Учитель Авиценны
Знаменитый мудрец и величайший мусульманский философ, врач и математик, учёный-энциклопедист, основоположник фальсафы Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе (ныне город Отрар в Отырарском районе Туркестанской области Казахстана) в 874-м году (260-м году по мусульманскому летоисчислению).
Аль-Фараби в совершенстве владел тюркским, персидским, греческим, ассирийским и другими языками. Как автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона, аль-Фараби получил почётное прозвание Второй учитель (после Первого – Аристотеля). Также за глубокие знания и комментарии к трудам Аристотеля его стали называть Вторым Аристотелем и Аристотелем Востока.
Аль-Фараби покинул родной город Фараб и отправился в путь. По некоторым сведениям, до отъезда из Средней Азии аль-Фараби побывал в Шаше (Ташкенте), Самарканде и Бухаре, где некоторое время учился и работал.
Далее он странствовал по мусульманскому миру, пока не прибыл в Багдад, столицу и культурный центр Арабского халифата. В Багдаде аль-Фараби поселился в период правления халифа аль-Муктадира Билляха.
По прибытии в Багдад, который был центром притяжения для интеллектуалов того времени, аль-Фараби стал углублённо изучать арабский язык, хотя в то время он уже хорошо владел не только арабским, но и тюркским и ещё несколькими языками.
В совершенстве овладев арабским языком, аль-Фараби далее начал заниматься философией. В Багдаде он встретил учёного-философа, логика и знаменитого переводчика античных текстов на арабский язык Абу Бишра Матта ибн Юнуса и стал его учеником. Но, как говорят средневековые источники, ученик довольно быстро превзошёл учителя.
Потом он отправился в Харран и там неотступно следовал за Юханной ибн Хайляном и брал у него уроки. Аль-Фараби рассказывал о нём как о человеке, который был приобщён к живой традиции передачи наследия Аристотеля от учителя к ученику через целый ряд поколений. Вскоре Фараби стал известным учёным. В 941-м году из Харрана он перебрался в Дамаск, оттуда в Египет, а потом вернулся в Дамаск, где провёл оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой.
Первые годы жизни аль-Фараби в Дамаске не были лёгкими. Имеются рассказы о том, что он был вынужден работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь по ночам при свете свечи, купленной на заработанные днём деньги.
Творческие успехи
Аль-Фараби написал несколько блестящих книг, которые были оценены его современниками и теми, кто жил после него. Самым известным из его трудов является книга «Аль-Фусус» («Драгоценные камни»), которая была переведена и на немецкий язык.
Аль-Фараби также написал другие труды: «Ихса аль-улюм ва т-тариф би агразиха» («Книга об определении и классификации наук»), «Китаб араи ахль аль-мадиа аль-фазиля» («Трактат о взглядах жителей добродетельного города»), «Китаб аль-адаб аль-мулукийя» («Книга о добродетельных нравах»), «Китаб ибталахкам ан-нуджум» («Трактат об опровержении астрологии»), «Китаб ас-сияса аль-маданийя» («Книга о гражданской политике») и многие другие.
Абу Наср аль-Фараби считается блестящим учёным каляма и логики, совершенным философом и превосходным имамом. Он в совершенстве освоил теоретические науки и преуспел в математике. Также он был остроумным и проницательным человеком.
Аль-Фараби был силён в медицине. Его достоинства были очевидными, его труды стали известными, а количество его учеников стало таким многочисленным, что его стали считать единственным выдающимся учёным своего времени, которому не было равных. Аль-Фараби известен как автор комментариев к трудам Аристотеля и как учитель знаменитого учёного Ибн Сины (Авиценны).
Ибн Сина сказал: «Я прочитал книгу Аль-Фараби “Мабада ат-табиа”, и я не понимал того, что в ней написано. Даже прочитав её сорок раз и выучив наизусть, я никак не смог понять, с какой целью автор написал эту книгу. Я потерял надежду понять её и сказал себе, что это невозможно. И вот однажды после предвечернего (аср) намаза ко мне подошёл некий человек, который и показал мне одну книгу. Он предложил мне купить её, и я купил. Эта книга оказалась одним из трудов Абу Насра аль-Фараби, в котором он объясняет цель написания той книги. Тотчас же я вернулся к себе домой и приступил к чтению этой книги (которую только что купил). Прочитав её, я раскрыл цели той книги и понял её. Я очень обрадовался этому» (Ас-Сафади. «Аль-Вафи ва аль-вафаят»).
Встреча с правителем
Аль-Фараби вернулся в Дамаск и окончательно поселился там во время правления султана Сайфа ад-Давля ибн Хамдана. У этого правителя часто собирались лучшие учёные Дамаска.
Однажды на такое собрание явился и аль-Фараби, облачённый в одежду тюрков, которую он всегда носил. Сайф ад-Давля предложил ему сесть где-то позади – там, где он стоял, но он не исполнил его указания и, переступая через ряды сидящих, подошёл прямо к трону правителя.
Тогда Сайф ад-Давля на непонятном для присутствующих (иностранном) языке сказал своим слугам: «Этот шейх нарушил правила приличия. Я задам ему кое-какие вопросы. Если он не сможет ответить, разорвите его на части». Тогда аль-Фараби обратился к правителю на том же языке, на котором тот разговаривал со своими слугами: «О правитель! Проявите терпение, поистине, о делах судят по их последствиям (результатам)». Сайф Ад-Давля очень удивился и спросил: «Ты хорошо знаешь этот язык?» Аль-Фараби ответил: «Да, я владею более чем 70 языками».
Затем аль-Фараби стал дискутировать с учёными, которые присутствовали на этом собрании, по каждой отрасли науки, и он так превосходил каждого из них в специальных знаниях, что все они вскоре замолчали, а он продолжал говорить. Потом они стали записывать то, что он говорил. Аль-Фараби любил одиночество и старался как можно больше времени проводить в уединении. Будучи аскетом, он никогда не беспокоился о том, как заработать на пропитание и где найти жилище. Правитель Дамаска Сайф ад-Давля установил ему жалованье из казны – четыре дирхама в день. Аль-Фараби получал это жалованье до конца своей жизни.
Абу Наср аль-Фараби умер в Дамаске в возрасте 80 лет, в 950-м году (339-м году по мусульманскому летоисчислению). Погребальную молитву над ним совершал правитель Дамаска Сайф ад-Давля и четыре его приближённых. Учёный был похоронен на окраине Дамаска недалеко от ворот «Баб ас-Сагир».
Нурмухаммад Изудинов
По материалам: https://as-salam.ru/