Важно для женщин: хайд, нифас и истихада

30 июнь 2020 3797 0
Режим чтения

Месячные определяются как кровь, выходящая из матки [1] неболеющей [2] и небеременной женщины после возраста половозрелости [3]. Их минимальная длительность – три дня (72 полных часа), максимальная – десять дней (240 полных часов) [4]; средняя – между ними, то есть пять дней.

Если кровотечение длится менее трех дней или более десяти дней, то (излишек) считается не месячными [5], а дисфункциональным маточным кровотечением (истихадой) [6].

Во время периода месячных (то есть их максимальных десяти полных дней) любой наблюдаемый цвет, а также временные прерывания кровотечения (в пределах возможных десяти полных дней), считается месячными, что препятствует ее молитве и посту [7]. В отличие от молитв, дни поста (рамазана) должны быть восполнены.

 

Запреты

Хайд

Во время месячных [8] не дозволено следующее:

1) половой акт;

2) таваф (обход вокруг Каабы) [9];

3) вход в мечеть (даже если только чтобы пройти сквозь нее);

4) получение прикосновений от пупка (ниже него) до колена (включительно) [10];

5) чтение Кyр`ана [11];

6) прикосновение к экземпляру Кyр`ана, кроме как через (неприкрепленный) барьер [12].

Половой акт после месячных

Если период ее кровотечения завершился в течение десяти дней (но по окончании ее обычной нормы), ей нельзя вступать в половой акт, не исполнив одно из следующих действий:

1) купание (гусль);

2) таяммум (при наличии оправдания), а с ним и молитву, пусть даже и добровольную;

3) пропуск обязательной молитвы, если период кровотечения завершился так, что было достаточно времени, как минимум, на купание и произнесение тахримы до истечения времени для молитвы. Если такое происходит, то с женщиной далее можно вступать в половые сношения (даже если она не искупалась). Если же времени между завершением периода ее кровотечения и окончанием времени молитвы было столь мало, что у нее не было достаточно времени на купание (и тахриму), то она не считается упустившей обязательную молитву (и половой акт с ней по-прежнему не дозволен).

Если период ее кровотечения выходит за рамки десяти дней, то разрешается [13] вступать с ней в половой акт сразу по завершении десятого дня (240 полных часов) из-за уверенности (об окончании месячных и) о том, что дополнительное кровотечение является истихадой.

Минимум и максимум тухра

Минимальная длительность тухра [14] составляет пятнадцать (полных) дней (360 полных часов), а максимальная не ограничена, кроме случая установления стандартной нормы месячных в случае беспрерывного кровотечения [15].

 

Нифас

Послеродовое кровотечение (нифас) определяется как кровь (выходящая) после родов или после выхода большей части ребенка [16], даже после выкидыша плода, чье тело имеет (некоторое) физическое развитие [17]. У послеродового кровотечения нет минимальной длительности, а максимальная – сорок дней (960 полных часов). Учитывается первый из близнецов [18]. Правило в отношении послеродового кровотечения – то же, что в отношении месячных.

 

Истихада

Следующие случаи считаются истихадой:

1) любое кровотечение беременной женщины, даже во время родов до выхода большей части ребенка;

2) кровотечение (после родов) более сорока дней (то есть излишек считается истихадой);

3) кровотечение сверх обычной нормы месячных или послеродового кровотечения при условии, что оно превысит максимальный срок (для месячных или послеродового кровотечения; в этом случае кровотечение за пределами ее нормы считается истихадой);

4) любое кровотечение девочки, не достигшей половозрелости.

Истихада подобна непрерывному носовому кровотечению (касательно правила в отношении нее) [19]; она не является препятствием для (дозволенности) поста, молитвы, полового акта и тавафа.

Если такое кровотечение будет длиться в течение всего времени для молитвы, женщина тогда должна будет совершить омовение в начале каждого времени для молитвы так же, как это делают те, у кого имеется хроническое недержание мочи, постоянная диарея, постоянное газовыделение или постоянное кровотечение (из любой части тела) [20].

Условия хронических оправданий

Есть три условия для людей с хроническими оправданиями: условие установления оправдания, условие его продолжительности и условие его окончания.

