Васатыйя - умеренная середина в Исламе
Термин «васатыйя» происходит от корня «васата», что означает следующее:
1) Баланс или умеренность, подразумевая примерность:
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (Кyр`ан, 2:143)
2) «авсат» — это самый центр чего-либо, золотая середина между двумя крайностями. Мудрое изречение содержится в собрании хадисов Байхаки, в котором сказано, что лучшее связано с серединой, а не с крайностями:
«Лучшими из дел являются (авсатуха) серединные».
3) «Васат» также синонимичен с хорошей заслугой, достоинством, совершенством, правосудием и балансом.
«Авсатухум/лучший из них сказал: «Разве я не говорил вам, что надо было прославить Аллаха?» (Кyр`ан, 68:28)
Именно отсутствие умеренности, что предполагает васатыйя, вызывает появление экстремизма во всех его формах.
Противоядие экстремизму
Экстремизм осуждается Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Он, который предупреждал нас о гулювв (чрезмерности), потому что те, кто были до нас, были уничтожены из-за этого [Нисаи]. Еще опаснее проявления экстремизма в религии, как предупреждает Аллах:
«Не проявляйте чрезмерности в вашей религии» (Кyр`ан, 4:171)
Фундаментальность васатыйи для пути ислама
Умеренность присуща основам Ислама и религиозной практике. Мы обязаны признать следующее:
1) Уникальный контекст этого откровения: женщины ансаров хотели, чтобы их «еврейские» дети, живущие с Бану Надир, которые воспитывались в еврейской традиции, приняли Ислам. Этот аят был ниспослан против их насильственного обращения в Ислам.
«Нет принуждения в религии» (Кyр`ан, 2:256)
2) то, что Пророческое предписание альтруизма -
«желать другим того, чего желаешь самому себе» (Аль-Бухари)
- должно быть составной частью мусульманской личности.
3) Ислам пропагандирует баланс и умеренность:
- между физическими и духовными измерениями человека; но не за счет друг друга. Обратите внимание на ответ Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) его сподвижнику, который пренебрег его физическими потребностями, сосредотачиваясь лишь на «религиозном» аспекте жизни.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) присоединился к Салману и Абу Дарду в братстве. Салман посетил Aбу Дарда и увидел, что Умм Дарда была плохо одета и спросил ее: «Что с тобой?» Она ответила: «У твоего брата Абу Дарды нет нужды в этом мире». Абу Дарда пришел и приготовил для него еду. Салман сказал: «Ешь». Он ответил: "Я пощусь». Салман сказал: «Я не буду есть, если ты не поешь». Он поел. Ночью Aбу-Дарда встал на молитву, и Салман сказал ему: «Спи», и он спал. Потом он встал снова, и Салман сказал: «Спи». В конце ночи Салман сказал: "Теперь вставай, мы будем молиться». Салман сказал ему: «Твой Господь имеет право на тебя, и ты имеешь право на себя, так воздай каждому по праву». Aбу-Дарда пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему об этом, и Пророк сказал: «Салман сказал правду» (Аль-Бухари),
- между хукук-Аллах и хукук-аль-ибад (права, которые мы должны Богу, и права, которые мы должны Его созданиям),
- между правами человека и заботой о других.
