ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ АБУ ХАНИФА
Имамы четырёх суннитских мазхабов фикха – это одни из самых величайших и уважаемых учёных в исламской истории. Неудивительно, что споры вокруг их вероубеждения (акыды) не утихают.
Псевдосалафиты приписывают им свои заблудшие и нововведенческие убеждения. Мы же попробуем доказать, что акыда четырёх имамов соответствует акыде ашаритов/матуридитов/асаритов. Речь пойдёт о вопросе понимания сущности Аллаха и Его сифатов (атрибутов).
ИМАМ АБУ ХАНИФА
Абу Ханифа Ну’ман ибн Сабит аль-Куфи (80–150 гг. х.) – великий имам, табиин, основатель ханафитского мазхаба. Ему принадлежит авторство пяти книг. Ханафиты единодушно согласны в том, что авторство этих книг достоверно принадлежит Абу Ханифе, как и в том, что изложенное в них вероубеждение (акыда) – вероубеждение Абу Ханифы.
Мы будем опираться на две книги имама, которые носят одинаковое название – «Фикх аль-Акбар», но вторая также называется «Фикх аль-Абсат». Обе книги передаются через иснад. Имеется исследование достоверности обеих книг.
Обе эти книги упоминает в числе трудов Абу Ханифы известный историк Ибн ан-Надим.
Ибн ан-Надим аль-Багдади (умер в 384 г. х.) в книге «Аль-Фихрисат» (с. 251) сказал:
وله من الكتب كتاب الفقه الأكبر كتاب رسالته إلى البستي كتاب العالم والمتعلم رواه عنه مقاتل كتاب الرد على القدرية
«Абу Ханифе принадлежат такие труды, как “Фикх аль-Акбар”, “Рисаля иля ль-Батти”, “Аль-Алим валь-Мутаалим”, которую передает Абу Мукатиль, а также книга с опровержением кадаритов (то есть “Фикх аль-Абсат”)».
А имам Абдуль-Кахир аль-Багдади (умер в 429 г. х.) в книге «Усуль ад-Дн» (с. 334) сказал:
فإن ابا حنيفة له كتاب في الرد على القدرية سمّاه الفقه الأكبر
«Абу Ханифа написал в опровержение кадаритов книгу под названием “Аль-Фикх аль-Акбар”».
Здесь под книгой «Фикх аль-Акбар» имеется в виду «Фикх аль-Абсат», ведь именно в ней Абу Ханифа опровергает кадаритов.
Надо отметить, что псевдосалафитский шейх Мухаммад бин Абдуррахман аль-Хумеййис написал книгу «Вероубеждение четырёх имамов». Излагая акыду имама Абу Ханифы, он также опирался на книги «Фикх аль-Акбар» и «Фикх аль-Абсат», но поступил плохо, урезав цитаты.
Итак, имам Абу Ханифа сказал в книге «Фикх аль-Акбар» (с. 26):
وهو شىءٌ لا كالأشياءِ، ومعنى الشىءِ إثباتُهُ بلا جسمٍ ولا جوهرٍ ولا عَرَضٍ، ولا حدَّ لهُ، ولا ضدَّ لهُ، ولا ندَّ له، ولا مِثلَ لهُ ولهُ يدٌ ووجهٌ ونفسٌ كما ذكرَهُ اللهُ تعالى في القرءانِ، فما ذكرَهُ اللهُ تعالى في القرءانِ، منْ ذكرِ الوجهِ واليدِ والنفسِ فهو لهُ صفةٌ بلا كيفٍ، ولا يقالُ إنّ يدَهُ قدرتُهُ أو نعمتُهُ، لأنَّ فيهِ إبطالُ الصفةِ، وهوَ قولُ أهلِ القَدَرِ والإعتزالِ، ولكنْ يدُهُ صفتُهُ بلا كيفٍ،
«Он “شَيْءٌ” имеет сущность, но не как другие существа. Слово “شَيْءٌ” (“существо”), подтверждает Его существование, которое не имеет ни тела, ни субстанции, ни границы, ни противоположности, ни подобия, ни образа. Он имеет сифаты йад, ваджх, нафс, как упоминается в Кур`ане. И то, что упомянуто в Кyр`ане – йад, ваджх, нафс – это Его сифаты, но без вопроса “как”. И не говорится, что “йад” означает Его могущество или Его помощь. Потому что из значения слова “йад” как могущества вытекает отрицание сифата. Отрицание сифатов Аллаха присуще кадаритам и мутазилитам. Однако мы считаем, что надо подтверждать его сифат йад, но без вопроса “как”».
Аль-Хумейис же урезал слова «Его существование, которое не имеет ни тела, ни субстанции, ни границы, ни противоположности, ни подобия, ни образа», поскольку, как мы знаем, они не выносят, когда учёные отрицают телесность в отношении Аллаха. Он оставил лишь слова, в которых говорится об атрибутах йад, ваджх, полагая, что Абу Ханифа приписывал им буквальный смысл, так же, как псевдосалафиты. Однако в начале цитаты Абу Ханифа сразу же отверг телесную природу сущности Бога. А подтверждение наличия сифатов йад и ваджх без полагания их частями тела – одно из законных мнений в Ахлю-Сунна.
Также аль-Хумейис не упомянул следующие важные слова Абу Ханифы.
Имам Абу Ханифа сказал далее в «Фикх аль-Акбар» (с. 53):
واللهُ تعالى يُرَى في الآخرَةِ، ويَراهُ المؤمنونَ وهُم في الجنةِ بأعينِ رؤوسِهِم بلا تشبيهٍ ولا كيْفِيَّةٍ ولا جِهَةٍ ولا يكونُ بينَهُ وبينَ خَلقِهِ مسافَةٌ
«Всевышний Аллах будет видим в следующей жизни, верующие увидят Его в Раю своими глазами, но без подобия чему-то, без наличия образа и без направления. Не будет между Ним и творениями расстояния».
Отрицание телесности и пространственных характеристик – два принципиальных пункта разногласий между ашаритами/матуридитами и псевдосалафитами. Как видим, у Абу Ханифы и ашаритов/матуридитов одна акыда.
Перейдём к книге «Фикх аль-Абсат». Из этой книги Аль-Хумейис привёл одну цитату, за которую уцепились псевдосалафиты.
Имам Абу Ханифа сказал в книге «Фикх аль-Абсат» (с. 49):
من قَالَ: لَا اعرف رَبِّي فِي السَّمَاء أَوْ فِي الأَرْض فقد كفر
«Кто скажет: “Я не знаю, фи-с-сама (букв.: на небе) мой Господь или на земле”, является кафиром».
И вот они носятся с этими словами, полагая, что это контраргумент против ашаритов. Но это подлог и клевета.
У этих слов есть два приемлемых понимания:
1. Как мы знаем, в 16-м аяте суры Аль-Мульк Аллах сказал:
أَأَمِنْتُمْ مَنْ فِي السَّمَاءِ أَنْ يَخْسِفَ بِكُمُ الْأَرْضَ
«Неужели вы уверены, что Тот, Кто фи-с-сама (букв.: в небе), не заставит землю поглотить вас?» (Сура Аль-Мульк, аят 16)
Если некто скажет, что Аллах не фи-с-сама (букв.: в небе), такой человек отрицает аят Кyр`ана, а это куфр. Проблема возникает лишь при буквальном переводе этих текстов. Поэтому учёные сказали, что аяты с неясным значением (муташабихат) не следует переводить на другие языки. И в таком случае слова Абу Ханифы означают, что человек, который так говорит, отрицает прямой аят Кyр`ана, где сказано (فِي السَّمَاءِ) «фи-с-сама» (букв.: в небе).
Но не имеется в виду, что такой человек станет кафиром из-за отрицания места Аллаха на небесах, ведь имам Абу Ханифа в этой же книге прямо отрицает место, как вы увидите ниже.
2. К книге «Фикх аль-Абсат» имеется раннее толкование, которое написал крупный ханафитский учёный, имам Абу Лейс ас-Самарканди (умер в 373 г. х.). Он сказал в книге «Шарх Фикх аль-Акбар» (с. 25), комментируя слова имама Абу Ханифы:
لأنه بهذا القول يوهم أن يكون له تعالى مكان فكان مشركا
«Потому что эти слова внушают наличие у Всевышнего Аллаха места. И поэтому такой человек является мушриком».
То есть человек, который говорит, что не знает, на небе Аллах или на земле, полагает, что Аллаху в принципе присуще место.
И шейх Мухаммад Захид аль-Каусари в тахкыке к книге «Фикх аль-Абсат» (с. 49) говорит, что на такое значение указывают слова Абу Ханифы, которые идут далее.
