Увеличение и уменьшение имана

13 июль 2020 2642 0
Режим чтения

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал:

.وَالإيمَانُ لا يَزِيدُ وَلا يَنْقُصُ، لأنَّهُ لا يُتَصَوَّرُ نُقْصَانُ الإيمَانِ إلا بِزِيَادَةِ الكُفْرِ، وَلا يُتَصَوَّرُ زِيَادَتُهُ إلا بِنُقْصَانِ الكُفْرِ، وَكَيْفَ يَجُوزُ أنْ يَكُونَ الشَّخْصُ الوَاحِدُ في حَالَةٍ وَاحِدَةٍ مُؤمِناً وَكَافِراً

«Иман не увеличивается и не уменьшается, потому что невозможно представить уменьшение имана, кроме как через увеличение куфра, и нельзя представить увеличение имана, кроме как через уменьшение куфра. А как один человек одновременно может быть верующим и кяфиром?!»

Имам аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментирует:

«Мы установили, что иман означает веру в сердце раба. И он не возрастает сам по себе. Имам говорит, что иман не увеличивается по мере увеличения поклонения, и не уменьшается по мере совершения грехов, поскольку вера присутствует в обоих состояниях (при совершении поклонения и грехов), как и до них. Имам доказывает это тем, что увеличение имана можно представить только через уменьшение куфра, а уменьшение — только через увеличение куфра. А объединение их (имана и куфра) в одном человеке в одно время невозможно. Ведь куфр — это противоположность имана. Куфр (неверие) — это по сути отрицание и убеждение в ложности (идеи существования Аллаха и посланнической миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому Всевышний противопоставляет куфр и иман в Своих словах:

فَمَن يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللَّـهِ

Смысл: «Кто отверг веру в тагут (идолов) и уверовал в Аллаха» (Сура «аль-Бакара», аят 256)

Примечание: «Как пишет имам аль-Байдави с своем тафсире, «тагут» — это все, чему поклоняются, помимо Аллаха, или то, что является преградой для поклонения Аллаху».

И смысл слов «иман» и «куфр» (в аяте) — считать истиной (то, с чем пришел Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует) и считать ложью (это).

Соединение противоположностей в одном месте в одно время — абсурд. И имам имел это в виду, говоря: «А как один человек одновременно может быть верующим и кяфиром?!»

Шафииты и захириты посчитали, что иман увеличивается и уменьшается. Они доказывали свое мнения словами Аллаха:

زَادَتْهُمْ إِيمَانًا

Смысл: «иман их увеличивается (когда им читают Его аяты)» (Сура «аль-Анфаль», аят 2)

И Его словами:

لِيَزْدَادُوا إِيمَانًا مَّعَ إِيمَانِهِمْ

Смысл: «…чтобы увеличился их иман» (Сура «аль-Фатх», аят 4)

И (также доказывали) подобными аятами. А также словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Иман имеет семьдесят с чем-то ответвлений…»

Примечание:

«Иман имеет семьдесят с чем-то ответвлений. Наивысшее — это слова «нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха», наименьшее — это убрать препятствие с дороги» (Приводят Бухари, 9, Муслим, 35 и др.)»

Они (шафииты и захириты) сказали: мы однозначно знаем, что веры («тасдик» — убежденность в истинности того, с чем пришел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) самой по себе это не касается, а это указывает на то, что иман увеличивается и делится на части по мере совершения поклонения.

Примечание: «В действительности же расхождение в этом вопросе — увеличивается ли иман или нет — это расхождение словесное. Те, кто — как ханафиты — посчитали, что иман не увеличивается и не уменьшается, имели в виду саму основу имана: веру, «тасдик», то есть то наименьшее и неделимое, что делает человека верующим. А те, кто вынес решение, что иман увеличивается и уменьшается, имели в виду совершенство имана, то есть иман в широком смысле, куда входят также праведные дела и произнесение шахады. И именно в имане в этом понимании Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказывал прелюбодею, пьющему спиртное и вору в хадисах: «Не совершает прелюбодей прелюбодеяние, будучи при этом верующим» (Бухари, 2475, Муслим, 57) и др. Таким образом, совершенство имана защитит человека от попадания в ад в принципе, а основа имана — от вечного в нем пребывания».

Ответ на это (ответ шафиитам и захиритам): под увеличением имана в этих двух аятах подразумевается увеличение в значении обновления, ведь сохранение имана осуществляется именно таким путем, поскольку иман — это акциденция, а она постоянно пропадает. И иман можно сохранить, постоянно обновляя, подобно остальным акциденциям.

Примечание: «Акциденция (عرض) — это временные состояния творений, физических тел. Например, цвет лица человека, зеленый цвет листьев, движение автомобиля — все это примеры акциденций. И особенность их — частая смена одних другими, например, смена движения покоем. Однако согласно более сильному мнению все же, иман — это качество (сыфат)».

Другое объяснение: под увеличением подразумевается увеличение плодов имана, озарение сердца его светом, благодаря совершению благих поступков. У имана есть свет и сияние. Всевышний Аллах сказал:

أَفَمَن شَرَحَ اللَّـهُ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ فَهُوَ عَلَىٰ نُورٍ مِّن رَّبِّهِ

Смысл: «Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для Ислама, и он наделен светом от своего Господа, (равен неверующему?)» (Сура «аз-Зумар», аят 22)

Следующее — третье — возможное толкование аятов об увеличении имана:

Передается от Ибн Аббаса и Абу Ханифы, да будет доволен ими Аллах, что они (сподвижники) верили в общем. Затем ниспосылались обязанности (фарды), и они верили в каждый такой фард по отдельности. Таким образом, увеличивался их иман в частном при сохранении их имана в общем.

