Власть ― это духовная ответственность
Что такое власть? Вопрос, на который многие искали ответа. Позиция Ислама, независимо от того как другие могут ее интерпретировать, состоит в том, что власть ― это дар Аллаха и тот, кому она вверена, несет духовную ответственность.
Духовная ответственность султана Абдул Хамида II
Организация Объединенных Наций создала государство Израиль в 1947 году. Оно обрело независимость в 1948 году после раздела Османского государства, во времена британского правления в Палестине.
Вследствие бесчеловечного преследования евреев в Европе некоторые западные лидеры пытались компенсировать им перенесенные страдания. Они осуществили план, впервые задуманный основателем сионистского движения Теодором Герцлем, но не сумевшим его реализовать во времена правления султана Абдул Хамида II.
Герцль сделал щедрое предложение с целью купить землю в Палестине, но султан, последний халиф правивший Меккой, Мединой и Иерусалимом, отказался ее продать. Несмотря на то, что Османское государство остро нуждалось в деньгах, султан отклонил предложение и заявил:
«Я не продам ни пяди страны, потому что она мне не принадлежит. Он принадлежит всем мусульманам».
Малоизвестным фактом про земли Палестины является то, что большая часть региона была «авкаф» (множественное число от слова «вакф» — бессрочное благотворительное пожертвование), метафорическим владельцем которых является Бог.
Султан Абдул Хамид выполнил свои духовные и материальные обязательства перед Создателем, отказавшись продать землю.
Кур`ан о природе власти
Аллах говорит в Кyр`ане:
«Скажи: "О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо – в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь"» (3:26)
Аллах распределил Свои дары между людьми. Богатство, красота, ум, знания и власть – все это отражение Его атрибутов. В последующем аяте (3:27) Всевышний Аллах говорит, что Он обеспечивает всех, кого пожелает, без счета.
Под обеспечением мы часто понимаем материальные блага, но все, что есть в нашей жизни – Его обеспечение нас. Наши биологические дары – здоровье, сила или разум – исходят от нашего Создателя, также как и социальные аспекты нашей жизни. Мы не выбирали страну своего рождения, семью, в которой родились, или социальный статус.
Власть или суверенитет в этом мире – это сочетание биологических и социологических даров, которыми Аллах наградил каждого из нас. Следовательно, власть – это дар Божий. А дар – это амана, доверие.
Власть и обстоятельства
Согласно определению французского философа Мишеля Фуко, власть – это не особая форма применения силы или уклада, хотя может содержать эти элементы. Власть – это дискурс и знание. Здесь подразумевается дискурс, формирующий обстоятельства, в которых возникает власть. Власть тесно связана с обстоятельствами.
В отличие от Фуко, мусульмане верят в обратное; что внутреннее состояние обусловливает наши обстоятельства, основываясь на аяте Кyр`ана, который гласит:
«Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11)
Ранее упомянутый аят (3:26) гласит, что Всевышний Аллах дарует власть, кому пожелает, и отнимает ее у кого пожелает. В свете вышеприведенного аята мы могли бы сказать, что Аллах выстраивает обстоятельства, при которых человек достигает власти, и наоборот. Но если наше положение – это отражение «того, что есть в нас самих», то чтобы изменить обстоятельства, приведшие к тому, что кто-то имеет над нами власть, сначала мы должны изменить то, что есть в нас самих.
У власти разнообразные формы и степени
Несколько лет назад я возвращался из Ботсваны в Кейптаун, Южная Африка. Мы с несколькими друзьями из университета провели пару дней в Хараре, столице Ботсваны. Четверо из нас были европейцами и один уроженец Ямайки.
По прибытии в аэропорт мы без проблем прошли иммиграционный контроль. Однако моего ямайского друга Латифа задержали почти на два часа – вследствие чего он заболел. Мы также чуть не опоздали на наш рейс. Поводом для задержания моего друга послужили мусульманское имя, черный цвет кожи и британский паспорт, поддельность которого пытались доказать сотрудники иммиграционной службы.
Наш цвет кожи, паспорт, язык или социальный статус – все это компоненты власти. Чем больше у кого-то социально значимых компонентов и атрибутов, тем большей внешней властью он сможет обладать, что влечет за собой большую ответственность справедливо ею распоряжаться.
Всегда есть кто-то, кому повезло меньше нашего, кому досталось меньше атрибутов. Точно так же всегда будет кто-то, у кого есть больше нашего. Главное – понять, что все атрибуты – это дары Всевышнего Аллаха.
Недавно друг сказал мне:
«Нормально осознавать, какими дарами тебя наградили. Не нормально — когда ты относишься к ним как к своим достижениям».
Духовная ответственность за наши дары
Каждый из нас в чем-то обладает большей степенью власти, чем другие, даже в отношении других живых существ. И каждый обязан использовать эту власть справедливо, следуя повелениям Аллаха. Это применимо ко всем, от султана до нищего. Пророк (мир ему) сказал:
«Поистине, каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель, который (поставлен) над людьми, является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем для семьи своего мужа и его детей и несёт ответственность за свою паству, раб человека является пастырем для имущества своего господина и несёт ответственность за свою паству, итак, каждый из вас является пастырем и (каждый из вас) несёт ответственность за свою паству» (Бухари и Муслим).
В первую очередь, мы несем ответственность перед Аллахом.
Поступать правильно, с заботой и состраданием к другим, проявлять осторожность, чтобы не злоупотреблять своей властью – это те духовные действия, которые приблизят нас ко Всевышнему, если Он пожелает.
Лукман Нието
По материалам: https://islam.plus/