1) Условие установления оправдания, как говорилось выше, состоит в том, чтобы оправдание (проблема) длилось в течение всего времени молитвы таким образом, что человек не может исполнить омовение и молитву без появления этой проблемы. После этого человек считается хронически оправданным; соответственно, исполнив омовение при наличии оправдания, он может совершить любое количество обязательных и добровольных молитв, несмотря на появление имеющейся у него проблемы (после омовения). Омовение (исполненное в таком состоянии) становится недействительным лишь по истечении времени для молитвы [21].

2) Условием продолжительности оправдания служит его появление в каждом времени молитвы после этого, пусть даже и один раз (во время каждого времени молитвы).

3) Условие окончания оправдания (когда человек более не считается оправданным) состоит в том, чтобы время молитвы прошло без единого появления проблемы (оправдания).

 

Пояснения

[1] И фактически выходящая из влагалища. (Биргиви. Зухр мутааххилин, 67)

[2] Имеется в виду отсутствие болезни, вызывающей выход крови. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:200)

[3] С правовой точки зрения, минимальный возраст половозрелости для девушек составляет 9 лунных лет (около 8 лет и 9 месяцев по солнечному календарю). (Абидин. Хадия, 43; Шурунбулали. Мараки фалях, 1:200; Касани. Бадаи санаи, 1:157)

Кроме того, месячные обычно не появляются после менопаузы, которая, с правовой точки зрения, наступает в 55 лунных лет. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:200) Впрочем, у некоторых женщин она наступает позже или, наоборот, раньше.

[4] При этом непрерывность десятидневного кровотечения не является условием: любое прерывание в рамках возможных для месячных дней ретроспективно считается месячными. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:201)

[5] По ханафитскому мазхабу, важно, чтобы женщина записывала свою норму менструации и норму послеродового кровотечения, а также любую иную кровь, которую она наблюдает. Это делается, чтобы правильно применить соответствующие правовые нормы.

[6] Еще один связанный с этим сценарий возникает, если кровотечение превышает обычную для женщины норму месячных и продолжается более десяти полных дней (240 часов). В этом случае кровотечение, которое явилось по истечении ее нормы, ретроспективно считается истихадой.

Если же длительность кровотечения не превышает десяти полных дней, то все оно считается месячными, и вся его продолжительность считается ее новой нормой месячных. (Абидин. Хадия, 43; Касани. Бадаи санаи, 1:158)

[7] Но при этом каждый раз, когда кровь полностью останавливается во время этих десяти дней (то есть когда никакого цвета нет), ей следует продолжить ее обязательные молитвы и – если идет рамазан – дни поста.

[8] А также послеродового кровотечения. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:204–205)

[9] Сам по себе таваф будет действительным, но совершение его будет грехом, поскольку исполнение его в таком состоянии является совершенно неугодным (макрух-тахриман). Соответственно, за такой поступок нужно будет совершить искупление (см. раздел о хадже, стр. 169). (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:207; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:194)

[10] То есть непосредственных прикосновений без барьера в виде одежды и т. п. даже при отсутствии удовольствия. Если ее муж коснется этого участка через барьер, вреда не будет, даже если оба испытают при этом удовольствие. Они могут также целоваться, вместе лежать. Им не следует специально из-за этого спать в отдельных кроватях, поскольку это стало бы уподоблением иудеям. (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:208; Абидин. Хадия, 44; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:194)

[11] То есть даже части аята, если намерением является чтение Кyр`ана. Однако можно читать аяты восхваления, мольбы и защиты (например, суру «Фатиха» и последние три суры) с намерением восхваления, мольбы или защиты, но без намерения чтения Кyр`ана. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:204–205; Абидин. Хадия, 44; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:195)

Кроме того, в данном запрете под «чтением» подразумевается произнесение аятов Кyр`ана посредством движения губ и произнесения слов. Чтение же его в уме дозволено и во время месячных.

[12] Запрет относится к любому написанию целого аята Кyр`ана – будь то в книге, монете или др. Без омовения нельзя прикасаться ни к какой части экземпляра Кyр`ана, включая его страницы, края, обложку и т. д. В отношении других религиозных книг – например, по исламскому праву или хадисам – запрет касается лишь прикосновения непосредственно к аяту Кyр`ана. Запрет относится также и к переводу (и транслитерации) Кyр`ана на иные языки. Запрет на прикосновение распространяется и на иные ниспосланные книги: Евангелие, Тору, Псалтырь, несмотря на то, что они были искажены людьми и потому отменены. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:205–206; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:118–119, 195) Считается совершенно неугодным (макрух-тахриман) прикасаться к книге, которой нельзя касаться без омовения, через собственный рукав (или иную любую иную часть надетой одежды) или через некоторый «барьер», прикрепленный к книге. (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:206) Но если барьер (кусок ткани или др.) не прикреплен к книге, то прикосновение посредством него дозволено.

В состоянии большой нечистоты запрещено следующее:

а) молитва;

б) произнесение аята Кyр`ана;

в) прикосновение к аяту Кyр`ана (см. выше), кроме как через неприкрепленный барьер;

г) вхождение в мечеть;

д) обход вокруг Каабы. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:211)

[13] При этом все равно, во избежание различия во мнениях теологов, рекомендуется (мустахаб) не вступать с ней в половой акт до того, как она искупается. То же правило применяется по отношению к женщине, завершившей сорок дней послеродового кровотечения. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:209)

[14] Тухр – интервал чистоты между двумя менструальными циклами или между циклом послеродового кровотечения и менструальным циклом.

[15] То есть единственный случай, когда имеется максимальная длительность тухра, – это ситуация, когда необходимо установить стандартную норму месячных. Такая ситуация возникает, если девушка начинает свою половозрелость с беспрерывного кровотечения. В этом случае срок месячных устанавливается в десять дней, а длительностью тухра будет остаток лунного месяца, то есть 19 или 20 дней в зависимости от месяца. (Абидин. Хадия, 44)

[16] То есть как только бо́льшая часть ребенка вышла (под «большей частью» подразумевается выход груди ребенка, если сначала выходит голова, или выход пупка, если сначала выходят ноги), последующая кровь считается послеродовым кровотечением, вместе с которым женщина освобождается от молитвы и поста: они становятся для нее запретными. Любая кровь, которую видят до этого момента, считается истихадой, то есть от обязанности молитвы она еще не освобождается. Она должна совершить омовение, если может; если же не может, то можно исполнить таяммум. Если она не может исполнять поясной и земной поклоны, можно молиться движениями головы. Несмотря на роды, она не должна настолько задерживать молитву, что истечет время ее исполнения. Если она настолько задержит молитву, она тем самым ослушается своего Господа. (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:199; Абидин. Хадия, 45)

Ибн Абидин цитировал следующие слова автора книги «Муньят мусолли»: «Задумайтесь над этой ситуацией! Разве может быть в этом случае оправдание у здорового и способного, чтобы не совершать молитву в положенное время?! Сколь мучительное наказание ждет того, кто откажется от молитвы!» (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:199)

[17] Такое, как рука, стопа, палец, ноготь или даже волосы. Если никакого физического развития у плода нет, его не считают ребенком. В таком случае последующее кровотечение считают:

а) месячными, если кровотечение длится три полных дня (72 часа), и ему при этом предшествовал полноценный тухр (то есть тухр в течение, как минимум, пятнадцати дней) с момента последних месячных;

б) истихадой в ином случае. (Абидин. Хадия, 45; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:201)

[18] То есть, если женщина рождает близнецов, кровь, выходящая после первого ребенка, считается послеродовым кровотечением, препятствующим ее молитве и посту. С правовой точки зрения, близнецы – это два ребенка из одной и той же утробы, которых разделяет менее полугода (шести лунных месяцев). (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:200)

[19] Но истихада не обязана быть непрерывной; зачастую она носит прерывистый характер.

[20] То есть к ней применяется правило человека, имеющего хроническую проблему и освобожденного от обязательности омовения после каждого появления такой проблемы на основании критерия, о котором будет рассказано далее.

[21] Оно также становится недействительным от любой иной причины аннулирования омовения, для которой человек не оправдан. (Шурунбулали. Мараки фалях, 1:213)

 

Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали 
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Восхождения к блаженству», стр. 51-56

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход