Важность коллективного совершения намаза
«У того, кто живет рядом с мечетью, только совершенный в ней намаз считается полноценным» (Ибн Абу Шайба, 1, 303)
Совершение намаза в коллективе, состоящем из представителей всех слоев населения, включая тех, кто находится на вершине социальной лестницы, и тех, кто зарабатывает на хлеб выполнением черновой работы, содержит в себе огромную пользу, как в индивидуальном плане, так и общественном. В каждом обществе встречаются как высоконравственные праведные личности, за которыми можно пойти и в огонь и воду, так и слабовольные люди, не имеющие возможности найти путь к истине. Обычно слабые верой люди выказывают леность при отправлении религиозных предписаний, поэтому возникает необходимость всегда держать их под контролем, или же они должны совершать поклонения на виду у других людей. В таком случае, коллективное совершение правоверными намаза будет для всех самым благочестивым занятием. На личном примере, постоянно совершая намаз в коллективе, нужно стремиться приучать людей к общественной молитве. Таким образом, сразу отсеются те, кто не желает присоединяться к обществу. А кто любит совершать намаз вместе с другими правоверными, тот будет продолжать посещение мечети. Выполнение намаза в обществе имеет и другие полезные стороны. Например, во время коллективной молитвы, следуя за имамом (руководителем намаза), люди одновременно обучаются правильному выполнению ритуалов. Кроме того, совместное выполнение намаза является своеобразным экзаменом, в процессе которого выявляются хорошие и плохие правоверные.
С другой стороны, целью Всемогущего Аллаха является возвеличивание Ислама как самой правильной религиозно-социальной системы. Осуществление этой цели напрямую зависит от постоянного выполнения общих намазов правоверными, включая ученых и невежд, городских и сельских, взрослых и детей. Намаз – это столп Ислама, он является самым прекрасным видом поклонения. Для поощрения людей к совместному совершению намазов и реализации Своей воли, Всемогущий Аллах дает большее вознаграждение тем, кто выполняет намазы в коллективе. Как говорил Пророк Мухаммад ﷺ:
«Сауаб (вознаграждение) коллективного намаза больше одиночного намаза в 27 раз» (Бухари, Азан, 30).
В дополнение ко всему вышесказанному, общая дуа (просьба, мольба) о прощении грехов собравшихся вместе и сконцентрировавших мысли и волю людей имеет больший вес для снискания Божественного милосердия. Поэтому совместные молитвы обладают свойством волшебного характера, то есть служат причиной скорого принятия молитв.
Как сообщал наш любимый Пророк Мухаммад ﷺ:
«Если некто, тщательно совершив ритуальное омовение, последует в мечеть с целью выполнения там намаза, то его путь также засчитывается как совершение поклонения. Каждый его шаг будет служить искуплением за его грехи и, кроме того, благодаря каждому шагу в направлении мечети он будет духовно возрастать. В результате этого восхождения он будет окружен облаком Божественной милости, и его охватит глубокое чувство умиротворения» (Бухари, Азан, 30; Муслим, Масджид, 272)
Однажды Пророк Мухаммад ﷺ промолвил:
«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю» (Бухари, Азан, 37)
Этим хадисом Пророк Мухаммад ﷺ указывает на то, что для тех, кто пять раз в день совершает коллективные намазы в мечети, нет конца многочисленным и многообразным проявлениям Божьего милосердия. Знаменитый шейх Уфтаде, в стихотворной форме обращаясь к постоянным прихожанам соборной мечети, воскликнул:
О, великая мечеть! О, священное место, собравшее людей!
Как счастливы те, кто пять раз в день собирается в тебе для выполнения молитвы!
Благородный Пророк Мухаммад ﷺ, как руководитель общины, регулярно контролировал своих сподвижников, а при отсутствии кого-либо во время намаза расспрашивал у знакомых о причинах. Обычно в таких случаях выходило, что в мечеть не приходят только лицемеры и тяжело больные. Убай бин Кааб (радыйаллаху анху) как-то рассказал следующий случай:
«Однажды утром после намаза Пророк Мухаммад обернулся к нам и спросил:
– Почему не видно того-то… (рассказчик не помнит имени того, о ком шла речь)?
Сподвижники ответили:
– Он просто не пришел!
