Воспитание детей
Дети — огромная милость Аллаха. И для того, чтобы быть благодарными рабами, мы должны воспитывать детей в соответствии с исламской этикой. Самое лучшее, что родители могут дать своему ребенку, — это хорошее воспитание.
Дети — наша гордость и награда. Получив хорошее воспитание и правильные исламские знания, они могут стать помощниками религии и отрадой наших глаз.
Первый адаб: Не говорите постыдных вещей в присутствии детей.
Второй адаб: Недостаток воспитания в детстве может стать результатом плохих и бесстыдных привычек в будущем. Не задумываясь, они будут создавать проблемы и неприятности для окружающих.
Третий адаб: Не надейтесь, что дети овладеют хорошими манерами автоматически, как только подрастут. Прививайте им хорошие привычки с раннего возраста. Никто не учится сам по себе. Читая книги, ребенок может узнать о хорошем поведении, но без необходимого родительского воспитания только лишь чтения книг недостаточно.
Четвертый адаб: Приучайте детей не докучать посторонних людей своими просьбами. Объясняйте им, что в случае необходимости они могут обратиться к родителям, дедушкам, бабушкам и т. д.
Пятый адаб: Приучайте детей вести себя скромно и с достоинством. Им не следует справлять нужду прилюдно.
Шестой адаб: Станьте примером для детей. Действия значат намного больше, чем слова. Бесполезно объяснять ребенку вред злословия, если он постоянно слышит, как его родители сплетничают. Если в детстве ребенок зачастую врет и бывает эгоистичен, то, скорее всего, эти качества будут сопровождать его и в будущем. Хороший пример родителей работает даже без слов.
Ребенок, выросший в обстановке довольства, отсутствия лжи, в доме, где намаз совершается вовремя, в будущем будет копировать такое поведение. Конечно, стать хорошим примером для детей очень сложно, но это единственный способ хорошо воспитать детей. Остальные методы не так эффективны.
Седьмой адаб: Ребенок должен понимать, что человек отличен от животного. Не стоит принижать ценность интеллекта. Таким образом, ребенок должен научиться контролировать свои желания. Конечно, в ребенке будут проявляться такие эмоции, как злость, жадность, ревность, эгоизм и т. д. В обязанность родителей входит научить детей управлять этими эмоциями.
Родителям не стоит выполнять каждый каприз ребенка и позволять вести себя неподобающе в моменты гнева. Чтобы ребенок не стал эгоистичным, стоит научить его справляться с неудачами и разочарованиями. В наше время многие дети хотят, чтобы весь мир пал к их ногам и любая их прихоть была удовлетворена в ту же минуту. Даже если есть возможность, не стоит давать ребенку всего, что он хочет. Иначе ребенок вырастет человеком, не терпящим отказы и запреты.
Восьмой адаб: Действительно, дети могут унаследовать такие черты характера как застенчивость, пугливость и т. д. При этом не стоит ошибочно полагать, что их нельзя изменить. Хорошее воспитание может помочь ребенку преодолеть определенные черты характера, которые могут препятствовать его жизненному успеху. Для начала родителям нужно выявить такие черты характера, а затем подумать, как можно их преодолеть. Хорошими методами могут стать разговоры с ребенком, чтение или рассказ историй, в которых люди изменили свой характер.
Девятый адаб: Также необходимо рассказать ребенку о вреде бесполезного времяпрепровождения. Следует воодушевить его на продуктивные занятия.
Привычки, приобретенные в детстве, остаются на всю жизнь. Если в детстве ребенок проводил свободное время за чтением книг, то эта привычка будет сопровождать его и в будущем. Но ребенок, привыкший в свободное время включать телевизор, ища в просмотре телевизионных программ отдых и развлечения, в будущем будет делать то же самое.
Поэтому родителям следует помочь ребенку и направить его способности в созидательное русло.
Десятый адаб: Мама занимает особое место в жизни каждого. Это один из самых важных людей в жизни ребенка. Ее характер и привычки становятся примером для подражания. Особенности ведения домашнего хозяйства, ее поведение, модель отношений с другими людьми, то, как она тратит деньги, и весь ее образ жизни непременно повлияет на характер ребенка. Говорят, что мама лучше тысячи учителей. Ее сильные и слабые стороны станут примером для ребенка, который будет сопровождать его всю жизнь, даже если ее пример и не очень хороший.
Одиннадцатый адаб: Многие родители перекладывают обязанности по воспитанию детей на школы, учителей или общество. Такие родители не осознают, что современная система образования — это концепция, в которой напрочь отсутствуют моральные ценности. Зачастую ребенка окружает аморальное общество. Воспитание детей — это главная обязанность родителей. Каждый ребенок нуждается в разъяснении правильных вещей, так как он не рождается с этими знаниями.
Двенадцатый адаб: Дети задают очень много вопросов. Иногда родители не знают ответов. В таком случае нужно сказать, что вам необходимо время, чтобы найти ответ. Но не нужно игнорировать вопросы ребенка или считать их незначительными. Чем чаще дети задают вопросы, тем больше знаний они получают.
Интерес ребенка помогает ему развиваться духовно и интеллектуально.
Стимулируйте ребенка учиться, задавая вопросы, даже если ответы не могут быть даны немедленно.
Тринадцатый адаб: Ислам уделяет особое внимание влиянию друзей.
Хорошие друзья могут сильно повлиять на формирование характера вашего ребенка. Поэтому родители должны внимательно следить за тем, с кем дружит ребенок. Если ребенок будет постоянно находиться в компании друзей с плохим нравом, с друзьями, кто злоупотребляет бранными словами или обладает другими пороками, то со временем такие черты характера вскоре перейдут и к вашему ребенку. В таком случае стоит препятствовать частым телефонным разговорам и ночевкам друг у друга. Управление — неотъемлемая часть прогресса в любой сфере деятельности. Конечно, ребенок нуждается в друзьях, но родители должны знать, с кем дружит их ребенок.
Четырнадцатый адаб: Взрослея, ребенок все чаще захочет выходить куда-нибудь с друзьями. Родители обязательно должны знать куда, с кем и как надолго идет ребенок. Если же ребенка отпускать куда он хочет, в любое время, то в конце концов это приведет к неприятностям.
Пятнадцатый адаб: Также родителям стоит обращать внимание на то, как выражается их ребенок. Необходимо запрещать любые формы нецензурной речи.
Многие дети нахватываются “грязных” словечек в школе. Возможно, эти словечки и не будут бранными, но они не являются показателем хорошего поведения. Например: “кому какое дело”, “займись своей жизнью”, “мне плевать”. Подобные выражения различны в каждой местности, но они часто встречаются в речи подростков.
Родителям следует предостеречь детей от подобных высказываний, ведь они противоречат достоинству и характеру хорошего мусульманина.
Шестнадцатый адаб: Все родители знают, что необходимо прививать детям хорошие манеры, ведь большинство детей ведет себя неподобающе. Примеры плохого поведения: грубость, приставание к другим людям с просьбами, повышение тона в разговоре со старшими, развязное поведение в мечетях или в гостях. Все это примеры поведения, с которым не нужно мириться.
Если ребенок не перестает, даже после предупреждения, то его необходимо наказать. Нужно объяснить, что существуют границы, и если ребенок переступает их, то несомненно столкнется с последствиями. Дисциплина поможет ребенку научиться контролировать себя.
Семнадцатый адаб: Если ребенок ошибся, позвольте ему исправиться. Пусть он извинится, и, если понадобится, определите для него подходящее наказание. Наказание может включать в себя ограничение развлечений, отдыха или дополнительная работа по дому.
Когда же ребенок исправится, родителям не следует продолжать злиться, необходимо обращаться с ребенком в обычной форме. Преодолейте злость и наладьте отношения с ребенком как можно скорее.
Если слишком долго злиться на ребенка, то он может озлобиться или впасть в депрессию.
Восемнадцатый адаб: Дети очень подвержены влиянию друзей. Родителям необходимо следить, чтобы во время игры их дети не перенимали плохие привычки и поведение.
Если поведение или речь ребенка изменились, то родителям стоит поинтересоваться, с кем дружит их ребенок. Также стоит объяснить, что такое поведение не приветствуется.
Дети могут перенимать грубую речь, агрессивное поведение и даже неуважительное отношение. Поэтому нужно быть внимательным к друзьям детей. При необходимости стоит запретить общение с такими приятелями.
Девятнадцатый адаб: Слишком большое количество игр может принести вред. Не стоит разрешать ребенку проводить все время за играми. Жизнь должна быть сбалансированной. Необходимо и трудиться.
Начиная с самого детства, нужно объяснять ребенку, что для всего есть свое время. Ребенок должен осознать, что он не может бегать в чужом доме и трогать все, что пожелает. Ребенок не может играть, если домашняя работа или обязанности по дому еще не сделаны. И ребенок не может провести все каникулы за играми, он должен заниматься и полезными делами.
Двадцатый адаб: Дети часто злятся, если не получают то, что хотят. Проиграв, они могут обидеться, заплакать или даже напасть на соперника.
С помощью взрослых ребенок научится самоконтролю. Хорошо, если кто-то из взрослых будет присматривать за игрой.
Играя, ребенок научится принимать поражение и не завидовать чужой победе. Так исчезнет эгоцентричность, которая очень распространена у детей.
Двадцать первый адаб: Зачастую родители относятся к телевизору как к няньке. Когда родители чем-то заняты, то они хотят, чтобы дети сидели спокойно и не мешали. Только родители не понимают, что дети попадают под влияние увиденного. Детский разум впитывает мелькающие картинки телевизора.
Намного лучше усадить ребенка рядом во время работы. Когда мама готовит, следует дать ребенку поиграть с безопасными столовыми приборами или посудой. В соответствии с возрастом можно постараться вовлечь его в процесс приготовления и дать возможность помочь вам. Или же дети могут читать книги или рисовать поблизости, если мама занята. Намного лучше придумать другие способы, чем включать телевизор.
Двадцать второй адаб: Еще один недостаток просмотра телевизора — это большое количество жестоких сцен. Известно, если человек регулярно смотрит телевизор, то он перестает обращать внимание на сцены насилия и воспринимает их как должное.
Эпизоды смерти и иные жестокие сцены впредь не будут пробуждать в них никаких эмоций.
Некоторые люди даже склонны воплощать в жизнь то, что увидели по телевизору. Люди лишаются доброты и человечности. Результат ужасающ. Большинство молодых людей даже не обращает внимание на огромное количество повсеместно совершающихся убийств.
Двадцать третий адаб: Телевидение достаточно эффективно промывает детские мозги. Ребенка атакуют многочисленными картинками, на которых изображены люди, казалось бы, ведущую веселую жизнь. Однако их поведение, внешний вид и образ жизни в корне противоречат принципам Ислама. Но люди восхищаются такими личностями, и дети мусульман тоже начинают восхищаться ими. Они стараются подражать им и следовать их образу жизни. Такой способ промывания разума трудно уловить, но очень опасен и может негативно повлиять на ребенка.
Двадцать четвертый адаб: Чтение книг играют большую роль в развитии интеллекта.
С самого раннего возраста следует читать ребенку книги, а также давать книги, которые они могут разглядывать сами. Исламские книги доступны даже для самых маленьких.
Книга — это лучший учитель, друг, который никогда не оставит в минуты скуки и одиночества. Читая хорошие книги, ребенок узнает, что в этом мире хорошо и что плохо. Родителям следует предоставить ребенку достаточное количество книг и поощрять их чтение.
Двадцать пятый адаб: В чтении неправильных книг кроется большая опасность.
Плохие книги также могут влиять на ребенка деструктивно. Плохая книга может отравить разум ребенка и заполнить его отвратительными идеями и взглядами. Многие детские книги переполнены насилием, выдумками и любовными историями. Комиксы и подобные книги могут быть увлекательными, но в них мало или совсем нет пользы.
Родители должны знать, какие книги читает их ребенок.
Двадцать шестой адаб: Недостаточно просто воодушевить ребенка на чтение, а затем позволить ему выбрать все, что он захочет. Большинство детей выберет нежелательную литературу, в которой нет пользы для умственного и литературного развития.
Необходимо помочь ребенку выбрать хорошие книги. Не стоит выбирать скучные или учебные книги, а стоит выбрать книги, красиво написанным языком, с ценными мыслями. Во многих библиотеках есть рекомендации для читателей разных возрастов.
Двадцать седьмой адаб: Некоторые родители жалуются на работу и на людей, с которыми им приходится работать. Они винят всех в своих проблемах и с удовольствием обсуждают людей. Все это, несомненно, повлияет на ребенка.
Ребенок, постоянно слышащий, как несправедлива и трудна жизнь, может сформировать мрачное представление о жизни. Таким образом, энтузиазма становится все меньше.
Интерес и позитивный взгляд на жизнь напрямую зависит от родительских мыслей и слов. При детях следует избегать слишком негативных высказываний.
Двадцать восьмой адаб: Жизнь ребенка станет несчастной, если его родители постоянно пессимистичны. Такие родители никогда не прощают ошибок, ворчат из за маленьких провинностей и всегда ожидают самого худшего.
«Ты учишься недостаточно хорошо, скорее всего, ты завалишь свои экзамены»
«В твоей комнате ужасный бардак. Интересно, когда ты вырастешь, твой дом будет таким же грязным?!!!»
«Хватит доставать свою сестренку! Ты ее совсем не любишь»
Все это — примеры негативных и даже деструктивных высказываний.
Двадцать девятый адаб: Некоторые родители считают, что если они будут выполнять всю работу за детей, то таким образом они смогут проявить свою любовь к ним. Они испытывают излишнюю жалость к детям и считают своим родительским долгом выполнять все обязанности за них. Например, шестилетнего ребенка все еще одевают родители. Считается, что он слишком маленький, чтобы самостоятельно завязать шнурки или причесать волосы.
Такая забота не внушает чувство уверенности и самостоятельности. Если десятилетний ребенок все еще не убирает сам свою комнату, а вместо него это делают его родители, то, скорее всего, такой ребенок привыкнет зависеть от людей и в будущем. Такое поведение будет способствовать лени, неряшливости и нехватке инициативности.
Тридцатый адаб: Мудрые родители знают, что лучший способ помочь ребенку — не выполнять работу за него, а научить его необходимым навыкам.
Если с детства ребенок не приучен выполнять свои обязанности, то во взрослой жизни он будет выполнять их неохотно. Родителям следует научить ребенка самостоятельности, ведь Всевышний Аллах одарил наших детей необходимыми физическими и интеллектуальными способностями.
По материалам: http://annisa-today.ru/