А далее в этой же книге имам Абу Ханифа говорит, отвечая на вопрос: «Если спросят, где Всевышний Аллах, что ответить?»:
كان الله تعالى ولا مكان قبل أن يخلق الخلق، وكان الله تعالى ولم يكن أين ولا خلق ولا شىء، وهو خالق كل شىء
«Всевышний Аллах был, и не было места, пока Он не создал все творения.
И был Аллах Всевышний, и не было “где?” (места), не было творений, не было ничего. И Он творец всякой вещи» («Аль-Фикх аль-Абсат», Тахкык аль-Каусари: с. 57)
Конечно же, эти слова Аль-Хумейис не привёл в своей книге.
Таким образом, имам Абу Ханифа отрицает в отношении Аллаха то, что так рьяно утверждают псевдосалафиты.
Также отметим, что и ученики Абу Ханифы следовали этим убеждениям.
Имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани (132–189 гг. х.) сказал:
اتفق الفقهاء كلهم من المشرق إلى المغرب على الإيمان بالقرآن والأحاديث التي جاءت به ثقات عن رسول الله صلى الله عليه وسلم في صفة الرب من غير تغيير ولا وصف، ولا تشبيه. فمن فَسَّر اليوم شيئاً من ذلك فقد خرج مما كان عليه النبي صلى الله عليه وسلم، وفارق الجماعة، فإنهم لم يَصِفوا ولم يُفَسِّروا ولكن أفتوا بما في الكتاب والسنة ثم سكتوا، فمن قال بقول جَهَمٍ فقد فارق الجماعة؛ لأنه قد وصفه بصفة لا شيء
«Все факихи на Западе и на Востоке пришли к консенсусу и сошлись на том, что необходимо верить в Кyр`ан и хадисы об атрибутах Господа, которые правдивые люди достоверно передают от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) без искажения, (подробного) описания и уподобления (творениям). Сегодня, если кто-либо толкует эти хадисы, то тем самым выходит за границы убеждений, которых придерживался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и отдаляется от общины мусульман. Потому что они не описывали (подробно) и не разъясняли их [смысл], а отвечали в согласии с тем, что говорится в Кyр`ане и сунне, после чего умолкали. Те, кто выскажет мнение Джахма, расстанутся с общиной мусульман, потому что приписали Аллаху качество, которого не является чем-либо» (Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и’тикад Ахлис-Сунна», 3/480)
Также передаётся, что Мухаммада ибн аль-Хасана сказал относительно хадиса о нузуле (букв.: нисхождение):
إن هذه الأحاديث قد روتها الثقات ، فنحن نرويها ونؤمن بها ولا نفسرها .
«Эти хадисы передают люди, достойные доверия, поэтому мы приводим их, верим в них и не разъясняем [их смысл]» (Аль-Лялякаи, «Шарх усуль и’тикад Ахлис-Сунна», 3/480)
Эти слова имама аш-Шайбани явно указывают на то, что тексты о сифатах они оставляли без комментариев, вверяя их смысл воле Аллаха.
Также имам Абу Джафар ат-Тахави в своей акыде упомянул, что излагаемое им вероубеждение является вероубеждением Абу Ханифы и двух его учеников: Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани. Никто не сомневается в том, что изложенное им и есть акыда Абу Ханифы. Текст «Акыды ат-Тахавия» соответствует тому, что изложено в книгах «Фикх аль-Акбар» и «Фикх аль-Абсат».
Что касается истории, в которой сообщается, что на вопрос одной женщины «Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?» Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах на небе, а не на земле», – то она недостоверна, как пишет шейх Абдуль-Азиз аль-Хадыри в книге «Танзих аль-хакк аль-ма’буд». Передатчик Нух ибн Аби Марьям был обвинён в измышлении хадисов. Подробнее по в статье «Ложная история об имаме Абу Ханифе».
В итоге мы узнали:
— Абу Ханифа отрицал телесность в отношении Аллаха и всякое подобие Ему;
— Абу Ханифа не толковал аллегорически слова «йад» и «вадж», а утверждал, что это сифаты, отрицая Его телесность и придание Ему образа;
— Абу Ханифа отрицает наличие у Аллаха границ, стороны и расстояния.
ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ АБУ ХАНИФА
ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ МАЛИК ИБН АНАС
Абдул-Карим аль-Кунаби
По материалам: https://darulfikr.ru/