Взаимоотношения Пророка ﷺ с иудеями: Случай с Бану Курайза
С изгнанием племен Бану Кайнука и Бану Надир до окончания битвы у Рва в городе оставалось лишь племя Бану Курайза. Во время битвы у Рва племя Бану Курайза, под подстрекательством Хуяй ибн Ахтаба из племени Бану Надир, решило напасть на мусульман с тыльной стороны. Такими действиями сыны Курайза открывали путь для гибели мусульман. Узнав об этом, Досточтимый Пророк ﷺ отправил группу из четырех человек к племени Курайза, чтобы помешать им. В числе этой группы был Сад ибн Муаз, являвшийся председателем племени Аус, и Сад ибн Убада, являвшийся председателем племени Хазрадж. Они встретились с председателем племени Курайза Каб ибн Асадом и попросили его отказаться от этой идеи, а если он поступят иначе, ситуация для племени Курайза сложится печальным образом. Однако Каб ибн Асад осмеял мусульманскую группу и жестко обошелся с ними.
Во время осады сынов Надира племя Бану Курайза предприняло атаку на мусульман. По этой причине Досточтимому Пророку ﷺ пришлось оставить осаду племени Бану Надр и отправиться на племя Бану Курайза. В итоге сыны Курайза предложили заключить мир. Мусульмане приняли это предложение при условии, что они не будут оказывать поддержку сынам Надира. Во время битвы у Рва они совершили военное преступление, что являлось веской причиной для объявления им войны. Ведь они потеряли доверие к себе.
«Пребывание племени Курайза в Медине представляло постоянную опасность. Если бы им было разрешено покинуть Медину, они не были бы полезны ни для чего, кроме как для усиления групп интриганов, противостоящих Исламу» (Максим Родинсон, 165)
Спустя один день после того, как закончилась осада в Медине, Досточтимый Пророк ﷺ решил отправиться против сынов Курайза. В качестве заместителя он оставил Ибн Умму Мактума. Послеполуденную молитву было решено совершить на родине племени Курайза, так как мусульманам необходимо было действовать незамедлительно. Сыны Курайза спрятались в своих крепостях и начали оскорблять Досточтимого Пророка ﷺ и его жен. Однако из-за продолжительной осады они оказались в затруднительном положении. Каб ибн Асад, являвшийся главой сынов Курайза, предложил им три варианта: Принять Ислам, напасть на мусульман в субботний день, или же убить своих жен и детей и сражаться с мусульманами не на жизнь, а на смерть. Однако Иудеи отказались от всех вариантов (Ибн Хишам, II, 237). Досточтимый Пророк ﷺ предложил племени Курайза принять Ислам. Они не приняли данное предложение из-за чего началось сражение. (Абдурразак, аль-Мусаннаф, Лубнан 1970-1972, V, 216)
В наших источниках сообщается о том, что племя Курайза сдалось мусульманам, согласившись с постановлением Сад ибн Муаза, являвшимся их давним союзником (Ибн Хишам,II, 240; Табари,II, 583). В другом предании говорится, что они сдались, согласившись с постановлением Досточтимого Пророка ﷺ. Тем временем, племя Аус, являвшееся их давним союзником, просило Досточтимого Пророка ﷺ об их помиловании. На это он предложил судейство Сад ибн Муаза и племя Аус приняло данное предложение (Вакиди,II, 509-510; Табари,II, 586). Однако в первой группе преданий говорится о судействе Сада перед капитуляцией, а во второй группе преданий – после капитуляции. Однако в обеих группах преданий сообщается о том, что судьей был назначен Сад ибн Муаз. Он был ранен во время битвы у Рва и его лечением занималась Руфайда аль-Ансария, принадлежавшая племени Аслам. Лечение проходило в шатре, который был установлен в Мечети Пророка ﷺ. Эта женщина занималась лечением раненых мусульман. (Известно, что во времена Пророка ﷺ и в последующие периоды женщины занимались лечением раненых солдат. Максим Родинсон сравнивал Руфайду с известной английской медсестрой, которая жила В XIX веке, описывая ее следующим образом: «…Руфайда являлась Флоренсой Найтингейл своего времени…» (Максим Родинсон, 165))
Чтобы вынести свое решение, Сад ибн Муаз был посажен на осла и привезен в штаб Пророка ﷺ. Он постановил следующее: убить парней, достигших зрелости; взять в плен женщин и детей; присвоить их имуществу статус трофеев. В наших источниках мы не нашли информацию о том, чем руководствовался Сад во время принятия такого решения, обычаями, Торой или Священным Кyр`аном. Однако передается, что после вынесенного постановления Пророк ﷺ сказал следующее:
«Он вынес решение, руководствуясь постановлениями Аллаха и Его Посланника». (Балазури, I, 247; Табари,II, 587, 588)
Современный исследователь Мухаммад Хамидулла привел следующие слова Сад ибн Муаза и нашел взаимосвязь между его решением и постановлениями Торы: «Тора, являющаяся священным писанием Иудеев, узаконила для мусульман те же права против поверженных врагов, что и для Иудеев». (Хамидулла, Сражения Досточтимого Пророка, пер. Салих Туг, Стамбул 1981, 210. 194 Тасния, 20/13-14)
Поистине, Тора предоставляет Иудеям такие же права против поверженных врагов (Тасния, 20/13-14). Возможно, Сад ибн Муаз, являвшийся давним союзником племени Курайза, знал об этом постановлении Торы. В итоге постановление было приведено в действие. Была убита лишь одна женщина, сбросившая камень со стены крепости на одного из сподвижников по имени Халлад ибн Сувайд.
В источниках сообщается, что число убитых людей из племени Курайза лежало в промежутке от четырехсот до девятисот человек. Женщинам, детям и имуществу был присвоен статус трофеев; финиковые рощи были распределены между воинами. Хуяй ибн Ахтаба, принадлежавшего племени Бану Надир и находившегося на родине племени Курайза, ожидала та же участь, что и племя Курайза. Он расплатился жизнью за свое предательство. Сражение с сынами Курайза произошло в месяце Зулькада 5/январь-февраль 627 года. (Ибн Хишам, II, 233-245; Ибн Сад, II, 74-78; Балазури, I, 347-348; Табари, II, 581-593; Ибн Абдильбар, Дурар, 178-182; Ибн Саидиннас, II, 103-113)
В суре Ахзаб имеются следующие аяты, в которых говорится о сражении с племенем Курайза:
«Людей Писания, помогавших язычникам, Аллах спустил с их крепостей и вселил в их сердца страх. Кто-то из них был убит вами, а кто-то оказался в плену. Аллах передал вам в наследие их земли, дома и богатства, а также землю, по которой вы даже не ходили. Аллах – Всемогущ».
Продолжение следует...
Проф. Док. Ибрагим Сарычам ат-Турки, из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ и его вселенское послание», стр. 296-316
По материалам: https://islamdinr.ru/