Трудиться ради халяль пропитания
Надо работать, добывая для себя и для своей семьи халяль и чистое (таййиб) пропитание, чтобы не нуждаться в помощи других людей, и жить достойно, не нуждаясь в подаяниях. Это обязательное установление, как и другие фарзы. О разнице между халялем и тайибом мы говорили ранее. Эту разницу ‘алимы разъяснили таким образом:
а. Халяль – это разрешенное Аллахом. Таййиб же – хорошее, в котором нет сомнения.
б. Халяль – это то, о чем ученые не могут сказать «это не халяль». Таййиб так же.
в. Халяль – это то, о чем муфтий вынес фетву, что это дозволено. Тайиб же, это то состояние, когда сердце подсказывает человеку, что в этом нет ничего плохого («Шарх-и Никая»).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Кто добывает халяль средства к существованию достойным путем (не прося ни у кого подаяния), тот достигнет степени шахидов» (Ахмад, № 17265; Хаким, № 2160)
В хадисе сказано:
«Для каждого мусульманина является фарзом добывать себе халяль пропитание» (Ат-Табарани «Му‘джамуль-аусат», 8/272, хадис № 8610)
Еще в одном хадисе говорится:
«Добывать знания – это фарз для каждого мусульманина» («Сунан» Ибн Маджа, Мукаддима, 17)
‘Алимы говорили, что здесь речь идет о знаниях про халяль и харам. Имеется множество различных путей добывания халяль пропитания. Зарабатывать себе на жизнь своим трудом – таков путь пророков и праведных предшественников. Если человек старается зарабатывать только дозволенными Исламом способами, то это приносит ему очень много пользы.
Во-первых, у него увеличится доход и в торговле, и в земледелии. Во-вторых, человек избавится от пустой беготни и от безделья. Так он предохранит себя от выбора ложных путей. В-третьих, поскольку его нафс будет ослаблен, в нем будет меньше непокорности и бунтарства. В-четвертых, зарабатывая собственным трудом, человек защитит себя от нищеты, являющегося позором в обоих мирах. А халяльным заработком можно гордиться в обоих мирах. Надо верить, что в конечном итоге твой удел предопределен Аллахом, ибо Он – Ар-Раззак (Наделяющий уделом). Разве не то же самое и с сытостью? Если Аллах предписал человеку ненасытность, то он не будет сыт, даже если съест целый мир.
Лучшее из того, чем может питаться человек, это заработанное им своими руками. Об этом сказано в хадисе, переданном ‘Аишей (радыяллаху ‘анха). В другом хадисе, который передал Ибн Мас‘уд (радыяллаху ‘анху), Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Кто в течении сорока дней будет есть только халяль пищу, тому Аллах осветит его сердце. И у него от сердца к языку потекут капли мудрости» (Абу Ну‘айм «Хилья»; «Ихья ‘улюм ад-дин»).
В другом хадисе сказано:
«Всевышний Аллах сделает того человека в этом мире захидом» («Халиса»)
Добывая себе пропитание, надо избегать излишней алчности и ненасытности. По этому поводу имеется наставление нашего Пророка ﷺ. Было сообщено о необходимости не быть скупым и не поддаваться жажде наживы, из-за которой человек тянется к хараму.
Ещё в одном хадисе сказано:
«Джабраиль (‘алейхис-салям) вдохнул в моё сердце. Никто не умрет, покуда не исчерпается его пропитание. Бойтесь Аллаха и добывайте свой удел дозволенными способами. Если что-то из вашего удела опоздает с приходом, пусть это не подтолкнет вас к совершению греха. Предписанный Аллахом удел не придет раньше из-за страстного желания жадного человека и не задержится из-за отказа того, кто его не желает получить» («Сунан» Абу Дауда, Манасик, 7, 1733; ат-Табарани, «аль-Кабир», 10514; Куда‘и «аш-Шихаб», 947; аль-Байхаки «Шу‘абуль-иман», 205)
Пророки (‘алейхум ас-салям) обеспечивали себя пропитанием, занимаясь торговлей или ремеслами. К примеру, пророк Дауд (‘алейхис-салям) своими руками изготавливал железные доспехи для воинов. Амир бин Кайс (рахимахуллахи) говорит: «У всех пророков было какое-то ремесло и способ зарабатывать себе на жизнь. Халяль заработок нужен для того, чтобы ни у кого ничего не просить и не попрошайничать. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«У человека, который зарабатывает для обеспечения своей семьи, чтобы иметь хорошие отношения с соседями и не попрошайничать, в день встречи с Аллахом лицо будет таким же светлым, как полная луна на четырнадцатый день месяца».
