Выиграть любой спор: правила ведения дискуссии в исламе
Ни с кем нельзя вступать в споры и препирательства относительно религии. Подобные действия сводят на нет воздаяния за хорошие поступки.
Что же касается самих споров, то о них можно сказать следующее:
Когда был ниспослан аят: “Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдете”, к посланнику Аллаха (мир ему) подошел Ибн аз-Зубари и спросил:
- Люди поклонялись ангелам и Мессии. Если все, кому поклоняются вместо Аллаха, будут в Аду, то неужели ангелы и Иса тоже окажутся в Аду?
Наш Пророк (мир ему) на это ответил:
- Ты невежественный человек, даже язык своего племени не знаешь. Тебе разве не известно, что связка “ма” используется для неодушевленных предметов?”
Спорить можно для выявления правильной точки зрения, ради истины. Запрещены же дискуссии, которые устраиваются с целью устранения истины посредством ложных суждений.
В аятах сказано:
«Среди людей есть те, кто спорит об Аллахе без знания, без верного руководства, без освещающей Книги. Надменно сворачивая шею, он пытается сбить других с пути [религии] Аллаха. Ему – унижение в этом мире, а в Судный день Мы дадим ему вкусить наказания в адском огне» (сура "Хадж", аяты 8-9).
Но нет ничего плохого в том, чтобы вести борьбу против ложных воззрений за правду, за выяснение истины. Таково повеление самого Всевышнего. В аяте сказано:
«Призывай [людей, о Мухаммад] на путь твоего Господа с мудростью и хорошим наставлением и веди спор с ними наилучшим образом [выбирая самые убедительные доводы]. Поистине, твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто по нему следует [и воздаст им всем по заслугам]» (сура "Пчелы", аят 125).
Нельзя вести ни с кем дискуссию относительно имеющихся в Кyр`ане муташабих (1) аятов. Споры на эти темы могут открыть врата к заблуждению. Если всё же приходится вступать в полемику, чтобы разоблачить ложность суждений противной стороны, всегда будьте тем, кто задает вопросы. Не надо давать противной стороне возможности задавать вопросы, возбуждая сомнения. Лучший пример такой дискуссии - это спор между Ибрахимом (мир ему) и Немрутом. В аяте сказано:
«Разве ты [о Мухаммад] не видел того [царя Намруда], который спорил с Ибрагимом о его Господе [разве ты не слышал о нем], а ведь Аллах дал ему власть? Ибрагим сказал [ему]: «Мой Господь Тот, кто дает жизнь и умерщвляет».
Он [Намруд] ответил: «Я даю жизнь и умерщвляю». Ибрагим сказал: «Аллах поднимает солнце на востоке. Заставь же его подняться на западе». Растерялся неверующий. И Аллах не ведет верным путем людей, совершающих зло» (сура "Бакара", аят 258)
В тафсире Абу аль-Лейса Самарканди, да пребудет над ним милость Аллаха, эта тема разъясняется таким образом: Немрут сын Кенана был великим царем. Однажды он со своим народом отправился к тому месту, где устраивали празднества. Воспользовавшись удобным случаем, Ибрахим (мир ему) разбил всех идолов в святилище. Когда Немрут и его люди вернулись с места празднества. то обнаружили своих идолов разбитыми. Ибрахим (мир ему), обратившись к ним, спросил:
- Неужели вы поклоняетесь идолам, которых создаете своими руками!?
Они же спросили:
- Так и быть. Кому же поклоняешься ты?
- Я поклоняюсь тому, Кто дарует жизнь и умерщвляет, - ответил Ибрахим.
Некоторые говорили, что Немрут занимался спекуляцией. (Он закупал зерно, хранил до повышения цен на хлеб и затем продавал по высокой цене). Люди, нуждающиеся в хлебе, приходя к нему за зерном, должны были поклониться Немруту до земли. В один из дней Ибрахим (мир ему) тоже пришел к Немруту. Когда он не стал совершать сажда перед ним, царь спросил:
- Ты почему не поклонился, эй, Ибрахим?
- Я поклоняюсь своему Рабби, - ответил Ибрахим.
- А кто твой Господь? - спросил Немрут.
- Мой Господь Тот, Кто оживляет и умерщвляет, - сказал Ибрахим.
- Я тоже дарую жизнь и умерщвляю, - сказал царь и велел доставить из тюрьмы двух преступников.
Одного из них он велел казнить, а другого - освободить. После этого он заявил:
- Как видишь, я тоже дарую жизнь и умерщвляю.
Ибрахим возразил:
- Ты освободил живого, но не оживил мертвого.
Для того, чтобы люди Немрута перестали думать, будто он способен оживлять мертвых, Ибрахим (мир ему) тотчас занял позицию задающего вопросы и сказал Немруту:
- Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе.
И тогда Немрут пришел в замешательство. Он не знал, что и сказать. Здесь Ибрахим (мир ему) хотел не просто поспорить с Немрутом, а привести его к вере в Аллаха. Так он заставил его замолчать.
1. Муташабих - это аяты или отдельные слова Корана со скрытым смыслом, которым можно придать разный смысл, и истолкование которых затруднительно.
Из книги «Исламский путь»
По материалам: https://islam-today.ru/