Например, когда Mуаз бин Джабаль удлинил свою молитву и Пророку об этом пожаловались, он посоветовал Mуазу сокращать коллективные молитвы, потому что среди тех, которые молятся за ним, могут быть пожилые, слабые, и люди с особыми нуждами (Аль-Бухари). Сам Пророк практиковал то, что он проповедовал. Имам Муслим сообщил, что Джабир Бин Самура сказал: «Мы совершали предписанные молитвы с Посланником Аллаха, и его молитва имела умеренную продолжительность., проповедь Посланника и его молитва была кратка. Пророк сказал: "Иногда я хочу продлить молитву, но если я слышу плачущего ребенка, я сокращаю свою молитву из уважения к матери ребенка"» (Муслим)
- между иманом/верой и амаль/действием (Кyр`ан, 103:3)
- между тем, что мы практикуем, и тем, что мы проповедуем (Кyр`ан, 41:33)
- между нуждой в мире и причинами войны (Кyр`ан 2:191) и (Кyр`ан 22:39)
- между нашими занятиями в этом мире и нашим восприятием будущей жизни (Кyр`ан, 2:201), (Кyр`ан 7:32)
- между недостатком и излишеством, как в предписании:
«Ешьте и пейте, но не излишествуйте» (Коран, 7:31)
- в опускании взоров и общении с теми, кто может отличаться (Кyр`ан, 16:25), (Кyр`ан, 2:83)
- между религиозной обязанностью и фанатичной религиозностью.
Например, три сподвижника поклялись совершать очень много актов поклонения и от всего воздерживаться. Пророк ответил им:
«Клянусь Аллахом, я боюсь Аллаха больше чем вы, и я являюсь самым послушным Ему и самым сознательным среди Вас, но тем не менее я пощусь (в некоторые дни), и я не пощусь (в другие дни), я молюсь ночью, и я также сплю (подразумевая, что он не молится всю ночь), и я женюсь на женщинах. Так, кто не следует моей Сунне (образу жизни), тот не от меня» (Аль-Бухари)
- между выполнением обязанности и разумным суждением.
Например, Aмр ибн аль-Ас рассказывал, что он участвовал в экспедиции. У него случилась поллюция во время очень холодной ночи, и он побоялся, что, если он совершит гусль (полное омовение тела), он умрет. Он совершил утреннюю молитву со своими спутниками (сделавши таяммум). Тогда он пошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чтобы спросить его об этом. Мухаммад сказал: «O Амр, ты молился со своими спутниками, в то время как ты нуждался в полном омовении?» Амр упомянул аят о том, что мусульмане не должны убивать себя, ведь Аллах Милосерден. Пророк лишь посмеялся и ничего не ответил (Ахмад и Абу Дауд)
- между нашими возможностями и обязанностями (Кyр`ан, 2:286).
Например: Молитва — это обязанность, но ее выполнение должно быть по мере возможности человека, стоя, если невозможно, то сидя или лежа, потому что Аллах не налагает на душу больше, чем она может вынести (Кyр`ан, 2:286). Кроме того, религия не должна доставлять трудности или ненужные неудобства (Кyр`ан, 22:78)
- между потребностью в последовательности в целях и принципах и мудростью использования гибкости для соответствующего выполнения, учитывая изменчивость времени и обстоятельств (Например, позиция пророка в худайбийском договоре)
- между ограничением обязательства (Кyр`ан, 7:33) и сотрудничеством на основе того, что выгодно для общества (Кyр`ан, 5:2)
- между перенапряжением и пренебрежением.
Например, в благотворительности не приемлемы ни чрезмерная трата денег, ни жадность, но умеренное расходование средств (Кyр`ан, 25:67).
«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (Кyр`ан, 17:29)
- между этим миром и следующим: стремитесь к будущей жизни через возможности, предоставленные Вам в этом мире, но не забывайте о своих мирских задачах (Кyр`ан, 7:33)
4) с самого начала, Ислам всегда был плюралистическим и включающим множество аспектов.
5) Taйсир облегчения и табсир благих новостей, позитивность является неотъемлемой частью васатыйи.
Религию Ислам легко понять и просто практиковать; согласно высказыванию Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«Поистине, эта религия легка» (Аль-Бухари и Муслим).
«Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам» (Кyр`ан, 5:6),
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Кyр`ан, 2:185);
так, что Аллах обещает легкость даже после тяжести:
«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» (Кyр`ан, 94:5-6).
Кроме того, наш лидер, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) советовал:
«Облегчайте, а не затрудняйте» (Аль-Бухари).