А еще наш Пророк ﷺ говорил:
«Кто откроет для себя двери к попрошайничеству, тому Всевышний Аллах откроет семьдесят дверей к нищете» (Ат-Тирмизи, Зухд, 17)
Мудрец Лукман (‘алейхис-салям) так наставлял своего сына: «Сын мой! Спасайся от нищеты халяль заработком. Кто окажется в нищете, у того проявятся три особенности: вера уменьшится, разум ослабнет, и он растеряет кое-что от своей личности. А ещё хуже этих трех то, что люди начнут считать его презренным и ничтожным».
Достопочтенный ‘Умар (радыяллаху ‘анху) говорил: «Пусть никто, сидя и не работая, не говорит: «Аллах мой! Дай мне пропитание». Вы знаете, что ни золото, ни серебро с небес не падают». Однажды Йазид бин Саляма (радыяллаху ‘анху) сажал деревья. Увидев его, хазрати ‘Умар (радыяллаху ‘анху) сказал: «Ты занимаешься очень нужным делом. Не нуждайся в людях. Благодаря этому ты и свою веру сбережешь, и почестей среди своего народа удостоишься».
Повествуется, что однажды на море поднялась страшная буря. Народ прибежал к Ибрахиму бин Адхаму.
— Что это за ужас? – сетовали люди.
— «Это ещё не ужас. Настоящий ужас – это быть зависимым от других людей», – ответил Адхам (рахимахуллахи).
Есть ещё такой риваят. Пророк ‘Иса однажды встретил человека и спросил у него:
— Чем ты занимаешься?
— Я занят поклонением, – ответил тот.
— Ладно. А как ты обеспечиваешь себя пропитанием?
— Мой брат ухаживает за мной, – сказал этот человек.
И тогда ‘Иса (‘алейхис-салям) промолвил:
— Твой брат поклоняется Всевышнему лучше тебя. («Ихья ‘улюм ад-дин»)
Человек, занятый добыванием пропитания, должен держаться подальше от тех способов заработка, которые становятся препятствием для совершения ‘ибадатов и не оставляют ему возможности для исполнения религиозных обязанностей.
Человеку, зарабатывающему себе на жизнь, следует начинать работу в ранние утренние часы. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Когда вы добываете себе средства на пропитание и на ваши нужды, действуйте с утра пораньше, ибо ранние утренние часы благодатные и удачливые» (Ат-Табарани, «Му‘джам аль-аусат», 7/193; Аджлуни, 1/320)
Самое доходное ремесло – это торговля. Однако человек, занимающийся торговлей, должен быть надежным в делах, не расставаться с правдой и исполнять наставления. Даже если ему поручили на временное хранение в качестве аманата лишь одно пшеничное зернышко, всё равно он должен оправдать оказанное ему доверие. Под наставлением имеется в виду то, что он не должен делать по отношению брата мусульманина того, что не понравилось бы ему самому («Ихья ‘улюм ад-дин»)
Некоторые говорили, что человек, продающий брату мусульманину за рубль то, что сам не купил и за пять копеек, тот не соблюдает наставления. А это будет означать, что он не желает для брата того же, чего он желает себе. Торговец всегда должен быть правдивым. Наш Пророк ﷺ говорил:
«Торговец, не расстающийся с правдой, в Судный день будет воскрешен вместе с праведниками и мучениками за веру» («Сунан» Ибн Маджа, Тиджарет, 1; ат-Тирмизи, Буйу‘, 4; Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», 3/437)
Смелые действия торговца в торговых делах – это сунна. Он должен постоянно заниматься тем делом, которое приносит ему доход. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Человеку следует продолжать заниматься тем делом, которое приносит ему баракят».
Если человек, занимаясь торговлей, трижды начинал одно дело, и не получил дохода, то ему следует бросать это дело. В торговле надо довериться воле Аллаха и от Него ожидать своего удела и выгодных дел. То, что предписано Всевышним в предвечности, не увеличится из-за жажды наживы. Также удел не уменьшится, если постоянно не дрожать над ним. Коммерсанту не следует гоняться за сверхприбылью, оставляя на задний план заботы о душе, дела ахирата. Иначе окажется, что он зря прожил свою жизнь, и его богатства принесли ему только вред. Упущенное из того, что необходимо для ахирата, он не сможет компенсировать из мирских доходов. Люди, поступающие подобным образом, по- купают мирские наслаждения ценою вечной жизни в ахирате.
