Вред и негативные последствия ранних и принудительных браков

24 ноябрь 2022 1082 0
Режим чтения

Чтобы семейный союз был крепким, его должны заключать зрелые и сформировавшиеся личности, за плечами которых есть определенный жизненный опыт и понимание себя.

Именно по этой причине молодые люди сначала должны отделиться от родительской семьи, получив при этом образование, обрести психологическую, духовную, материальную независимость, физиологически организм каждого из них должен быть уже созревшим и готовым ко взрослой жизни, в частности у женщины – к рождению здоровых детей, при этом не ставя под угрозу здоровье самой матери из-за раннего возраста. Ведь беременность и роды у девочек-подростков – это сложнейшая медико-социальная проблема, и чем моложе девушка, тем труднее ее решение.

В Священном Кyр`ане сказано:

وَأَنكِحُوا الْأَيَامَى مِنكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَائِكُمْ إِن يَكُونُوا فُقَرَاء يُغْنِهِمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (Сура «Ан-Нур», аят 32).

Согласно статистическим данным, на браки в зрелом возрасте приходится наименьший процент разводов, то есть они прочнее.

Но здесь, мы все-таки более подробно затронем тему ранних принудительных браков, которые, к большому сожалению, имеют место быть в современном мусульманском обществе.

До сих пор в некоторых мусульманских сообществах женщина (девушка, девочка) воспринимается не как равноправный человек, а нечто второсортное, поэтому это расценивается как полное пользование ею, несоблюдение ее прав и обязанностей по отношению к ней.

В подобных семьях девочку могут передать в другую семью замуж в крайне раннем возрасте, когда она еще не достигла половой зрелости. А также присутствует традиция «воровства невесты». Подобное деяние является абсолютно недопустимым с точки зрения Ислама и здравого смысла поступком, который содержит в себе сразу целый набор запретных действий и может привести к большому нечестию и даже кровопролитию.

Кроме того, украденная девушка попадает в ситуацию, при которой не исключено запретное уединение с посторонним мужчиной, о котором посланник Аллаха сказал:

لاَ يَخْلُوَنَّ رَجُلٌ بِامْرَأَةٍ، وَلاَ تُسَافِرَنَّ امْرَأَةٌ إِلاَّ وَمَعَهَا مَحْرَمٌ

«Не допускается мужчине оставаться наедине с посторонней женщиной, и не должна женщина пускаться в дорогу, если только не будет с ней близкого родственника (махрама)» (Бухари, Муслим).

А ведь именно с этой целью и похищается невеста, чтобы дискредитировать ее тем, что она была наедине с мужчиной и поставить тем самым ее целомудренность под сомнение, потому как это будет позором для ее семьи.

Аллах говорит в Кyр`ане:

إِنَّ ٱلَّذِينَ يَرْمُونَ ٱلْمُحْصَنَٰتِ ٱلْغَٰفِلَٰتِ ٱلْمُؤْمِنَٰتِ لُعِنُوا۟ فِى ٱلدُّنْيَا وَٱلْءَاخِرَةِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Поистине, те, которые обвиняют (в прелюбодеянии) целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих (о грехе), прокляты в этом мире и в последней жизни. Им уготованы великие мучения» (Сура «Ан-Нур», аят 23).

Этот аят был ниспослан о тех, кто высказывал свои порочные предположения языком и способствовал тем самым распространению лживых слухов.

Почему девушки и оказываются втянутыми во всякие мерзкие грехи? Потому что их родители, братья отказались от них, посчитали их обузой и позором для себя. А ведь Посланник Аллаха говорит:

"ألا أدلكم على أفضل الصدقة؟ ابنتك مردودة إليك ليس لها كاسب غيرك" (رواه ابن ماجة)

«Указать ли мне вам на то, что является самой превосходной милостыней? Это твоя дочь, которая вернулась к тебе» (Ибн Маджа).

Ханафитский мазхаб отвергает возможность принуждения девушки к браку, и никах, заключенный против воли невесты, считают недействительным. Чтобы не быть голословными, обратимся к книге «Ханафитский фикх. Никах»: «Если оба они или хотя бы один из них не согласен вступить в брак, бракосочетание будет недействительным, поскольку в брак вступают жених и невеста, а это значит, что их согласие, как и согласие партнеров в случае заключения торговой сделки, является необходимым условием действительности бракосочетания… Во времена джахилийи арабы выдавали женщин замуж, не спрашивая их согласия, однако в исламе это было запрещено, и Посланник Аллаха велел советоваться с женщиной, если дело касается ее брака» [Абдальхамид Тахмаз. Ханафитский фикх. Семейно-брачные отношения].

Абу Хурайра (мир ему и благословение Аллаха) передает, что Пророк сказал:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: لاَ تُنْكَحُ الثَّيِّبُ حَتَّى تُسْتَأْمَرَ، وَلاَ الْبِكْرُ إِلاَّ بِإِذْنِهَا.

 «Не следует выдавать замуж побывавшую замужем женщину, не посоветовавшись с ней, и не следует выдавать замуж девственницу, не спросив её позволения» (Абу Давуд).

Также в «Сахих аль-Бухари» приводится хадис:

حَدَّثَنَا إِسْحَاقُ، أَخْبَرَنَا يَزِيدُ، أَخْبَرَنَا يَحْيَى، أَنَّ القَاسِمَ بْنَ مُحَمَّدٍ، حَدَّثَهُ: أَنَّ عَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ يَزِيدَ، وَمُجَمِّعَ بْنَ يَزِيدَ، حَدَّثَاهُ: أَنَّ رَجُلًا يُدْعَى خِذَامًا أَنْكَحَ ابْنَةً لَهُ، نَحْوَهُ.

«Ханса бинт Хизам аль-Ансарийа (да будет доволен ею Аллах) передала, что, когда ее отец выдал ее замуж вторым браком против ее воли, она пришла к посланнику Аллаха и он расторг этот брак».

Все эти доводы указывают на то, что согласие женщины является основным условием действительности бракосочетания.

Рассматриваемое явление имеет скорее социальную природу, а не религиозную, мы постарались обосновать это именно с точки зрения религии Ислам.

Все имеет определенный путь развития: точно так же, как мы физиологически по-разному созреваем, и к семейной жизни готовы по-разному. Поэтому по мере взросления необходимо готовить детей к браку – как девочек, так и мальчиков. Зачастую в наших семьях девочек стараются держать в строгости, объясняя это тем, что она будущая мать, а мальчиков балуют и позволяют им многое. А ведь главной добродетелью семейных отношений является непорочность обоих супругов – как мужа, так и жены, знание прав друг друга и соблюдение обязанностей.

Мусульмане же имеют обязанности не только пред Всевышним, но и перед супругами, государством, обществом, соблюдение которых чрезвычайно важно.

В Священном Кyр`ане Аллах призывает:

" ... اوفوا بالعقود..."

 «… Будьте верны обязательствам …» (Сура «Аль-Маида», аят 1).

 

Сыщенко Татьяна, Бухарбаева Эльмира «Памятка для молодых людей, вступающих в брак», стр.54-57

По материалам: https://kazakhstan.unfpa.org/ 

Комментарии Вход