Взгляд Аль-Газали на детское образование
Многие мусульманские ученые обращались к теме детского образования, среди них — Ибн Синна, Ибн Халдун и Аль-Газали, которому посвящается данная статья.
Аль-Газали, известный в Европе как Алгазель, — один их наиболее прославленных мусульманских ученых, написавший множество работ, — стал знаменит, благодаря своей широкой образованности и эрудиции. В тридцать лет он стал ведущим преподавателем в Мадраса Низамийя в Багдаде — наиболее известном тогда центре наук в восточной части исламского мира (на Западе подобное место занимала Кордова). Его концепции доминировали в исламской образовательной мысли веками после его смерти. В данной статье рассматриваются его концепция детского образования и видение роли преподавателя. Источниками, на которых основывается данное краткое повествование, являются работы К. Бумран, Л. Гарде, А. Триттон и А.Тибави.
Согласно Аль-Газали, "знание потенциально существует в душе человека подобно зерну в поле; обучение данный потенциал реализует".
«Ребенок, — писал Аль-Газали, — это залог, вверенный Богом в руки родителей, его невинная душа - драгоценное творение, впитывающее образы и впечатления».
Если родители, а затем и учителя, дадут ему праведное воспитание, он проживет счастливо в этом мире и в будущем. Они же будут вознаграждены Богом за свои добрые дела. Если они пренебрегут воспитанием ребенка иего образованием, жизнь его будет полна несчастья в обоих мирах, и понесут они бремя греха неисполненного долга.
Одним из элементов образования, как настаивал Аль-Газали, является обучение ребенка символам Веры, начинать которое необходимо с самых ранних дней. Постепенное обучение его смыслу веры по мере того, как он растет, должно включать в себя три стадии: запоминание, понимание и убежденность (твердая вера).
То, как ребенок относится к миру в целом, вызывает особый интерес Аль-Газали. Вместе с Ибн Аль-Хаджем он подчеркивает, наряду с остальными правилами поведения, то, что ребенок не должен похваляться благосостоянием отца идолжен быть вежливым и внимательным по отношению ко всем. Ему не следует насаждать страсть к деньгам, ибо подобная страсть является смертельным ядом. Он должен учиться слушаться и уважать своих родителей, учителей и старших. В старшем возрасте он должен соблюдать правила чистоты и личной гигиены, поститься несколько дней в месяц Рамадан, не носить шелка, золота и серебра, изучать наставления Священного закона, бояться воровства и богатства, добытого нечистыми средствами, лжи, предательства, пороков и грубости в речи. Ученику нельзя испытывать чрезмерную гордость или зависть, бранить окружающих. Он должен избегать общества великих мира сего и получать от них подарки. По отношению к Богу ему следует поступать так, как он хочет, чтобы его слуга поступал по отношению к нему, а с людьми он должен обращаться так, как хочет, чтобы они обращались с ним.
Особое значение Аль-Газали придает личным усилиям человека в поисках истины. Он настаивает, что это предполагает необходимость получить образование и руководство учителя. Образование (тарбийя), констатирует Аль-Газали в "Айюха-ль Валяд", подобно "труду крестьянина, который вырывает с корнем сорную траву и остригает пшеницу для того, чтобы она лучше росла и дала больший урожай". Каждый человек нуждается в наставнике, который поведет его в правильном направлении. Попытки делать что-либо без наставления учителя вводят человека во многие заблуждения. В "Айюха-ль Валяд" Аль-Газали говорит также о том, что почтение, которое ученик проявляет к учителю, является свидетельством уважения к нему в своем сердце.
Учитель, дающий наставления молодым, подчеркивает Аль-Газали, "берет на себя великую ответственность". Следовательно, он должен заботиться о своих учениках так, как если бы они были его собственными детьми. Нарушения ими правил поведения ему следует исправлять намеком или советом… Он должен прежде всего сам показывать пример, чтобы его поведение соответствовало его наставлениям. Учителю никогда не следует критиковать своих коллег. План обучения он должен построить так, чтобы тот соответствовал возможностям и способностям учеников, не перегружая их и не демонстрируя чрезмерной строгости. Он должен относиться с равным уважение ко всем ученикам, в том числе к менее одаренным. После времени, проведенного в школе, следует предоставить ученику отдых для восстановления сил. Запреты на игры и требование непрерывной учебы ухудшает настроение ребенка, снижает его сообразительность и делает его несчастным.
Освещая этот вопрос в "Ихья Улюм аль-Дин", Аль-Газали полагает, что учитель имеет восемь обязанностей. Первая и важнейшая — учитель является отцом для своих учеников. Он учит во имя Аллаха. Совет студенту он должен давать, предварительно тщательно продумав его, и должен сдерживать свой порыв чрезмерно ускорить процесс обучения. Выговор следует делать обдуманно, сдержанно, находясь наедине с учеником. Чрезмерное порицание делает ученика более упрямым в своих поступках. Еще одна обязанность учителя — тому, чему он учит своих учеников, он должен следовать сам, чтобы, таким образом, его дела не противоречили его наставлениям.
По материалам: http://islam.plus/