نَزَلَتْ عَلَيْهِمُ السَّكِينَةُ وَغَشِيَتْهُمُ الرَّحْمَةُ وَحَفَّتْهُمُ الْمَلاَئِكَةُ وَذَكَرَهُمُ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ وَمَنْ بَطَّأَ بِهِ عَمَلُهُ لَمْ يُسْرِعْ بِهِ نَسَبُهُ
«Тот, кто устранит одну мирскую заботу верующего, Аллах устранит его одну заботу в Судный день. Тот, кто облегчит дела оказавшегося в затруднении, Аллах даст ему облегчение в мире этом и мире последнем. Кто сокроет недостаток мусульманина, Аллах сокроет его недостатки в мире этом и последующем. Пока раб оказывает помощь своему собрату, Аллах станет помогать ему. Кто преодолевает путь в поисках знаний, Аллах облегчит ему путь в рай. Которая из группы людей соберется в одном из домов Аллаха, читает Книгу Аллаха и изучает ее между собой в качестве урока, на этих людей снизойдет спокойствие, их окутает милосердие и окружат ангелы. Аллах станет упоминать их среди тех, кто находится рядом с Ним. Кого тянет вспять его деяние, его происхождение не сможет продвинуть его вперед» (Передал имам Муслим).
Толкование
«Тот, кто устраняет одну мирскую заботу верующего, Аллах устранит его одну заботу в Судный день. Тот, кто облегчит дела находящегося в затруднении, Аллах даст ему облегчение в этом мире и в мире последнем».
Жизнь полна забот и хлопот. Мусульманин обычно сталкивается в жизни с разными трудностями, горями и бедами. В такие трудные периоды жизни верующие должны поддерживать друг друга. Иногда человек испытывает трудности в материальном плане. В такую пору, чтобы удовлетворить основные бытовые потребности в еде, лечении, обеспечении жильем, он нуждается в помощи своего брата. Именно в таких случаях мусульмане должны помочь друг другу. Исход для великодушных людей, живущих чужими проблемами и всегда стремящихся помочь другим в меру возможностей, завершается добром. В таких случаях мусульманам необходимо протянуть руку великодушия братьям по вере, оказавшимся в затруднительном положении. Именно этим своим качеством мусульмане положили основу идеальной исламской среды, чем удостоились наград у Творца. Целесообразно прощать долги или предоставить отсрочку тем, кто оказался в затруднительном положении и у них есть долги.
Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Тот кто даст отсрочку находящемуся в затруднении или простит ему долги, Аллах возьмет его под Свою сень» (Передал имам Муслим)
Человеку воздастся соответственно его деяниям. То есть если человек облегчал трудности кому-то, то и его трудности будут облегчены. Если он устранял чьи-то хлопоты, и его хлопоты будут разрешены. Как же велики муки и страдания Судного дня. Как же ту пору верующий нуждается в своих благих деяниях, дабы хоть как-то облегчить страдания. На самом деле мирские трудности ни в какие сравнения не идут с трудностями Судного дня. Человек, желающий, чтобы перед ним открылись врата спасения и был озарен светом путь в рай, должен запасаться благими деяниями в этом мире. О трудностях Судного дня Сам Аллах известил нас, сказав: «В трудный день».
«Кто сокроет недостаток мусульманина, Аллах сокроет его недостатки в обоих мирах»
Мусульманин никогда не станет искать недостатки своего единоверца и распространяться об этом, чтобы унизить и опозорить его среди людей. Напротив, если он заметит недостаток, постарается скрыть это от других. Об этом можно привести несколько хадисов.
В переданном от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Кто сокроет недостаток мусульманина, Аллах сокроет его недостатки в мире этом и последующем. Кто же разглашает недостаток мусульманина, Аллах разгласит его недостатки и опозорит его в его же доме» (Передал ибн Маджа)
Один из предков сказал: «Я видел безвинных людей. Но они говорили о вине других, и другие тоже обвиняли их. Я видел и людей с недостатками. Но они не говорили о вине других, так, они были забыты: их недостатки не проявились».
Выискивать недостатки мусульман считается занятием мунафиков. Вера не является прочно утвердившейся в сердцах тех, кто ищет только недостатки людей с целью опозорить и унизить их среди других.
«يا معشر من آمن بلسانه ولم يدخل الإيمان قلبه: لا تغتابوا المسلمين، ولا تتبعوا عوراتهم؛ فإن من تتبع عوراتهم تتبع الله عورته؛ ومن تتبع الله عورته يفضحه في بيته»
В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах) Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), поднявшись на минбар, громко сказал:
«О вы, кто стал мусульманином на устах, но в чьи сердца не проник ийман! Не причиняйте страдания мусульманам, не стыдите их, не ищите их недостатков! Кто станет искать недостатки мусульман, Аллах станет искать его недостатки. Когда же Аллах ищет его недостатки, Он опозорит того, даже если он находится посреди своей утвари (в своем доме)» (Передал имам Тирмизи)
Пока между людьми не будет взаимного согласия, сотрудничества и дружеских отношений, общества, в которых они живут, не смогут стать сильными и прочными. Мусульманин, помогая единоверцу, удостаивается высокого результата, то есть обретает помощь Аллаха (Свят Он и Велик).
«Пока человек помогает своему собрату, то и Аллах станет помогать ему»
Ведь верно же, вся сила и мощь принадлежит только Аллаху. Он приводит в движение всю Вселенную, Он одаряет и он же отбирает. Здоровье и болезнь, мощь и слабость, богатство и бедность — всё-всё подчиняется Его волеизъявлению. Он Сам изменяет и направляет души людей так, как Он Сам пожелает. В отношении того, кто печется облегчит заботы своего собрата, Аллах вселяет в сердца других милосердие. Люди сами по себе начинают ему помогать и заботиться о нем, услуживать ему. Достоинства от Аллаха и возвращаются к Аллаху. Чтобы вознаградить или наказать рабов, Аллах увязал это с их деяниями. Он сделал людей нуждающимися друг в друге. Это тоже от великодушия Аллаха. Аллах в Кур`ане сказал:
«И всякое благо, что есть у вас, то — от Аллаха. Потом, когда постигнет вас вред (зло), так Ему вы с мольбой ревете» (Сура «Нахл», аят 53; «Тафсир Хилал»)
«Кто преодолевает путь в поисках знаний, Аллах облегчит ему путь в рай»
Если человек хочет найти спасение у Творца, то для этого он обязательно должен принять Ислам. Ислам же проявляется только посредством знаний. Ибо нет иного пути для постижения и достижения Аллаха, кроме как посредством знаний. Полезное, благое знание указывает самый кратчайший путь постижения Всевышнего Аллаха. Тот, кто неуклонно станет продвигаться вперед по этой дороге, достигнет своей цели. По этой причине Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) описал этот путь как ведущий в рай. Преодолевать путь в поисках благого знания ведет человека в рай.
«Которая из группы людей соберется в одном из домов Аллаха, читает Книгу Аллаха и изучает ее между собой в качестве урока, на этих людей снизойдет спокойствие, их окутает милосердие и окружат ангелы. Аллах станет упоминать их среди тех, кто находится рядом с Ним»
Самым благим местом для поминания Аллаха, чтения Кур`ана и обретения знаний являются дома Аллаха — масджиды. Верующие облагораживают дома Аллаха. Масджиды облагораживаются совершением намазов в сочетании поминаний Всевышнего Аллаха и обретением знаний. Всевышний Аллах в Священном Кур`ане сказал:
«[Он — свет] в домах, которым позволил Аллах возвыситься, и [позволил] поминать в них Свое имя. Пречищают (поминают пречистым) Его в них утром и вечером; Мужчины, кого не отвлекает ни торговля, ни купля-продажа от поминания Аллаха, и безупречного совершения намаза, и дачи закāта, — они страшатся Дня, когда перевернутся сердца и взоры. Чтобы воздал им Аллах за наипрекрасное, что они совершали, и чтобы приумножил Он им от Своего благоволения. И Аллах наделяет, кого пожелает, несметно!» (Сура «Нур», аяты 36-38; «Тафсир Хилал»)
Когда к чтению Кур`ана или его прослушиванию прибавляется понимание, осмысление читаемого и богобоязненность, то савабы и награды увеличиваются, сияние озарится еще большим озарением. Это знак, указывающий на ум человека и его статус пред Аллахом. Аллах в Кур`ане сказал:
«Книга, что Мы ниспослали тебе, благословенна: чтобы вникали в ее аяты и чтобы вспоминали [назидание] обладатели разума» (Сура «Сод», аят 29; «Тафсир Хилал»)
Чтение людьми Книги Аллаха и совместное ее изучение указывает на то, что они являются благодетелями. Какие же это счастливые люди, приближенные к милосердию Аллаха! Всевышний Аллах в Священном Кур`ане о них говорит:
«И не творите порчу на земле после устроения [исправления] ее. И молитесь Ему со страхом и надеждой (жаждой). Поистине, милосердие Аллаха близко к благодетелям» (Сура «Аъраф», аят 56; «Тафсир Хилал»)
Давайте относиться к чтению Кур`ана с любовью. Давайте как можно больше прилагать усилий изучать его, глубже понимать его смыслы и повиноваться его предписаниям. Ведь Кур`ан не является книгой, которую читают только на поминках или прочих обрядах!
«На этих людей снизойдет спокойствие»
Сакийна — спокойствие представляет собой проявляемое Аллахом благоволением только в отношении пророков и валийев (близких друзей) Аллаха. Спокойствие нисходит в период трудностей.
«Их окутает милосердие и окружат ангелы»
Ангелы находяться на небесах. На землю спускаются только те из них, у которых имеются конкретные задачи. Ангелы, путешествующие по земле, ищут места, где поминается Аллах. Если они найдут группу поминающих Аллаха людей, позовут и других ангелов присоединиться к ним, подобно тому, как это делают обитатели мира сего, зазывая друг друга словами: «Идемте к нам, сюда!». Они окружат своими крыльями каждый кусочек с щепотку земного неба. Они не оставят ни одной щели для шайтанов. Затем они вознесут молитвы за участников этой группы: «О Аллах мой, прости им грехи! О Аллах мой, прояви милосердие к ним!. О Аллах, прими их покояния!»
Это свидетельствует о достоинствах и чести пребывающих в повиновении Аллаху. Салаваты ангелов о них и есть их молитвы за верующих. Аллах прославил ангелов среди многих других Своих творений. Однако Своих повинующихся Ему рабов он прославил среди всех Своих созданий. Ибо Аллах сотворил ангелов просящими прощения за людей и возносящими молитвы за них.
«Аллах станет упоминать их среди тех, кто находится рядом с Ним»
Самая большая награда для раба это поминание его Аллахом. Только самый счастливый человек на земле достоин такой чести. Человек не должен забывать о том, что его поминает Сам Аллах, Создатель всего и вся, включая его самого, и это великий почет для него. Каждый осознавший эту истину человек вознамерится на обретение полезного знания ради довольства Аллаха. Пусть Аллах вознаградит всех нас этой честью!
«Кого тянет вспять его деяние, его происхождение не сможет продвинуть его вперед»
Ислам — религия справедливости и гуманности. Ислам всегда считает человечество единым целым, с единым общим началом. Люди равноправны друг перед другом. Все люди произошли от одного человека — Адама алайхиссалам. Нет разницы между белым и черным, арабом и не арабом, никто из них не имеет преимущества над другим. Изначально, по своему сотворению все равны друг перед другом: и богатый, и бедный, и правитель, и подданный. Всевышний Аллах в Священном Кур`ане сказал:
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души [Адама] и сотворил из нее [души Адама] ее пару [жену], и распространил от них (двоих) много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым [именем Которого] упрашиваете друг друга, и родственных связей. Поистине, Аллах над вами Наблюдатель!» (Сура «Ниса», аят 1; «Тафсир Хилал»)
Согласно положению божественной справедливости одни люди могут стать достойнее других только своими праведными деяниями. Человек становиться ближе к Аллаху в зависимости от степени своей богобоязненности, а не высоким положением своих предков.
«О люди! Поистине, Мы сотворили вас из [одного] мужчины и [одной] женщины, и сделали Мы вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. И наиболее почитаемый перед Аллахом из вас — наиболее богобоязненный из вас. Поистине, Аллах — Знающий, Всеведущий» (Сура «Худжурат», аят 13; «Тафсир Хилал»)
Человек может достичь высокой степени пред Аллахом только посредством своих праведных деяний. Потому что в Судный день родословная и происхождение вовсе не принимаются во внимание. Все человечество соберется в одно место. Каждый будет занят сам собой. Всевышний Аллах в Священном Кур`ане сказал:
«Когда же по дунут в трубу, то не будет родства между ними в тот день, и не будут они расспрашивать друг друга» (Сура «Муминун», аят 101; «Тафсир Хилал»)
По этой причине Куръан отвратил людей цепляться за родословную, за знатность своего происхождения. Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было повелено призывать на путь истины и предостерегать в первую очередь своих родственников:
«И предостерегай свою родню ближайшую!» (Сура «Шуара», аят 214; «Тафсир Хилал»)
Пусть Всевышний Аллах удостоит всех нас следовать истинам, исходящим из рассмотренного здесь хадиса!
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
По материалам: http://islamdinr.ru/