В этом случае обида становится грехом
Мусульманская община подобна одному организму, и каждый мусульманин подобен клетке этого организма. Подобно тому, как сбои в системе могут привести к болезни и в последующем – к смерти человека, так и сбои в умме, вызванные разногласиями и конфликтами между мусульманами, могут привести к её разрушению и духовной гибели.
Посланник Аллаха ﷺ уподобил мусульманское общество (в отношениях людей друг с другом, в проявлении любви, милости и сострадании друг к другу) единому организму, у которого от болезни в одной части лихорадит всё тело.
От Ан-Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
تَرَى الْمُؤْمِنِينَ فِي تَرَاحُمِهِمْ وَتَوَادِّهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ كَمَثَلِ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى عُضْوًا تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ جَسَدِهِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى
«Ты видишь, что в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу – когда одну из его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Бухари, 6011)
Мусульмане не должны ненавидеть, обижаться, завидовать и гневаться друг на друга, потому что это приводит к разногласиям и конфликтам в обществе. Мусульмане должны быть братьями, которые проявляют милосердие, любовь, сочувствие и сострадание друг к другу.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا تَحَاسَدُوا، وَلَا تَنَاجَشُوا، وَلَا تَبَاغَضُوا، وَلَا تَدَابَرُوا، وَلَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ، وَكُونُوا عِبَادَ اللهِ إِخْوَانًا الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ، لَا يَظْلِمُهُ وَلَا يَخْذُلُهُ، وَلَا يَحْقِرُهُ
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цены, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому никто из мусульман не должен ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи» (Муслим, 2564)
Посланник Аллаха ﷺ обращал особое внимание верующих на непозволительность отворачиваться от своего брата по вере, разрывать с ним отношения и держать на него обиду.
От Абу Аюба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلَاثِ لَيَالٍ، يَلْتَقِيَانِ فَيُعْرِضُ هَذَا وَيُعْرِضُ هَذَا، وَخَيْرُهُمَا الَّذِي يَبْدَأُ بِالسَّلَامِ
«Не разрешается мусульманину прекращать общение с братом по вере (держать на него обиду) более, чем на три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого» (Имам Ахмад, 2357; Бухари, 6237; Муслим, 2560; Абу Давуд, 4911; Тирмизи, 1932)
Под прекращением общения (обидой) в этом хадисе подразумевается отказ человека от встречи с братом по вере и от его приветствия при встрече с ним с намерением отдалиться от него. Здесь не подразумевается непреднамеренное прекращение общения, ведь мусульманин не обязан общаться с братьями по вере каждые три дня.
Имам Ан-Навави, комментируя это хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж», пишет следующее:
«Учёные сказали, что в этом хадисе имеется запрет на прекращение общения между мусульманами на срок дольше трёх дней и разрешение на это в первые три дня. Также они сказали, что прекращения общения в первые три дня прощается, ибо человек изначально подвержен гневу, плохому нраву и тому подобному. Поэтому ему прощается прекращение общения на эти три дня, чтобы спала преграда».
Далее имам Ан-Навави, комментируя слова Пророка ﷺ «А лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого», пишет:
«То есть он является лучшим из этих двоих. В этих словах есть довод в пользу мнения шафиитского и маликитского мазхабов и тех, кто согласен с ними. Оно гласит, что приветствием (салямом) человек прерывает ссору и очищает себя от этого греха.
Имам Ахмад и Ибн Касим Аль-Малики сказали, что если человек и после приветствия продолжит вредить своему брату, с которым не общался (ссорился) до этого, то приветствие не прерывает их обиду.
Крупные учёные нашего мазхаба (асхабы) сказали: "Если человек написал тому, с кем не общался, или вступил в переписку с ним, когда он находился далеко, то, согласно более аргументированному мнению, он избавляется от греха за обиду, потому что этим снимается неприязнь и отчуждённость"».
Из всего этого мы понимаем, что среди мусульман могут возникнуть недопонимания и обиды, и шариат разрешает держать обиду на брата по вере в течение трёх дней, пока он не успокоится, хотя следует вообще не разрывать отношения с братом по вере и вовсе не держать обиду на него.
Однако, если обида продлилась более трёх дней и стала причиной разрыва отношений, то это будет считаться грехом. Потому что, если такая обида продлится дольше трёх дней, в их отношения может вмешаться шайтан, ищущий малейшего повода навредить мусульманам, и может превратить эту обиду в непримиримую вражду и ненависть.
Поэтому мусульманин, поборовший свой нафс и наущения шайтана и первым поприветствовавший брата, с которым он разорвал отношения, считается лучшим из этих двоих перед Всевышним Аллахом.
Что же будет, если тот, кого поприветствовали, не ответит на это приветствие?
Если тот, кого поприветствовали, ответит на приветствие и прервёт обиду, то он тоже получит вознаграждение за это, но если он не станет отвечать и продолжит держать обиду, то он продолжит считаться грешником.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَحِلُّ لِمُؤْمِنٍ أَنْ يَهْجُرَ مُؤْمِنًا فَوْقَ ثَلَاثٍ، فَإِنْ مَرَّتْ بِهِ ثَلَاثٌ، فَلْيَلْقَهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ، فَإِنْ رَدَّ عَلَيْهِ السَّلَامَ فَقَدِ اشْتَرَكَا فِي الْأَجْرِ، وَإِنْ لَمْ يَرُدَّ عَلَيْهِ فَقَدْ بَاءَ بِالْإِثْمِ وَخَرَجَ الْمُسَلِّمُ مِنَ الْهِجْرَةِ
«Не разрешается верующему прекращать общение с братом по вере (держать на него обиду) на срок, превышающий три дня, а когда эти три дня пройдут, пусть он встретится с ним и поприветствует его, и если тот ответит на его приветствие, то оба они получат награду, если же тот не ответит ему, то вернётся с грехом, а поприветствовавший будет избавлен от греха обиды» (Абу Давуд, 4912)
Что же будет, если эти люди умрут, так и не помирившись?
Если ни один из тех, кто разорвал отношения, не проявил инициативу в примирении и не прекратил обиду, оба будут жить в грехе до конца своих дней и умрут грешниками. Если Всевышний Аллах не простит им этот грех, на том свете они получат наказание за него.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلَاثٍ، فَمَنْ هَجَرَ فَوْقَ ثَلَاثٍ فَمَاتَ دَخَلَ النَّارَ
«Не разрешается верующему прекращать общение с братом по вере (держать на него обиду) на срок, превышающий три дня, а тот, кто будет обижаться на своего брата по вере дольше трёх дней и так умрёт, войдёт в огонь Ада» (Абу Дауд, 4914)
Стоит отметить, что если разрыв отношений произошёл ради Всевышнего Аллаха, то такая обида не имеет никакого отношения ко всему вышеприведённому, ведь подобный человек держит обиду не в угоду своему нафсу, а ради своего Господа.
Если один человек обиделся на другого по причине того, что тот открыто совершает грехи или придерживается нововведений, а не из-за иной неприязни, то такая обида не ограничивается сроком. Она может продлиться до тех пор, пока грешник не откажется от прегрешений и нововведений.
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/