Взаимоотношения Пророка ﷺ с иудеями: Изгнание Бану Кайнуки из Медины
Первыми, кто нарушил соглашение с мусульманами, являлись сыны Кайнука (Ибн Хишам, II, 47). Они являлись союзниками племени Хазрадж. После битвы при Бадре они начали проявлять наглость и завидовать мусульманам, победившим в этом сражении. Победу мусульман они связывали с тем, что Курайшиты не обладали военной тактикой. Досточтимый Пророк ﷺ встревожился их подобным отношением. В Священном Кyр`ане их отношение описывается следующим образом:
«А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны» (Сура Анфаль 58)
Досточтимый Пророк ﷺ собрал сынов Кайнука и сделал им предупреждение, напомнив о поражении Курайшитов в битве при Бадре. Он призвал их к Исламу. Напомнил им о том, что он является пророком. Однако Иудеи начали угрожать Досточтимому Пророку ﷺ и разорвали соглашение, сказав о том, что в отличие от Курайшитов, они являются искусными воинами. (Ибн Хишам, I, 552)
Одна из мусульманских женщин была оскорблена на рынке Кайнука, что стало последней каплей, переполнившей чашу вражды между этим племенем и мусульманами. Одна женщина из числа ансар пришла к ювелиру на рынок Кайнука, в котором сыны Кайнука занимались торговлей и ювелирным делом. Один из Иудеев, находившийся в лавке (в некоторых источниках говорится, что это был владелец лавки), нечаянно зацепил юбку этой женщины. Когда она встала на ноги, ее тело оголилось. Иудеи начали смеяться. Из-за стыда и гнева женщина начала кричать. Один из мусульман, проходивший мимо этих мест, узнал о ситуации и убил этого Иудея. Иудеи же убили этого мусульманина. Его близкие обратились к мусульманам за помощью. В итоге ситуация между мусульманами и Иудеями серьезно обострилась.
Досточтимый Пророк ﷺ, встревоженный поведением сынов Кайнука, в месяце Шавваль 2/март-апрель 624 года отправился к ним. Придя к Бейт аль-Мидрасу, который использовался Иудеями, как школа и судебный зал, он призвал их к Исламу. Однако они дали отрицательный ответ, сказав о том, что Досточтимый Мухаммад ﷺ уже обращался к ним с этим вопросом. У сынов Кайнука было две крепости, которые являлись одними из особенностей Медины. Они отступили в эти крепости. Мусульмане осаждали их на протяжении пятнадцати дней.
Сынов Кайнука, имевших в своей численности семьсот воинов, охватил страх. Они покинули свои крепости и сдались Досточтимому Пророку ﷺ, согласившись с его решением. Абдуллах ибн Убай, являвшийся главой лицемеров и старым союзником сынов Кайнука, настойчиво просил Пророка ﷺ простить их. Пророк ﷺ повелел им покинуть Медину. На этот раз Абдуллах ибн Убай попросил, чтобы он не выселял их из Медины, однако его просьбы не увенчались успехом. (Вакиди, I, 178; Ибн Хишам, II, 48-49)
Сыны Кайнука вместе со своими семьями покинули Медину. Сначала они отправились в Вади аль-Куру и оставались там на протяжении месяца. Пополнив запасы пищи и верховых животных, они отправились в сторону Сирии в город Азриат. Свое оружие, состоящее из полутора тысяч мечей, трехсот доспехов, двух тысяч пик и пятисот щитов, они оставили в Медине. Одна пятая часть их имущества была отдана в казну, а остальная часть была распределена между мусульманами. В некоторых источниках говорится, что после битвы при Бадре одна пятая часть добычи являлась первым трофеем мусульман, полученным от Иудеев. (Ибн Сад,II, 29-30; Балазури, I, 308-309)
Продолжение следует...
Проф. Док. Ибрагим Сарычам ат-Турки, из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ и его вселенское послание», стр. 296-316
По материалам: https://islamdinr.ru/