После этого Пророк Мухаммад ﷺ спросил про другого мусульманина, и на этот раз правоверные ответили, что тот не пришел. В ответ на это Пророк Мухаммад ﷺ сообщил:
«Именно этот намаз (утренний) особенно тяжел для лицемеров. Если бы вы только знали о многочисленных благах и вознаграждениях, которые ждут вас на том свете, то вы обязательно приходили бы в мечеть для выполнения намазов в коллективе, даже если бы вам пришлось передвигаться на коленях. Первый ряд молящихся в мечети подобен строю небесных ангелов. Если бы вы знали о достоинствах первого ряда, вы, несомненно, соревновались бы между собой, чтобы помолиться в первом ряду. Намаз мусульманина, совершенный в коллективе, предпочтительнее намаза, который совершен в одиночку, так как вознаграждений за коллективный намаз больше. Намаз, который совершен двумя лицами, гораздо лучше намаза, исполненного в одиночку. Аллаху нравятся намазы, которые совершены совместно большим количеством людей» (Абу Дауд, Салят, 47)
Пророк Мухаммад ﷺ лично сам подавал пример и все намазы совершал в мечети вместе с остальными сподвижниками. Даже в день своей кончины Пророк Мухаммад ﷺ, опираясь на двух друзей, пришел в мечеть. Асвад (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Как-то мы сидели рядом с Айшой (радыйаллаху анха) и беседовали о достоинствах намаза и необходимости серьезного подхода к этому виду поклонения. Затем она сказала нам:
– Во время болезни, после которой Пророк Мухаммад ﷺ скончался, подошло время намаза. Прочитали азан (призыв к молитве). Пророк Мухаммад ﷺповелел:
– Пусть намазом руководит Абу Бакр!
Абу Бакр (радыйаллаху анху) вышел вперед и стал предстоять во время совершения намаза. В одно мгновение Пророк Мухаммад ﷺ почувствовал облегчение и, опираясь на друзей, пришел в мечеть. При этом он еле передвигал ногами. Абу Бакр, заметив Пророка Мухаммада, хотел сразу же освободить место имама, но Пророк Мухаммад ﷺ сделал движение рукой, как бы говоря «стой на своем месте»! После этого он подошел к Абу Бакру (радыйаллаху анху) и совершил намаз вместе с правоверными. Пророк Мухаммад ﷺ постоянно говорил:
«У того, кто живет рядом с мечетью, только совершенный в ней намаз считается полноценным» (Ибн Абу Шайба, I, 303)
Когда у благородной Айшы (радыйаллаху анха) спросили о том, кого можно считать живущим по соседству с мечетью, она ответила:
– Каждый, кто слышит призыв муадзина (Байхаки, ас-Сунану Кубра, III, 57).
Да, именно так! Каждый, кто слышит голос муадзина, без всяких отговорок на дальность расстояния, обязан сразу же прибыть в мечеть для совершения намаза в коллективе. Исключение делается только для тех лиц, которые имеют серьезную уважительную причину. Всевышний Аллах за каждый шаг правоверных, сделанный в направлении к мечети, приготовил большое вознаграждение. И насколько дальше расстояние до мечети, настолько возрастает и размер вознаграждения. Пророк Мухаммад ﷺ утверждал следующее:
«Больше всех ждет вознаграждение тех, кто живет далеко от мечети. Тот мусульманин, который в мечети ждет имама, чтобы совершить намаз в коллективе, достоин большего вознаграждения, чем тот, кто, совершив намаз дома, сразу ложится в постель» (Бухари, Азан, 31)
С другой стороны, привычка выполнения намаза в коллективе является признаком истинного мусульманина. (Тирмизи, Иман, 8). И эта привычка приравнивается к такому богоугодному делу, как возведение мечети. Этот благородный поступок может совершить лишь тот правоверный, который верит в Аллаха и Судный день, постоянно выполняет намазы, платит закят и никого, кроме Аллаха, не боится. Постоянства в совершении богоугодных дел можно достичь только благодаря вышеуказанным поступкам (Сура «Ат-Тауба», 9/18).
Тот же, кто, не придав особого значения обещанным вознаграждениям, избегает коллективных намазов, не ходит в мечеть, тот вредит не только Исламу, но и самому себе. Пророк Мухаммад ﷺ таких беспечных людей предупреждает следующим образом:
«Если трое мусульман, находясь вместе в одном селении или где-нибудь в поле, совершат намаз поодиночке, то, несомненно, шайтан, окружив их со всех сторон, одержит над ними победу. Поэтому всегда совершайте намазы вместе. Овцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки» (Абу Дауд, Салят, 46)
Из этого хадиса ясно, что тот, кто не ходит на коллективные намазы, может впасть в заблуждение и даже вовсе забросить совершение поклонений. Вследствие этого не всегда принимаются уважительные причины тех, кто не посещает коллективные намазы.
Однажды к Пророку Мухаммаду ﷺ пришел Абдуллах бин Умму Мактум, который был, слеп на оба глаза, и изложил свою просьбу:
– О Посланник Аллаха! У меня нет никого, кто бы мог привести меня в мечеть. Поэтому разреши мне совершать намазы дома.