Примечание: «Имам ат-Тафтазани в «Шарх аль-‘акаид» (с. 153, Дар аль-Бейрути) пишет: «Аяты, указывающие на увеличение имана нужно трактовать, согласно словам имама Абу Ханифы… Суть их в следующем: иман увеличивался по мере увеличения того, во что нужно было верить, и это было только во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако это спорно: узнавание новых обязанностей человеком может происходить и не во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Таким образом, это третье, приведенное имамом аль-Бабирти, толкование аятов об увеличении имана имам ат-Тафтазани, да помилует их Аллах, посчитал наиболее верным. По мере узнавания человеком о новых религиозных обязанностях вера в них добавляется к уже существующей вере. Это было во времена сподвижников, когда Шариат ниспосылался в виде откровения постепенно в течение 23 лет, и они узнавали о все новых и новых вещах, в которые нужно верить. Также это возможно и в наши дни: например человек, недавно принявший Ислам, узнает о новых положениях суннитской акыды и верит в них по мере их узнавания. Его иман возрастает в этом смысле по мере увеличения частных положений акыды, в которые человек верит».

Что же качается ответа на хадис:

«Иман имеет семьдесят с чем-то ответвлений. Наивысшее — это слова «нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха», наименьшее — это убрать препятствие с дороги» (Приводят Бухари, 9, Муслим, 35 и др.)

…то смысл этого хадиса: ответвлений имана семьдесят с чем-то, а не сам иман состоит из семидесяти с чем-то частей, иначе устранение препятствия с дороги было бы частью имана, а это не так, согласно единому мнению ученых.

Примечание: «Имам аль-Каусари, да помилует его Аллах, пишет в примечании к «аль-Фикх аль-абсат» (с. 47) имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен: «Поскольку иман — это прочное убеждение, и невозможно представить наличия в нем его противоположности (куфр), то все верующие равны (в основе) имана. А превосходство одного из них над другим — только в делах, которые являются совершенством имана. А те, кто считают дела столпом имана, не могут избежать убеждений хариджитов и му’тазилитов». Они считали, что, поскольку дела — это часть имана, то совершающий большие грехи — кафир. Об этом подробнее будет сказано в теме «Положение совершающих большие грехи».

Знай, что наш иман (в этом понимании) подобен иману ангелов и посланников, мир им и благословение Аллаха, как это пишет Абу Ханифа в «аль-‘Алим ва аль-мута’аллим», поскольку мы верим в Единственность Аллаха, Его Господство, Его Могущество, как верят в это пророки и посланники, мир им и благословение Аллаха.

Примечание: «Имам аль-Каусари, да помилует его Аллах, пишет в «Таъниб аль-Хатыб» (с. 99, Бейрут): «Невозможно представить в принципе разницу между иманом разных верующих в смысле уверенности и убежденности. На самом деле разница имана пророков, ученых и простых мусульман только в наличии возможности его исчезновения (впадения в куфр), и это внешний фактор, не относящийся к основе имана…» Дальше имам пишет, что иман пророков никогда не исчезает, иман ученых может исчезнуть, но это маловероятно, а иман простых мусульман нередко устраняется, как это ни прискорбно, от малейших сомнений (в акыде).

Таким образом, мы понимаем, что слова имама Абу Ханифы, да будет им доволен Аллах, относятся к самой основе имана — в этом смысле иман всех творений один. Однако в смысле степени убежденности и возможности исчезновения иман пророков и ангелов не равен иману простых мусульман. Имам ат-Тахави, да помилует его Аллах, говорит в своей «Акыде»: «Иман един. И верующие в его основе равны. А превосходство одних над другими только в богобоязненности и сопротивлении страстям. Все верующие — любимцы (аулия) Аллаха, а самый достойный из них — самый послушный Аллаху и больше других следующий Кyр`ану»».

Иман сотворен, поскольку раб и все его действия сотворен. И нельзя называть иманом наставление на истинный путь (хидая) и силу делать то, чем Аллах доволен (тауфик), хоть и не бывает имана без них, как решили те, кто посчитал, что иман не сотворен.

Далее идет доказательство того, что иман сотворен:

Иман вменен нам в обязанность. А в обязанность нам вменено только то, что нам под силу. А все, что нам под силу — сотворено».

Примечание: «Имам Камалюддин ибн Хуммам, да помилует его Аллах, пишет в «аль-Мусаяра»: «У ученых-ханафитов существует расхождение в вопросе: сотворен ли иман или нет. Ученые Самарканда утверждали, что сотворен, а ученые Бухары — что нет. При этом обе группы согласны, что все действия раба сотворены Аллахом». Дальше шейх объясняет логику каждой стороны: те, кто сказал, что иман не сотворен, имели в виду слова шахады, которые пришли в Кyр`ане, следовательно, указывают на предвечную речь Аллаха. А говорившие, что иман сотворен, имели в виду, что и вера, и произнесение шахады — это действия человека (вера — действие сердца, а произнесение — языка), а все действия человека сотворены. И имам Ибн Хуммам предпочел мнение о сотворенности имана, доказывая это словами имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен, которые мы, ин ша Аллах, прочитаем дальше в «аль-Васыйя»: «Мы утверждаем, что раб вместе со своими действиями, подтверждением веры и познаниями сотворен»» («аль-Мусамара шарх аль-Мусаяра», с. 312 — 318, Мактаба аль-‘Асрийя).

 

Автор: Имам Акмалюддин аль-Бабарти 
Примечание: Устаз Ахмад Абу Яхья
Из книги: «Комментарий к «аль-Васыя» имама Абу Ханифы», стр. 26-31

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход