Ценность воздержания (Аз-зухд)
Центральная идея любой религии — это идея будущей вечной жизни. Все религии, заключающие в себе концепцию Первопричины всего сущего, утверждают, что есть другая — более счастливая и полная жизнь, чем эта — ближайшая. Отсюда — идея аскетизма, исходящая из понимания того, что этот мир не имеет ни малейшей ценности по сравнению с более совершенным (а значит, и более реальным для души) бытием мира иного.
В Шариате, говоря об этой идее воздержания в теперешней жизни и предпочтения жизни будущей, употребляют термин аз-зухд. Однако необходимо отметить, что перевод этого термина словом аскетизм, как это делают некоторые пишущие об Исламе, не совсем корректен, ибо зухд не имеет никакого отношения к тому, как понимает воздержание Христианство с его отшельничеством, безбрачием, изнурением плоти и презрением к ней. Отсюда великое правило, касающееся самой основы духовной жизни мусульманина и заложенное Великим Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует):
«Нет монашества в Исламе!»
Имам Шериф Джурджани (да будет доволен им Аллах) так определяет термин аз-зухд:
«Что касается языкового значения, то слово зухд означает отказ (тарк) от стремления к чему-либо; в значении же Шариата оно означает отстранение от мира или отказ от отдыха в этой жизни ради отдыха в жизни будущей».
Приведем здесь также некоторые аяты из Священного Кyр`ана и хадисы, указывающие на ничтожность здешнего мира и добродетель отстранения от него, т.е. на зухд. Сказал Всевышний Аллах в Преславном Кyр`ане:
«Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это пользование ближайшей жизни, а у Аллаха — хорошее пристанище» (Кyр`ан, 3:14-15).
И сказал еще Всевышний:
«Приведи им пример о жизни здешней: она — точно вода, которую низвели Мы с неба. Смешались с нею растения земли, и стала она сухим сором, который развевают ветры. Аллах над всякой вещью Мощен» (Кyр`ан, 18:45)
И сказал также (да будет Славен) Он:
«И здешняя ближайшая жизнь — только забава и игра, а обиталище последнее — это Жизнь, если бы они это знали» (Кyр`ан, 29:64).
В последнем аяте Аллах Всевышний особенно подчеркивает, что истинная, полная и совершенная жизнь — это Жизнь Последняя. В то время как «ближайшая» — не более чем игра и забава, если не использовать ее в служении Ему и познании Его, как говорится об этом в хадисе:
«Поистине, проклят мир этот и проклято все, что в нем, кроме поминания Аллаха Всевышнего и того, что близко к этому, и знающего и обучающегося».
В хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах), Великий Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) воскликнул:
«О Аллах, нет жизни, кроме Жизни в мире ином!».
А в хадисе, переданном Мустауридой бин Шаддада (да будет доволен им Аллах), говорится:
«Чтобы понять, чем именно является мир этот по сравнению с миром вечным, пусть любой из вас опустит палец в море, а потом посмотрит, что он оттуда извлечет».
Что же касается достоинств зухда, то Великий Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Отстранение от мира приносит отдых сердцу и телу».
Абдуллах ибн Джафар (да будет доволен им Аллах) сообщил: сказал Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует):
«Если увидите человека, отстраняющегося от мира, — идите к нему, ибо с уст его слетает мудрость (хикама)».
В хадисе от Аммара ибн Ясира (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Нет лучшего украшения для благочестивых, чем украшение зухда».
Известно, что сам Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) вел достаточно суровый образ жизни, т.е. был из величайших зуххад. Как сказал по этому поводу брат жены Великого Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует) Джувайрийи бинт аль-Харис,Абир бин аль-Харис (да будет доволен ими обоими Аллах):
«Скончавшись, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не оставил после себя ни динара, ни дирхама, ни раба, ни невольницы и ничего иного, кроме белой мулицы, на которой он ездил, своего оружия и той земли, доходы с которой он велел раздавать путникам в качестве милостыни».
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) до самой смерти никогда не ел за обеденным столом, как никогда до самой своей смерти не ел хлеба из тонкой муки».
Жизнь благородных сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) также отличалась суровостью, зухдом.
Замечательную историю по этому поводу приводит шейх Юсуф Кендехляви в своей прекрасной книге, посвященной жизни сподвижников Пророка Ислама (да благословит Его Аллах и да приветствует):
«Было так, что пришел Умар ибн Хаттаб к своему сыну Абдуллаху (да будет доволен ими обоими Аллах) и увидел у того кусок мяса. Спросил Умар: «Откуда это мясо?» Его сын отвечал: «Вот появилось нестерпимое желание отведать мяса». Тогда сказал Умар ибн Хаттаб: «Неужели всякий раз, когда появляется у тебя сильное желание отведать какой-либо пищи, ты непременно спешишь удовлетворить это желание? Поистине, впал в неумеренность тот, кто стремится съесть то, чего сильно восхотел».
В завершение приведем изречения праведников, высказанные ими по поводу зухда. Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах):
«Зухд делится на 3 вида: 1 — оставление харама (запретного) — и это зухд большинства; 2 — оставление излишков халяля (дозволенного), и это зухд избранных; 3 — оставление того, что отвлекает верующего от Всевышнего Аллаха, — и это зухд познавших Бога».
И шейх ибн Джаляль (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Зухд — это взгляд на мир так, что становится он ничтожным в глазах твоих. И тогда становится легким твое отстранение от него».
Спросил имам Рувайм имама аль-Джунайда (да будет доволен ими обоими Аллах) о зухде — что это? Ответил имам аль-Джунайд:
«Зухд — это умаление мира этого и абсолютное стирание следов его с поверхности сердца верующего».
Махди Шамсуддин
По материалам: http://islam.plus/