В чём разница между тасаввуфом и мистицизмом?
Некоторые исследователи утверждают о тождественности тасаввуфа и мистицизма или об их взаимовлиянии и взаимопроникновении. Однако между тасаввуфом и мистицизмом существует большая разница.
Термин «мистицизм» имеет древнегреческое происхождение. В буквальном смысле означает «таинственный». Мистицизм – это философское учение, основанное на понимании и восприятии мира через эмоции и интуицию. Это учение во многом подверглось влиянию идеализма Платона.
Таким образом, мистицизм представляет собой придуманное человеком психологическое и философское учение, которое и с точки зрения лингвистики, и с точки зрения источника, является плодом западной культуры и не имеет ничего общего с истиной тасаввуфа в Исламе.
Тасаввуф – это не только система познания, но и система духовного воспитания, основанная на Кур`ане и Сунне.
Целью тасаввуфа является очищение сердца от пороков и приобретение искренности, достижение довольства Всевышнего Аллаха. Благодаря воспитанию тасаввуфа человек живёт в обществе в состоянии покорности Аллаху, проявляет милосердное и бережное отношение к творениям Всевышнего Аллаха.
Те, кто видит сходство в тасаввуфе и мистицизме или старается сблизить их, чаще всего допускают следующую ошибку: они смешивают такие понятия, как «интуиция» и «басират» или «фирасат» (проницательность).
Философия интуитивизма, разработанная Анри Бергсеном, исходит из того, что интуиция, являясь одной из высших ступеней интеллекта, проявляется в форме использования некоторых особых способностей человека, которые обычно не задействованы в нем.
По его мнению, способность к интуиции частично присутствует даже и в животных. Кроме того, можно упомянуть мистическое учение «спиритуализм», которое также занимается изучением таких особых проявлений психики, как телепатия – чувственное восприятие состояния другого живого существа и клервуанс – «сверхчувственное» восприятие объективных событий.
Что касается басирата, то оно по своей сущности и источнику совершенно отличается от интуиции. Басират в Исламе – глаза невидимого (батын), которые позволяют познать сущность материи и проникнуть в скрытые смыслы мира. Люди проницательности (ахль аль-басират) называют их «глазами сердца» или «сердцем души».
Хотя и можно найти в интуиции следы басирата, однако, она никогда не сможет охватить всю природу басирата. Источник басирата – линия пророков (нубувват) и друзей Аллаха (вилайат), и он связан с божественным откровением (вахью) и вдохновением (илхам) у друзей Аллаха.
Таким образом, басират и интуиция совершенно отличаются друг от друга по своему содержанию, смыслу, источнику происхождения, используемым средствам, целям и результатам.
Басират присутствует только в истинных мусульманах, испивших из родника Кур`ана, познавших секреты пути друзей Аллаха (вилайят), обладающих искренностью (йакын). Басират – это результат очищенной, искренней души. Об этом сказано в Кур`ане:
هَذَا بَصَائِرُ لِلنَّاسِ وَهُدًى وَرَحَْةٌ لِّقَوْمِ يُوقِنُونَ
«Это [Кур`ан] – наглядное руководство для людей [благодаря которому они видят истину], наставление и милость для убежденных [в истинности Кур`ана и религии Ислам]» (Аль-Джасийа, 20).
В хадисе о фирасате сказано:
«Бойтесь проницательности верующего, ибо он смотрит светом Аллаха» (Тирмизи).
Из приведённого выше становится ясно, что тасаввуф и мистицизм совершенно противоположны друг другу. Поэтому использование термина «мистицизм» в отношении тасаввуфа может быть только условным.
Сабиров Н.Р. «Тасаввуф»
По материалам: https://islam-today.ru/