Взаимоотношения: что значит служить мужу?
Человеческий мир состоит из двух взаимодополняющих друг друга полов – мужского и женского. Таково предопределение Всевышнего.
Изначально Господь оповестил своих ангелов о намерении создать человека – ханифа (наместника) на земле, не упоминая его пол и был сотворён Адам (мир ему) – мужчина, способный нести возложенную Аллахом миссию:
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете!» (Аль-Бакара, 30).
В произведениях, именуемых «История пророков», повествуется, что причиной сотворения женщины – Хаввы стало испытываемое Адамом отягощающее чувство одиночества. Оно не давало ему покоя и ощущения собственной полноценности.
Да, поистине, одиночество подобает лишь Единому Аллаху. Тогда милостивый, знающий обо всём Господь, создал для Адама ту, которая дополнила и скрасила его жизнь. Увидев её красоту, утончённость, сердце Адама наполнилось великолепным чувством любви к ней. Сегодня каждый знает это сильное, окрыляющее чувство, придающее вкус, смысл и силу жизни, вдохновляющее преодолевать новые вершины.
Аллах сказал в Кyр`ане:
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие!» (Ар-Рум, 21).
Потому миссия женщины – дарить своему мужчине продуктивный покой, после которого он становится способным обновлять свои жизненные ресурсы для достойного выполнения задачи наместника и, конечно же, раба Всевышнего Аллаха.
Женщина также является рабой Господа миров и, поскольку поклонение – естественная обязанность любого раба, она, в первую очередь, заботится о соблюдении прав Аллаха, а потом искренне стремится достойно служить своему супругу. Вот как описывает мать правоверных Аиша (да воздаст ей Аллах благом) важность этой миссии:
«О, женщины, если бы знали вы обязанности ваши перед мужьями, то каждая из вас, будучи сама в пыли, прежде всего убирала бы пыль с лица своего мужа!» (Ибн Абу Шейба).
И Посланник Аллаха ﷺ наставнически делал акцент на усердии женщин в этом вопросе.
Сообщается, как однажды тётушка Хусейна бин Михсана со стороны его отца пришла к Пророку ﷺ по какой-то нужде. Он же спросил её: «У тебя есть муж?», на что она ответила утвердительно. Он вновь спросил: «Как у тебя с ним?» Она поведала, что делает всё возможное для достижения его довольства. Посланник Аллаха ﷺ же заповедал ей: «Будь внимательней. Куда тебе до него! Воистину, он для тебя Рай и Ад!» (Ахмад, Хаким).
Если взглянуть на сегодняшнее положение женщин, то можно увидеть, насколько они отдалились от понимания смысла своей жизни. От этого в расстройство пришли базовые семейные ценности, испортилось общество, и мужчины духовно ослабели.
Выходя замуж, женщины, вместо того, чтобы служить супругам, словно бы наоборот порабощают своих мужей, вынуждая их излишне погружаться в мирские хлопоты.
Да, в натуре женщины заложена любовь к созданию уюта, комфорта для домочадцев. Ей самой психологически легче, когда она окружена обстановкой, устраивающей именно её. Так женщина лучше вдохновляется на преодоление нелёгких будничных рутин.
В этом нет ничего предосудительного, но, часто, она теряет чувство меры и превращает мужчину в орудие добычи не нужных ему красивых «тряпок» и предметов интерьера. Ведь, по сути, мужчине для жизни важен минимум (вкусная, вовремя поданная еда, чистота, наличие готовых вещей), и он в основном совершенно не замечает эстетические мелочи. Потому нередко задаётся вопросом: «Что ей ещё не хватает?».
Искусственно создаваемые излишние мирские хлопоты отвлекают от поклонения, духовного совершенства и более значимых ценностей жизни. Таким образом женщины следуют своим желаниям, ради которых лишают мужчину покоя и оказываются близки к гневу Всевышнего.
В исламе определён минимум того, что обязан мужчина в отношении жены (не оставлять голодной, достойно одевать, предоставить нормальные условия для жизни), остальное – садака, его личное благодеяние. То есть, если он без постоянного натиска со стороны супруги одаривает её, – это одно. Но когда жена проявляет недовольство предоставленным ей, желая большего из «кармана» мужа вопреки его собственному желанию, – это невоспитанность и неблагодарность, о которой говорил Пророк ﷺ:
«Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей − женщины, проявлявшие неблагодарность». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго станешь делать добро какой-нибудь из таких женщин (баловать), а потом она увидит от тебя нечто, что ей не понравится (отказ, например, купить желаемое), то непременно (обидится) скажет: «Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи).
Если женщина желает большего, то при согласии её мужа, она может иметь личный доход и тратить на это из своих средств, за трату которых её никто не осудит. Главное – женщине следует выполнять основную задачу перед супругом, заботясь о том, чтобы «пыли» в виде проблем не было прежде всего на нём.