Мусульманин не станет ругать тот товар, который собирается покупать, и не станет слишком восхвалять товар, который он продает. Если продаваемая им вещь не обладает теми качествами, о которых он говорил, тогда он окажется лжецом. Если же покупатель поверит его словам, тогда он будет считаться не только лжецом, но и совершит несправедливость, став обманщиком, и потеряет доверие. Даже если продаваемый им товар и обладает теми качествами, о которых он говорил, всё же это будет означать, что он вел пустые разговоры. Человек должен понимать, что с него будет спрошено за такие слова. В аяте сказано:
مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Едва он скажет слово, как тут же – готовый наблюдатель» («Каф», 50:18)
Нет ничего плохого в том, если продавец, исходя из интересов покупателя и желая дать сведения о продаваемом товаре, расскажет о некоторых его особенностях. Это можно сделать, не слишком восхваляя хорошие качества товара. Не растягивая разъяснение, нужно кратко рассказать о товаре. В данном случае задача состоит не в том, чтобы обмануть клиента, а чтобы дать ему необходимую информацию.
Организовать торговлю в полном соответствии с нормами Шари‘ата могут лишь люди, обладающие глубокими знаниями и богатым опытом. Рынки и торговые центры – это те места, которые заставляют человека забыть Аллаха. Из-за долгих занятий куплей-продажей забывается намаз. В подобных местах часто говорят неправду, произносят неприличные слова. С целью повысить цену товара, приносятся ложные клятвы. В такой обстановке люди, не обладающие знаниями, не могут избегать вредных последствий занятий торговлей.
Человек, продающий свой товар, не должен клятвенно уверять о высоком его качестве, даже если это правда. («Сахих» аль-Бухари, Буйу‘, 26; «Сахих» имама Муслима, Мусакат, 131). Если то, в чем он клянется именем Аллаха, неправда, то такая клятва называется гамус (намеренно ложная клятва). Такие клятвы являются большим грехом и обрекают человека на большие беды. Если же его клятва правдива, то окажется, что он использовал имя Аллаха ради обретения мирских благ. Это тоже довольно плохой поступок. Не стоит клясться без крайней необходимости. В аяте сказано:
وَلاَ تَجْعَلُواْ اللّهَ عُرْضَةً لِّأَيْمَانِكُمْ
«Не делайте Аллаха прикрытием для ваших клятв» («Аль-Бакара / Корова», 2:224)
Также было сказано: «Горе тем торговцам, которые клянутся, говоря: «Уаллахи, это так! Уаллахи, это не так!» Будет макрухом, если продавец при продаже товара покупателю произносит салаваты, то есть говорит: «Саллаллаху ‘аля Мухаммадин, нет товара лучше этого». Такой поступок не принесет ему прибыли и не скроет недостатки товара. Поступать подобным образом не по-человечески.
Нужно откровенно говорить обо всех свойствах своего товара, не скрывать его недостатки. Поступать так является ваджибом. Например, говорить только о хороших сторонах продаваемой ткани, скрывая его изъяны, – это хитрость и несправедливость. То же самое и когда одежду при продаже демонстрируют в полу-темном помещении, или же показывают только хорошую туфлю, скрывая ее некачественную пару.
В торговле не должно быть места коварству. Хитростью и обманом не увеличишь свой удел. Наоборот, теряется баракят продаваемого товара. («Сахих» аль-Бухари, Буйу‘, 19; «Сахих» имама Муслима, Буйу‘, 47)
У человека, все богатства которого добыты путем хитрости и обмана, Аллах отнимет и уничтожит всё разом. И все грехи за каждую вещь падут на него до последнего.
Повествуется, что один человек постоянно продавал молоко, добавляя в него воду. В один из дней после сильного дождя с гор нахлынул такой сильный грязевой поток, что погибли все коровы того человека. После этого его сын молвил отцу: «Отец мой! Накопилась вся вода, которую ты примешивал к молоку, и потопила наших коров».
Торговец не должен продавать свой товар в два раза дороже рыночной цены. При продаже нельзя делать слишком большую надбавку к той цене, за которую товар был приобретен. Нужно ставить такую надбавку, чтобы можно было получить нормальную прибыль. Во время купли-продажи неприемлемо вмешиваться третьему лицу с целью повысить стоимость товара. У людей, поступающих подобным образом, Аллах отберет баракят из их доли.
Имам аль-Газали (рахимахуллахи) писал: «Посланник Аллаха ﷺ запретил поступать подобным образом». («Сахих» аль-Бухари, Буйу, 60; «Сахих» имама Муслима, Буйу‘, 13). Когда два человека договорились между собой о купле-продаже какого-то товара, то будет макрухом, если кто-то третий вмешается в этот процесс и выкупит товар, предложив за него более высокую цену, чем первый покупатель. Но если такое случится, то всё же акт купли-продажи будет считаться действительным. («Ихья ‘улюм ад-дин»)
Искуплением за принесенные в торговле клятвы и за пустые разговоры может послужить поданная милостыня. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Да будет милостив Аллах к тому, кто проявляет уступчивость при продаже, покупке и истребовании долга». («Сахих» аль-Бухари, Буйу‘, 16; см.: «Сунан» Ибн Маджа, Тиджарет, 28)
После совершения купли-продажи следует дать возможность продавцу отказаться от продажи, сказав ему: «Если хочешь, можешь забрать свой товар обратно». Поскольку в том случае, если он действительно продал товар себе в убыток, то должен иметь возможность вернуть его себе обратно. Нельзя быть довольным, когда твой брат по вере терпит убыток. Наш Пророк ﷺ сказал:
«В Судный день Аллах простит грехи тому, кто соглашается с предложением брата по вере о расторжении акта купли-продажи». («Сахих» имама Муслима, Буйу‘, 16, 17; ат-Тирмизи, Буйу‘, 12; ан-Насаи, Буйу‘, 18)
Также нужно входить в положение бедных клиентов, давая им отсрочку для оплаты купленного товара до того времени, когда их материальное положение улучшится. Но если есть возможность, то надо брать деньги у покупателя в момент купли-продажи. Продав товар, нужно сказать «без хитрости и обмана». Хаббан ибн Мункиз (радыяллаху ‘анху) понимал, что из-за преклонного возраста его могут обмануть в торговых делах, и попросил своих родных сообщить об этом нашему Пророку ﷺ. После этого Посланник ﷺ запретил ему заниматься торговлей. Однако этот пожилой человек пришел к Пророку ﷺ и заявил: О Посланник Аллаха! Я не могу перестать заниматься этим делом.
Пророк ﷺ снял с него запрет заниматься торговлей, но при этом посоветовал:
Когда будешь что-нибудь продавать, попроси покупателя сказать «без хитрости и обмана» («Шарх аль-Масабих»)
Эти слова означали, что если позже выяснится обман, то он заберет проданный товар обратно и вернет покупателю деньги.
Среди ученых имеются различные мнения относительно такой купли-продажи. Некоторые считают, что это условие относилось только к этому конкретному человеку. Но некоторые полагают, что оно относится ко всем мусульманам. То есть, если выяснится обман, то можно вернуть деньги и забрать проданный товар.
Этот принцип действителен для каждого, кто при продаже ставил такое условие. Об этом говорил Имам Ахмад (рахимахуллахи), считавший это хорошим условием. Большинство ученых, в том числе Имам А‘зам (рахимахуллахи) и имам Шафи‘и (рахимахуллахи), считали, что покупатель не может вернуть купленный товар, если он был куплен у хозяина товара и не было препятствий к его использованию, даже если выяснился обман, хотя продавец говорил «без хитрости и обмана».
В данном хадисе имелось в виду, что ему нужно было поставить покупателя в известность о своем состоянии, что он не очень хорошо разбирается в торговле, чтобы тот не встал на путь хитрости и обмана.
Человек, имеющий достаток, не должен запаздывать с возвращением долга за купленный товар, поскольку это будет несправедливо по отношению к продавцу. Если покупатель попросит другого человека (более состоятельного) отдать продавцу деньги за купленный товар, то продавец должен соглашаться на это. («Сахих» аль-Бухари, Хавалат, 1, 2, Истикраз, 12; «Сахих» имама Муслима, Мусакат, 33; «Сунан» Абу Дауда, Буйу‘, 10; ат-Тирмизи, Буйу‘, 68; ан-Насаи, Буйу‘, 100, 100; «Сунан» Ибн Маджа, Садакат, 8)
Это один из видов благодеяния. Должникам надо давать отсрочку. Клиенту, который испытывает затруднения при оплате за полученный товар, надо делать уступки. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Кто даст отсрочку человеку, находящемуся в трудном положении, или же совсем не станет брать долг, того Аллах подвергнет легкому расчету».
В другом хадисе сказано:
«Если кто-то даст отсрочку должнику, находящемуся в трудном положении, или простит ему часть долга или же весь долг, того Аллах укроет в тени в тот день, когда не будет иной тени, кроме тени от ‘Арша».
Имеется и такой хадис:
«Кто дает отсрочку должнику, который затрудняется оплатить долг, тому запишется двойной саваб за каждый день отсрочки. Если после наступления срока оплаты он даст отсрочку, то словно сделает пожертвование». (Ахмад ибн Ханбаль, 4/442-443, 5/300-308)
Из-за это- го хадиса праведные предшественники не требовали у должников немедленного возврата долга. Они считали, что гораздо лучше получать многократный саваб за каждый день отсрочки. («Ихья ‘улюм ад-дин»)
Работнику надо оплатить его работу до того, как высохнет пот у него на лбу. Отдавать долг тоже следует по хорошему. Не ждать, когда одолживший тебе человек придет требовать возврата долга, а самому в оговоренный срок пойти к нему и вернуть долг. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Лучший из вас тот, кто наилучшим образом платит по долгам. Оплачивайте свои долги, не дожидаясь, когда для этого будет больше возможности». (Ан-Насаи, 4697; «Сунан» Ибн Маджа, 2424)
Тому, кто затрудняется с оплатой долга, надо простить этот долг или же взять лишь его малую часть. Посланник Аллаха ﷺ поведал:
«Один человек отдавал людям деньги в долг и говорил человеку, которого посылал собирать долги: «Не бери у тех, кто в трудном положении, может, и Аллах простит нам наши грехи». Потом этот человек умер, и когда он предстал перед Всевышним, Аллах простил ему грехи». («Сахих» аль-Бухари, Анбия, 54; «Сахих» имама Муслима, Мусакат, 31)
Если брали в долг товар, предварительно взвесив, то возвращать его надо с большим весом. Это нужно для того, чтобы случайно не обидеть человека, дававшего товар в долг. Во время купли-продажи не принято спорить, переходя границы приличия. Это может привести к ошибке обе стороны.
Нельзя продавать товар путем обмана. При покупке также нельзя давать себя обмануть. Обманутый человек – глупец, и поэтому люди не станут его уважать, и в ахирате он не получит саваба. Он потерпит ущерб и в этом мире, и в ахирате. Имам аль-Газали (рахимахуллахи) пишет: «Человек может купить что-нибудь у гостя или у бедняка исключительно ради оказания им помощи, даже если есть вероятность быть обманутым. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Да будет милостив Аллах к тому, кто проявляет уступчивость при продаже, покупке и истребовании долга» («Сахих» аль-Бухари, Буйу‘, 16; «Сунан» Ибн Маджа, Тиджарет, 28)
Настоящая зрелость проявляется в том, чтобы не обманывать и не быть обманутым. Достопочтенного ‘Умара (радыяллаху ‘анху) характеризовали таким образом: он был благороден настолько, чтобы никого не обманывать, и был настолько умен, чтобы никому не давать обмануть себя.
Досточтимые Хасан и Хусейн (радыяллаху ‘анхума) и некоторые из праведных предшественников при покупке чего-нибудь обычно долго торговались, чтобы не быть обманутыми. Однако, когда они что-нибудь дарили или делали пожертвования, то давали очень много. Когда у них спрашивали причину этого, они говорили: «Человек, делающий пожертвования, делает это ради Аллаха из того, что даровал ему Аллах. Однако тот, кого обманули при покупке чего-нибудь, был обманут из-за своей глупости и не предусмотрительности».
Когда нуждающийся человек берет в долг, он должен делать это с намерением вернуть. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Кто попросит в долг с намерением вернуть, к тому Аллах пошлет ангелов с заданием. Пока он не расплатится с долгом, они будут оберегать его и молиться за него». («Сахих» аль-Бухари, Хавале, 1,2; Истикраз, 12; «Сахих» имама Муслима, Мусакат, 33).
Чтобы получать благодать от этого хадиса, праведные предшественники брали в долг, хотя и не нуждались. («Ихья ‘улюм ад-дин»)
Людям, находящимся в нужде, надо отдавать в долг. Это установлено исламским правом. В следующих трех состояниях можно просить в долг:
1. Для того, чтобы быть ещё сильнее на пути Аллаха.
2. Для того, чтобы похоронить человека, умершего в нищете.
3. Для того, чтобы жениться, тем самым предохраняя себя от искушений холостяцкой жизни.
Кто берет в долг в этих трех случаях, доверившись Аллаху, тому Всевышний откроет возможности оплатить свой долг. Не стоит брать в долг слишком много, чтобы не испытывать больших трудностей для возврата этого долга.
Люди, занимающиеся торговлей, не должны давать в долг под проценты с целью наживы. Абу аль-Хасан Занджани (рахимахуллахи) говорил, что невозможно описать словами то, что обретает человек, чей капитал основан на благочестии. Абу Бакир (рахимахуллахи) рассказывал: «Однажды я встретил Имама А‘зама (рахимахуллахи) у чьих-то дверей. Он слегка постучался в дверь и, отступив назад, стал ждать на солнцепеке. Когда я спросил причину, он ответил: «Этот человек мне должен. Я не хочу пользоваться этим его положением должника и поэтому не захотел воспользоваться тенью от его стены»».
Нужно избегать использования вещи, оставленной в залог, и сторониться всего, что может привести к несправедливой наживе, к ростовщичеству (процентам). Ибо даже самая низкая степень фаиза подобна прелюбодеянию с собственной матерью. («Сунан» Ибн Маджа, № 2274; Ибн Абу Шейба, № 22005; ат-Табарани, «аль-Кабир», 14994; аль-Хаким «Мустадрак», 2/43)
‘Абдуллах бин Салям (радыяллаху ‘анху) говорил: «Ростовщичество содержит в себе семьдесят два вида грехов, самый меньший из которых подобен греху прелюбодеяния со своей матерью после того, как стал мусульманином. Один дирхем, полученный путем ростовщичества, хуже, чем тридцать раз совершить блуд». («Танбихуль-гафилин»)
Если один человек попросит у своего товарища денег взаймы и продаст ему землю за десять дирхемов, а через некоторое время тот вернет ему эту землю за двенадцать дирхемов, то это приемлемо. Здесь нет взимания процентов, есть только доход. («Аль-Баззазия»)
Чтобы избежать взимания процентов, можно использовать любые пути, не приводящие к ущербу. Это вполне приемлемо и не является грехом. Если же это может нанести кому-то вред, тогда хоть это и разрешено фетвой, но с точки зрения благочестия непозволительно. Хадис на эту тему таков:
«Разве нельзя было обменять финики на другой товар и затем выкупить те финики за этот товар?» («Ан-Никая»)
Нельзя заниматься ростовщичеством и нельзя выступать свидетелем, когда отдают деньги в рост. Джабир (радыяллаху ‘анху) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ проклинал тех, кто занимается ростовщичеством, кто позволяет им это делать, кто выступает при этом свидетелем и кто записывает. («Сахих» имама Муслима, Мусакат, 105; ат-Тирмизи, Буйу‘, 2). Нельзя давать взаймы с целью наживы.
Если кто-то дает мелкому торговцу деньги взаймы и за это ставит условие брать у него товар частями, то это будет макрухом. Нельзя ничего требовать у того, кому дал денег взаймы. Если он согласен отдавать не из-за того, что у него имеется долг, а просто по дружбе, тогда можно у него брать. Когда тебе что-то дарят, надо принимать с благодарностью. Мусульманин вправе ожидать такого отношения к его подарку от другого мусульманина. («Татимма»)
Нельзя ничего покупать у воров, предателей и у тех, кто творит бесчинства. Надо избегать получения доходов порицаемы способом. Некоторые из таких доходов являются запретными (харам), а некоторые крайне нежелательны (макрух)…
Шейх Якуб ибн Сайид ‘Али аль-Ханафи, из книги: «Мафатихуль джинан шарх Шир‘атуль Ислам»
По материалам: https://islamdinr.ru/