Пророк Мухаммад ﷺ разрешил ему не приходить в мечеть и, когда слепой Абдуллах, повернувшись, уходил домой, он окликнул его и спросил:
– А ты слышишь звуки азана, призывающего людей к совершению намаза?
Когда Абдуллах дал утвердительный ответ, Пророк Мухаммад ﷺ повелел ему:
– В таком случае, ты обязан ответить на призыв и приходить в мечеть! (Муслим, Масаджид, 255)
Пророк Мухаммад ﷺ придавал огромное значение коллективному намазу и не любил, когда мусульмане в одиночку совершали намазы. Абу Саид Худри (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:
«Некий человек пришел в мечеть, однако Пророк Мухаммад ﷺ в это время уже закончил выполнение намаза. Увидев опоздавшего, Пророк Мухаммад ﷺ, обернувшись к сподвижникам, спросил:
– Кто желает совершить благое дело и заслужить сауаб (награду)?
Один из правоверных, мгновенно вскочив, выполнил намаз вместе с вновь прибывшим человеком» (Тирмизи, Салят, 50).
Этот сподвижник выполнил обязательный намаз вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ, но, чтобы опоздавший товарищ тоже получил сауаб за совершение намаза в коллективе, он составил ему общество и заново совершил намаз. Как рассказал Язид бин Амр (радыйаллаху анху):
«Я пришел в мечеть тогда, когда Пророк Мухаммад ﷺ уже начал совершать намаз, поэтому не стал присоединяться к молящимся и сел возле входа. После окончания намаза Пророк Мухаммад ﷺ, заметив меня, спросил:
– О, Язид! Разве ты не стал мусульманином?
Я ответил ему:
– О Посланник Аллаха! Конечно, я мусульманин!
– В таком случае, что удержало тебя от коллективного намаза?
На его вопрос я ответил следующее:
– Подумав, что вы уже закончили намаз, я выполнил намаз у себя дома.
Услышав мой ответ, Пророк Мухаммад ﷺ дал такой совет:
– Если ты, придя в мечеть, увидишь, как люди вместе совершают намаз, ты сразу же присоединяйся к ним. Этот коллективный намаз будет засчитан тебе в качестве нафиля (дополнительного), а твой намаз, выполненный дома, будет считаться как фард (обязательный)» (Абу Дауд, Салят, 56)
Абдуллах бин Масуд (радыйаллаху анху), вспоминая атмосферу всеобщего подъема, царившую во времена Пророка Мухаммада ﷺ среди первых мусульман, говорил:
«Кто завтра (в Судный день) желает быть в обществе Пророка Мухаммада ﷺ, пусть постоянно совершает намазы там, где услышит звуки азана. Безусловно, Всемогущий Аллах поведал нашему Пророку Мухаммаду ﷺ пути спасения. Если вы, избегая общества, будете совершать намазы дома, значит, вы отринули от себя Сунну Пророка Мухаммада ﷺ. И если вы оставите Сунну, то это значит, что вы собьетесь с истинного пути. Клянусь Аллахом, в наши времена я не видел ни одного правоверного, который бы не совершал намазы в обществе других мусульман. Тогда коллективные намазы избегал только один человек, но он был известен своим лицемерием. Клянусь Аллахом, были моменты, когда двое мусульман тащили одного за руки и втискивали его между двумя молящимися, таким образом заполняя ряды» (Муслим, Масаджид, 256-257).
Тем, кто не приходил на коллективные намазы, Пророк Мухаммад ﷺ делал следующее предупреждение:
«Клянусь Аллахом, в воле которого находится моя душа! Мне иногда в голову приходит одна мысль: «Приказать людям собрать большую кучу дров. Затем дать указание муадзину, чтобы он прочитал азан. Потом повелеть кому-нибудь руководить коллективным намазом, а самому идти и поджигать вместе с жителями дома тех, кто не явился в мечеть. Клянусь Аллахом! Если бы эти люди, не пришедшие в мечеть, узнали, что здесь раздают жирные куски мяса или же по две конечности, они бы обязательно пришли на ночной намаз» (Бухари, Ахкам» 52; Азан, 29; Муслим, Масаджид, 251-254).
Разумеется, здесь Пророк Мухаммад ﷺ вовсе не поощряет правоверных поджигать дома тех, кто не явился на коллективный намаз. Этими словами он хотел подчеркнуть важность совместного совершения намаза.
Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Мурат Кая, из книги: «Лучший Пример», том 1
По материалам: http://islamdinr.ru/