Ещё женщины часто жалуются на свою нелёгкую долю, мол, все бытовые и воспитательные заботы лежат на их хрупких плечах: уборка, глажка, готовка, рождение и воспитание детей. При всём при этом нужно быть красивой и способной улыбаться (угождать) супругу. Даже придумывают условия в брачных договорах о некоем равноправии в этом вопросе, типа разделения обязанностей пополам.
Известна нравственность Посланник Аллаха ﷺ, который не чурался помогать своим жёнам уборкой или штопаньем одежды. Однако это не прочерченные условия, а одна из граней красивых, уважительных взаимоотношений между супругами, когда оба проявляют чуткость друг к другу из милосердия и понимания.
На самом же деле женщине следует терпеливо выполнять домашние заботы самой, поскольку она создана помощницей супругу, за что будет награждена Всевышним Аллахом Азза ва Джаль. Подтверждение этому мы можем видеть на примере дочери самого Посланника Аллаха ﷺ – Фатиме (да воздаст ей Аллах благом), описанном в книге «Асхабуль-Кирам»:
«Через год после переезда в Медину, Фатима (да воздаст ей Аллах благом) за выплату махра в сумме 400 дирхемов, была выдана замуж за Али (да воздаст ему Аллах благом). В то время ещё была жива его мать, и молодожёны стали снимать жильё. По совету Али (да воздаст ему Аллах благом) невеста и свекровь поделили обязанности по хозяйству между собой. Свекровь должна была обеспечивать семью необходимым, ходя на рынок за продуктами, а молодая жена готовить пищу, убирать жилище.
В те времена вести домашнюю работу было сложно. Фатима при помощи ручной мельницы молола зерно и получала муку, чтобы печь лепёшки. От чрезмерно тяжёлого и постоянного труда у неё распухали руки. Ей приходилось носить тяжёлые сосуды с водой, и от этого болели плечи. Она подметала полы, и одежда становилась пыльной, требующей дополнительной стирки.
Однажды, не выдержав тяжкого труда, дочь Пророка ﷺ отправилась к своему отцу с целью попросить выделить им служанку в помощь по хозяйству. Но Посланник Аллаха ﷺ, имевший такую возможность, сказал следующее:
«Дочь моя, Фатима! Приступая к работе, проси Всевышнего о помощи, увлекшись домашними делами, не забывай вовремя совершать намазы. Выполняй самостоятельно домашние дела, смирись с тяжестью своих обязанностей ведь самые благородные и желанные для своих мужей те жёны, которые приносят большую пользу своим супругам. Перед сном вспоминай Всевышнего и, засыпая, повторяй 33 раза «субханаЛлах», 33 раза «Альхамдулиллях» и 34 раза «Аллаху Акбар». Делая так, ты удостоишься благ свыше и это будет лучше, чем ты будешь иметь дома служанку» (Бухари).
Поклонение женщины заключается в стремлении облегчить и скрасить жизнь мужа, ласковым, заботливым отношением. Разумеется, и муж должен отвечать ей взаимным милосердием. Во время прощального паломничества Пророк ﷺ произнёс очень важную речь, в которой так же завещал эту истину:
«Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они – ваши пленницы (зависят от вас морально и материально, принадлежат вам), и вы не имеете права отнестись к ним плохо (строго, сурово в воспитательных целях), разве что, если они совершат что-то явно непристойное (…). Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть. А они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их» (Тирмизи).
Семьи и отношения бывают идеальными крайне редко и зависят они в первую очередь от степени духовной зрелости и воспитанности (адаба) супругов.
Оттого многие женщины тяжело вздохнут и скажут, что нравственный облик их мужей не вдохновляет искренне им служить. Ведь зачастую в жизни, особенно современной, женщине приходится брать на себя даже мужские обязанности.
Причина тому – лень, неучтивость супругов, отсутствие чувства ответственности и богобоязненности, что вызывает определённую дисгармонию в семье и отвращение к мужьям.
Но даже в таком положении, женщине не следует преступать волю Всевышнего, плохим отношением к мужу. Можно либо красиво терпеть трудности ради сохранения семьи, либо красиво расстаться, что, в таком случае, дозволено шариатом.
Исходя из вышесказанного, верующим женщинам – мусульманкам, необходимо строить свою жизнь на основе смысла своей сотворённости, а не на основе поиска пути для собственного комфортного существования. Такова истина, для тех, кто желает довольства Аллаха, который через своего Посланника ﷺ обещает достойную награду за соблюдение Его границ:
«Если женщина совершает пять ежедневных молитв, постится в месяц Рамадан, хранит своё целомудрие, повинуется мужу, то ей будет сказано: «Входи в Рай через те из врат Рая, через которые пожелаешь!» (Имам Ахмад).
Айна Замаева
По материалам: https://islam-today.ru/