Высокие достоинства семьи имама ат-Тахави и его уникальные труды
Имам ат-Тахави вырос в доме, где царила атмосфера знаний и высокое достоинство домочадцев. Он вырос в Египте в том месте, в котором в свое время пришло много сахабов и табиинов, а также тех, которые видели сахабов, из этих мест вышло много больших ученых и великих мухаддисов.
Его отец - Мухаммад ибн Саляма обладал очень большими познаниями в поэзии арабского языка, а также передаче литературных произведений.
А его мать была из числа сподвижников имама Шафи`и (да воздаст ему Аллах благом), то есть в числе тех, которые его видели и являлись учениками. Она была знающей и очень богобоязненной женщиной.
А что касается его дяди Аль-Музани, брата его матери, то это великий имам, ученый - это первый человек, у которого имам Тахави получил знания по фикху и записывал хадисы.
Как мы поняли имам Тахави вырос в семье, которая придерживалась шафиитского мазхаба, но, со временем, имам Тахави меняет свой взгляд в этом плане и переходит в мазхаб имама Абу Ханифы, это произошло, когда он достиг возраста 21 года.
Ученые упомянули различные причины, по которым имам Тахави перешел в мазхаб имама Абу Ханифы. Мы хотели бы упомянуть лишь некоторые из них:
1. Имам Тахави видел как его дядя Аль-Музани читал очень много книг имама Абу Ханифы, восхищаясь трудами великого имама.
Передается в книге «Иршад» что Ахмад ибн Шурти сказал:
«Я спросил имама Тахави: "Почему ты променял мазхаб имама Шафи`и и перешел в мазхаб имама Абу Ханифы"»? На что тот мне ответил: "Потому что я видел, что мой дядя Аль-Музани читал много книг Абу Ханифы и поэтому я перешел в его мазхаб"».
2. Ибн Халкан упомянул другую версию в своей книге «Фи Уафаятуль-аян»:
«Причина в том, что однажды его дядя сказал, что с него ничего не выйдет, на что имам Тахави очень сильно разозлился и пошел к великому ханафитскому ученому для получения знаний, став впоследствии професионалом».
3. Так же имам Хаджар аль-Аскаляни приводит нам другую версию:
«Когда он сидел со своим дядей Аль-Музани, они разбирали хадисы, но толкование одного из хадисов имам Тахави не понял, тогда его дядя разозлился, сказав "из тебя не выйдет никакой пользы". И это стало для имама Тахави толчком для получения знаний у других ученых, коим стал имам Абу Ханифа. В итоге имам Тахави стал большим ученым, настоящим муджтахидом».
Но, как мы знаем, было много ученых, которые переходили из одного мазхаба в другой, например, из ханбалитского в маликитский и наоборот, поэтому здесь мы ни в коем случае не хотим обидеть чуство верующих, которые придерживаются иных правовых школ.
Труды имама Тахави
Имам ат-Тахави написал очень много трудов, среди них есть даже те, которые еще не вышли в свет, а сохранились в виде рукописи. Но многие труды вышли в свет и те, кто интересуется исламским наследием, используют их.
«Ахкям уль-Кур`ан» – хукмы Кур`ана.
«Ихтиляф уль Уляма» – разногласие ученых.
Это очень большая книга, историки говорят, что она состоит из 130 томов, но, к сожалению, к нам она не дошла. Абу Бакр Джасас сократил эту книгу и одна часть находится и сохранена в рукописном в виде в Стамбуле.
«Шарх маани аль Асар» – толкование смысла хадисов, которые касаются хукмов, которые выводят из хадисов.
«Сахих уль Асар» – сахих хадисы, которые пришли от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сахабов и табиинов (да будет доволен ими Аллах).
«Аль-Акыдату Тахавийя» – смысл акыды ахлю сунна уаль джамаа, то есть акыды суннитов.
Это акыда, которой придерживался имам Абу Ханифа, имам Абу Юсуф и Имам Мухаммад Хасан аш-Шайбани. Книга очень распространена среди суннитов, ее читают все, вне зависимости от правовой школы. Небольшой по объему, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий все то, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин.
«Мухтасар уль Тахави» – книга, где коротко изложен фикх имама Абу Ханифы.
Также присутствуют мнения его учеников и среди них в некоторых вопросах имеется мнение самого имама Тахави, которое он выводил самостоятельно или выбирал мнение между имамом Абу Ханифой и его учениками.
«Мушкиль аль Асар» – это книга касается хадисов, которые якобы противоречат друг другу, и имам Тахави дает объяснение в этом вопросе, опровергая некоторые заблуждения.
Также есть те произведения, которые до нас не дошли, мы их только находим в книгах ученых, где они перечисляют названия этих величайших трудов. В общей сложности есть еще 23 произведения, вышедшие в свет.
Хасенов Саят, устаз мечети «Төлебай»
Источник: Специально для Muslim.kz