Виды постов по мазхабу имама Абу-Ханифы
Посты делятся на шесть типов:
1) Пост фарзуль айн
Сюда входят:
- Пост в месяце рамазан, согласно повелению Всевышнего Аллаха, при наступлении этого месяца видением луны.
- Возмещение поста пропушенные в месяц рамазан.
- Пост назр (обета). Всевышний сказал, чтобы мы исполняли обет.
- Посты фидьята на хадже, также и посты искупления за охоту.
- Посты каффарата: каффарат-клятвы, каффарат–убийства человека, каффарат за уподобление (произношение) жены сестре или матери своей, и др.
2) Посты, соблюдение которых необходимо в связи с другими обстоятельствами
- Если нарушил суннат-пост, то его нужно возместить. Пост – суннат необходимо довести до конца, после вступления в него. Всевышний сказал, чтобы мы не прерывали наши деяния.
- Пост-назр (обета) для итикафа. Если взял на себя обет десять дней провести в уединении, то вместе с этим нужно еще и поститься.
3) Суннат-посты (желательные)
- Пост в день Ашура. Это десятый день месяца мухаррам. Желательно вместе с этим днем поститься и одиннадцатого, если не постился девятого числа.
4) Посты-навафиль (желательные)
Это посты, за соблюдение которых Всевышний обещал вознаграждение.
- Пост три дня каждого месяца. Это 13, 14, 15 дни. О посте в эти дни приводится в хадисах.
- Пост по понедельникам и четвергам. Абу Хурейра рассказывает, что поистине Пророк (мир ему и благословение) постился по понедельникам и четвергам. Когда его спросили, почему он соблюдает пост в эти дни? Он (Посланник) ответил, что Аллах (мир ему и благословение) в понедельник и четверг всем прощает грехи, кроме обидевшихся друг на друга, про них же Он говорит: «Оставьте пока они помирятся».
- Пост в шесть дней месяца шавваль. Пророк сказал, что тот, кто постится в месяц Рамазан, а затем шесть дней шавваля, будет подобен постившемуся всю жизнь.
- Пост в месяц шабан.
- Пост в день Арафа, тем, кто не находится на горе Арафат, т. е на хадже. От Абу Катада предают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал относительно поста в день Арафа, что этот пост смоет грехи прошедшего и наступающего года.
- Пост десять дней месяца Зуль–хиджа. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний Аллах больше всего любит добродетель, совершенную в эти десять дней.
- Чередование днями в постах. Так постился пророк Давуд (мир ему) другой.
5) Еще и другие суннат-посты. Сюда относятся все другие посты в дни, когда шариат это не запретил.
6) Порицательный пост. Он в свою очередь делится на две части: карахату–танзих, и карахату–тахрим.
- Пост карахату-танзих. Сюда относятся посты как в день Ашура, без поста в 9 или в 11 дни; пост особенно в один пятничный день; пост отдельно в субботу; пост в два дня подряд не прерывая его, если это не ослабляет; пост в сомнительный день, если тот засомневался в намерении, кроме как фарз или как суннат; поститься постоянно, если это и не ослабляет.
- Пост карахату-тахрим. Это посты в оба праздничные дни, посты в дни ташрика (11, 12, 13 дни месяца зуль–хиджа, т. е. три дня после Курбана-Байрама); пост в два дня подряд, если это приносит ущерб организму; пост всю жизнь, если тело ослабевает для выполнения других обязанностей; пост, того, кто находится в пути, если этот пост ему приносит затруднения, а если нет, то поститься ценнее.
Зайнула Гамзатов
По материалам: http://www.islam.ru/