Тайсир и табсир осуществлялись Пророком в его повседневной жизни; как ответила его жена, когда ее спросили о привычках Пророка, она сказала:
«Всякий раз, когда у Пророка был выбор между двумя вещами, он всегда выбирал самую легкую» (Аль-Бухари).
Пророк также советовал положительный настрой, а не отрицательный:
«Сообщайте благие вести, а не дурные, которые отталкивают людей» (Аль-Бухари).
Известный хадис гласит: «Эта религия легка, и того, кто чрезмерен в ней, это его преодолеет». У этого хадиса есть вторая часть, которая прокладывает путь к идеальному социальному взаимодействию: «...так следуйте умеренности (саддиду), ищите лучшие средства примирения (къарибу), и сообщайте благие новости» (Аль-Бухари). Лингвисты определяют «саддиду» как серединный путь в делах и «къарибу» как выполнение чего-то наилучшим образом, настолько близко к совершенству, насколько возможно.
Васатыйя как основной принцип
Мы отмечаем, что васатыйя подразумевает умеренность, мягкость, срединность, оставаясь в рамках границ спокойствия, достоверности, мирности; прежде всего, это подразумевает баланс и правосудие/справедливость. Следовательно, коранические и пророческие определения «умеренности» выражены в таких терминах, как васатыйя и итидааль, что означает «средний путь между крайностями» и «сохранение равновесия».
Как принцип жизни; «васатыйя/умеренность» - идеал социального взаимодействия, проявление универсального золотого правила «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»; проявление почтительности и уважения, уравновешенности во всех отношениях.
Необходимо совершенствование
Разумеется, мы должны усовершенствовать способ, которым мы выводим наше схоластическое наследие и как мы можем изменить наше понимание применения принципов из наших текстов в современном обществе, рассматривая проблемы, которые ставит перед нами постмодернистская эпоха. Но это не означает, что мы должны извиняться за наш Ислам или что мы должны «преобразовать» Ислам.
Однако мы должны преобразовать способ, которым мы понимаем нашу универсальную религию, поскольку Ислам — это образ жизни, который является всесторонним и всеобъемлющим, всегда практичным и современным.
Определяя васатыйю, мы не говорим лишь о лингвистическом измерении этого термина, но и об основном принципе жизненного интеграла к выполнению нашей веры.
Логический путь для верующего — это васатыйя - серединный путь, уравновешенный подход, никаких крайностей, поскольку Пророк предупреждал трижды:
«Экстремисты уничтожены» (Муслим).
Давайте жить оригинальным духом ислама
Ислам намерен решать проблемы, а не создавать их и увеличивать трудности. Пророк пришел, чтобы облегчить, как он сам (да благословит его Аллах и приветствует) лично подтвердил его благородную миссию:
«Я был послан, чтобы облегчить, а не затруднить» (Аль-Бухари)
Пусть Аллах сделает нас из числа тех, кто приносит пользу, кто облегчает затруднения; тех, кто справедлив, а не чрезмерен. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Это знание унаследовано в каждом поколении самыми праведными; они удалят из него интерпретацию неосведомленного и неверное истолкование инакомыслящего, и изменения экстремистов» (Аль-Байхаки)
Мы повторяем, что умеренность — это исламский принцип общественной жизни; васатыйя — это противоядие гулювв - (чрезмерности), танатту' (резкости), ташаддуд (суровости), татарруф (экстремизму) во всех их формах. Васатыйя не должна, однако, быть неверно истолкована как компромисс или подрыв универсальной этики.
Верующие должны быть уммой (сообществом), которая служит примером для других; и да сделает нас Аллах достойными того, чтобы обладать характеристиками, которые отвечают требованиям того, что описывает Кyр`ан:
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).
Садуллах Хан - автор книги "Измерения Кyр`ана" и переводчик "Послания для ищущих руководства"; он выучил на память весь Кyр`ан и продолжал свою учебу на факультете права в Южной Африке, журналистики в Англии и исламских учений в Египте
По материалам: http://islam.plus/